Машина – это небольшая часть физического мира, которая после выполненных человеком или животным размышлений была упорядочена так, чтобы при установлении некоторых начальных условий законы природы обеспечивали развитие этой небольшой части материального мира определенным образом, полезным для людей или животных.
Машина – материальная вещь, качества которой задаются с позиции разума. Есть разумная точка зрения, и есть материальная точка зрения.
Стюарт Хэмпшир в своей работе «Спиноза: Введение в его философскую мысль» (Spinoza: An Introduction to His Philosophical Thought) утверждал, что, согласно Спинозе, вы должны выбрать: обратиться к разуму для объяснения разумного или к материи для объяснения материального, но вы не можете обращаться к разуму, чтобы объяснять материальное, и наоборот. Чтобы иллюстрировать это положение, давайте предположим, что вы смутились и покраснели. Вы запросто можете сказать: «Я покраснел, потому что смутился». А вот строгий последователь Спинозы, если верить Хэмпширу, не станет утверждать, что причиной покраснения щек было смущение, потому что оно является характеристикой разума, в то время как румянец – характеристика материи. Нельзя допускать пересечения причинно‑следственных цепочек, это небрежность мышления. Смущение и румянец комплементарны, но не каузальны.
Таким образом, человек не должен перескакивать с одной формы умопостроений на другую. Мы должны объяснять физическое физикой, а психологическое – психологией. Конечно, очень сложно отринуть представление о психических причинах физических состояний или о материальных причинах состояний ума.
Мне нравится такое представление о мире, и я описываю психическое поведение в психических терминах (любовные муки сделали меня угрюмым), а телесное – в телесных (лекарства испортили мой обмен веществ). Так что, поскольку мне известно, что поведение машины имеет материальное обоснование, я утверждаю, что она не может думать.
Я понимаю, что мне придется изменить свое мнение, если кто‑то действительно покончит с комплементарным представлением о разуме и материи и убедительно продемонстрирует, что материя первична по отношению к разуму или что разум – причина материи. Пока, однако, это лишь вопрос веры.
Покуда такой день не настанет – а я не вижу никаких признаков его приближения, – я буду считать, что машины неспособны думать.
|