Гилберт Кит Честертон однажды сказал: «Слабость всех утопий в том, что они берут величайшую проблему человека и предполагают, что она преодолена, а затем приводят тщательное описание преодоления более мелких»{5}. Подозреваю, что при попытке понять мыслящие машины мы сталкиваемся со схожей головоломкой. Мы выборочно рассматриваем одни проблемы, игнорируя другие – фундаментальные.
Хотя ученые мужи и признают, что искусственный интеллект может быть не похож на нас, и рассуждают о рисках, которые скрываются за этими различиями, они делают излишне смелое допущение об индивидуальном самосознании. Искусственный интеллект, как предполагается, – это индивидуальное сознание.
А что, если наоборот, если ИИ скорее многоклеточный организм, дальнейшая эукариотическая эволюция нашего прокариотического самосознания? Мало того, а что, если мы даже не клетки такого организма, а его микробиом? И что, если его интеллект сейчас похож на интеллект Grypania spiralis – старейшего из известных многоклеточных эукариотов, еще не обладающего самосознанием, которое есть у людей, но уже прочно вставшего на эволюционный путь, ведущий к современному человеку? Такое представление – в лучшем случае метафора, но я полагаю, довольно полезная.
Возможно, что люди – это микробиом, живущий внутри искусственного интеллекта, который еще только зарождается! Мы знаем, что без нашего микробиома нам не выжить. Возможно, глобальный ИИ имеет схожие признаки: это не самостоятельная сущность, а симбионт, внутри которого живет человеческое самосознание.
Следуя этой логике, мы могли бы заключить, что существует примитивный глобальный мозг, состоящий не только из всех подключенных к Сети устройств, но также и из использующих их людей. Органы чувств этого глобального мозга – камеры, микрофоны, клавиатуры, локационные датчики каждого компьютера или смартфона и устройства, принадлежащие к «интернету вещей». Мысли этого глобального мозга – продукт коллективной работы миллионов отдельных взаимодействующих клеток.
Дэнни Хиллис, как говорят, однажды заметил: «Глобальное сознание – это именно та штука, которая решила, что кофейники для декафа[1] должны быть оранжевыми». Мем разошелся – не повсеместно, что и говорить, но паттерн определенно распространяется. Новости, идеи и изображения теперь разлетаются посредством поисковых систем и социальных сетей в глобальном мозге за секунды, а не за годы.
И по интернету быстро расходятся не только идеи и сенсации (новости об актуальных событиях). В своей книге «Собор Тьюринга» (Turing’s Cathedral) Джордж Дайсон размышляет о том, что распространение «кодов», то есть программ, от компьютера к компьютеру сродни распространению вирусов и, возможно, более сложных живых организмов, которые завладевают хозяином и заставляют его системы работать так, чтобы они воспроизводили эти программы. Когда люди подключаются к интернету или заходят в социальные сети, они воспроизводят их коды на своем локальном машинном узле. Они взаимодействуют с программой, а она изменяет их поведение. Это верно для любого софта, но в эпоху интернета существует ряд приложений, явной целью которых является распространение мыслей и идей. Другие программы все больше наращивают новые возможности для «кремниевого» обучения и автономного реагирования. Таким образом, организм совершенствуется.
Когда люди совместно с этими программами делятся картинками или идеями, то некоторым из них суждено лишь промелькнуть, а другие приживаются и становятся воспоминаниями и устойчивыми мемами. Когда новости из разных стран распространяются по всему миру за считанные мгновения, разве не является это мыслительным процессом некоего глобального мозга? Когда идея завладевает миллионами отдельных умов и подкрепляется повторением в наших кремниевых сетях, разве это нельзя назвать устойчивой мыслью?
Виды «мыслей», которые есть у глобального мозга, отличаются от тех, что бывают у отдельного человека или менее связанного общества. В лучшем случае эти мысли допускают скоординированную память беспрецедентного масштаба, а иногда даже непредвиденную изобретательность и новые формы кооперации, в худшем – принятие дезинформации за истину и коррозийное воздействие на общественный строй, которые возникают в результате того, что одна часть Сети пытается получить преимущество за счет других (вспомним о спаме и мошенничестве или о поведении финансовых рынков в последние десятилетия).
Искусственный интеллект, с которым нам предстоит столкнуться, не будет разумом отдельной машины. Это не будет нечто чужое в наших глазах. Им вполне можем оказаться и мы сами.
5
G. K. Chesterton, Heretics (New York: John Lane, 1905). [Дж. К. Честертон. Еретики]
[1] Кофе без кофеина. – Прим. ред.
|