Машины способны превосходно имитировать некоторые виды человеческого мышления и последовательно превосходить людей в каких‑то интеллектуальных задачах, но, как принято думать, не всегда правильно понимают нас, потому что обрабатывают информацию совсем по‑другому, если говорить об области творческих способностей человека.
Машины научились точно имитировать кое‑какую нашу разумную деятельность, результаты которой фиксированы (запоминание любимых фильмов конкретных людей, узнавание известных объектов) или динамичны (управление самолетом, игра в шахматы на уровне гроссмейстера). Машины могут превосходить человеческие мыслительные процессы быстро и без усилий в простых задачах (запоминание бесконечно большого числа телефонных номеров) и в сложных (обнаружение на основе анализа триллионов глобальных коммуникаций социальных сетей, члены которых и не знают о том, что они – часть сети).
Хоть сейчас эти технологии развиты довольно слабо, я не вижу принципиальных препятствий для того, чтобы машины, работающие без прямого управления человеком, начали учиться на ошибках людей – или на своих собственных – и, таким образом, эволюционировать, создавать новые формы искусства и архитектуры, добиваться успехов в спорте (своеобразное сочетание Deep Blue и Оскара Писториуса), изобретать новые лекарства, замечать таланты и использовать возможности образования, осуществлять контроль качества или даже конструировать оружие, способное уничтожать людей, но не другие машины.
Но, как мне кажется, при сохранении текущего приоритета в области искусственного интеллекта и нейробиологии, то есть достоверного определения паттернов, связей и фиксации как функции от прошлых связей и будущих вероятностей, машины вряд ли когда‑нибудь смогут копировать (имитировать) критико‑созидательный процесс человеческого мышления, включая формирование новых гипотез в науке или даже обычную речь.
Законы механики Ньютона или идеи Эйнштейна об относительности – это представления об идеальных мирах, не имеющих аналогов в прошлом или в возможном будущем, например движение в мире без силы трения или погоня за лучом света в вакууме. Подобные мысли требуют таких уровней абстракции и идеализации, которые скорее пренебрегают большими объемами информации, а не учитывают их.
Все более сложные и эффективные модели обработки огромных массивов информации с помощью суперкомпьютеров, постоянно обновляющиеся байесовские вероятности и прочие статистические данные, основанные на степени уверенности в состояниях природы, вполне могут делать все лучшие предложения и переводы или генерировать приятные мелодии и новомодные ремиксы. Таким образом, машины способны приблизиться с помощью своеобразного обратного проектирования к тому, что наши дети или эксперты делают с легкостью – при наличии относительно хорошо сформулированных внутренних структур, используемых, чтобы извлекать значимую информацию из мира, который в противном случае был бы нестерпимо шумным. Люди с самого начала знают, что именно они ищут в нем. В известном смысле они находят это еще до того, как начинают искать. Вычислительные машины никогда не будут так делать.
Могут ли машины, работающие без прямого управления человеком, последовательно взаимодействовать с людьми таким образом, чтобы те думали, будто взаимодействуют с живым собеседником? Машины способны приблизиться к человеческим возможностям на исчезающе малую дистанцию во многих областях, а во многих других – превзойти нас. Но равно как у самого искусного афериста всегда есть опасность, хоть и небольшая, оказаться уличенным в обмане, в то время как честного человека уличить не удастся, так и ассоцианистско‑коннекционистская машина, работающая на стохастических, а не структурозависимых принципах, никогда не сможет достаточно хорошо разобраться в разуме или чувствах.
В принципе, машины с более сложной структурой – с чем‑то еще, кроме read, write и address, – можно построить (более того, первые энтузиасты искусственного интеллекта создали логический синтаксис), они будут взаимодействовать с определенными ошибками, поскольку без ошибок нет обучения, и культурно эволюционировать. Но сейчас основное внимание ИИ и нейробиологии, которая должна заменить утверждения об абстрактных психологических структурах осязаемыми нейронными сетями и тому подобным, похоже, направлено совсем не туда.
Напротив, когнитивные структуры, о существовании которых уверенно говорят психологи (при условии, что те должным образом описаны, убедительно объяснены и эмпирически проверены с привлечением альтернативных гипотез и нулевой гипотезы), должны быть отправной точкой в том, чтобы определить, что именно надо искать нейробиологии и машинным моделям разума. Если в результате мы обнаружим, что различные абстрактные структуры работают на одном и том же физическом субстрате или что схожие структуры работают на различных субстратах, это будет значить, что у нас есть интересная проблема, способная привести к пересмотру понимания и структуры, и субстрата. Тот факт, что такие простые и основополагающие вопросы оказываются настолько сложны (или даже априори исключены из научной проблематики), демонстрирует, насколько примитивна еще наука о разуме – хоть о человеческом, хоть о машинном.
|