За право выпускать ром под названием Havana Club уже третье десятилетие идет спор между двумя крупными мировыми производителями алкоголя – компаниями Pernod Ricard и Bacardi. Ставки нешуточные: по объемам продаж этот напиток, изготовленный на кубинском предприятии (часть которого принадлежит Pernod Ricard), занимает пятое место в мире. Только в 2015 году французская компания продала 36 млн литров рома «Гавана Клуб». С другой стороны, на рынке рома в США доля Havana Club производства Bacardi составляет около 30%.
Компанию по производству рома основал на Кубе в 1880 году испанец Хосе Аречабала Альдама. Дата рождения бренда Havana Club – 19 марта 1934 года. В этот день наследники Аречабалы открыли новый ликеро‑водочный завод, построенный взамен разрушенного ураганом. Хотя торговая марка и была совершенно новой, бренд Havana Club стал квинтэссенцией всего опыта, накопленного мастерами компании за полвека. В 1958 году предприятие произвело 6 млн л рома, почти вдвое больше, чем «Бакарди». Но в 1959 году после революции на Кубе все имущество компании было национализировано, а семья Аречабала покинула остров.
Вплоть до 90‑х годов XX века кубинский ром экспортировали в основном в страны социалистического лагеря: рынок США для него был закрыт. Однако в 1976 году правительство Кубы перерегистрировало на себя торговую марку «Гавана Клаб», поскольку срок ее регистрации семьей Аречабала истек. В 1994 году французская компания Pernod Ricard заключила договор с Corporación Cuba Ron и приобрела 50% акций предприятия, производящего знаменитый ром. В том же году семейство Аречабала продало фирме Bacardi юридические права на торговую марку Havana Club и оригинальный рецепт напитка. Bacardi наладила его выпуск в Пуэрто‑Рико. С тех пор не прекращается череда судебных тяжб между двумя гигантами алкогольной индустрии. В разбирательства вовлечены ВТО, ЕС и Конгресс США.
Этикетку бутылки с кубинским напитком украшает надпись: «El ron de Cuba» («кубинский ром»). В свою очередь, суд обязал компанию «Бакарди» указывать, что ром произведен в Пуэрто‑Рико. Зато его делают по созданному более 80 лет назад оригинальному рецепту, в котором наверняка были нюансы, известные лишь семье Аречабала.
|