Жюльена де Ламетри можно было бы назвать типичным новым атеистом[1], если бы не тот факт, что нового в нем к настоящему времени осталось мало. Работая во Франции в XVIII веке, Ламетри делал дерзкие заявления, с открытым пренебрежением отзывался об оппонентах и во всеуслышание говорил о своих антиспиритуалистских убеждениях. В его наиболее значимой работе, L’Homme machine («Человек‑машина»), высмеивается идея декартовской нематериальной души. Будучи врачом по профессии, он утверждал, что интеллектуальная деятельность и умственные расстройства объясняются особенностями тела и мозга.
Как всем нам известно, идеи Ламетри и по сей день не стали общепринятыми, но в целом он был на правильном пути. Современной физике известны все частицы и силы, из которых составлена любая наблюдаемая нами материя, как живая, так и неживая, так что места для внефизической жизненной силы не осталось. Нейробиология – область намного более сложная и далеко не так хорошо разработанная, как физика, – тем не менее добилась огромных успехов, связывая наше поведение и то, что происходит у нас в головах, с определенными действиями мозга. Когда меня спрашивают, что я думаю по поводу мыслящих машин, я не могу не ответить: «Эй, вы вообще‑то говорите про моих друзей». Все мы – мыслящие машины, и граница между различными типами машин размывается.
Сейчас у всех на слуху, и не без причин, «искусственные» мыслящие машины, то есть созданные человеческим умом. Но никуда не делись и «естественные» машины, развившиеся в ходе естественного отбора, вроде меня или вас. И одна из наиболее интересных новых областей науки и техники – все менее различимая граница между этими двумя категориями.
Искусственный интеллект – и это кажется неудивительным, если смотреть в ретроспективе, – оказался намного более сложной областью, чем могли изначально предположить многие ее основоположники. Программисты мыслят в понятиях принципиального разделения аппаратного и программного обеспечения и полагают, что можно вызвать разумное поведение, просто написав подходящий алгоритм. Но эволюция не видит разницы между первым и вторым. Нейроны в наших мозгах и в телах, посредством которых они взаимодействуют с миром, функционируют одновременно как аппаратное и как программное обеспечение. Робототехники обнаружили, что поведение, схожее с человеческим, намного легче смоделировать у машин, когда в них воплощена способность познавать. Дайте этому компьютеру руки, ноги и лицо, и его действия станут куда более похожими на человеческие.
С другой стороны, специалисты по нейронаукам и инженеры добиваются все лучших результатов в плане улучшения человеческого познания, ломая тем самым барьер между разумом и искусственно созданной машиной. У нас есть примитивные интерфейсы «мозг‑компьютер», которые дают надежду на то, что парализованные пациенты когда‑нибудь смогут разговаривать посредством аппаратного обеспечения и напрямую управлять протезами.
Куда сложнее прогнозировать, как соединение человеческого мозга с машиной и компьютером в конечном счете изменит наш собственный образ мышления. Исследователи, работающие под эгидой DARPA[2], обнаружили, что человек лучше, чем любой современный компьютер, справляется с быстрым анализом определенных видов визуальных данных, и разработали методы извлечения соответствующих подсознательных сигналов непосредственно из мозга без их опосредования ненадежным человеческим сознанием. В конечном счете нам предстоит проделать обратное, то есть научиться закладывать данные (и мысли) непосредственно в мозг. Люди, улучшенные соответствующим образом, будут в состоянии просеивать огромные объемы информации, выполнять математические вычисления со скоростью суперкомпьютера и визуализировать виртуальную реальность далеко за пределами привычных нам трех измерений пространства.
Куда приведет нас исчезновение границы между человеком и машиной? Жюльен де Ламетри, как считается, умер в возрасте 40 лет, решив похвастаться своим отменным здоровьем и съев гигантскую порцию паштета из фазана с трюфелями. Даже выдающиеся умы эпохи Просвещения иногда вели себя неразумно. Наш образ мысли и действий в корне меняется из‑за компьютеров и способов взаимодействия с ними. Нам решать, станем ли мы использовать новые возможности мудро.
[1] Новый атеизм – термин, обобщающий взгляды ряда современных ученых и мыслителей, которые считают любую религию вредным явлением, активно проповедуют материалистичный взгляд на мир и опровергают основополагающие религиозные постулаты с позиции науки. – Прим. ред.
[2] Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США. – Прим. ред.
|