Мы обнаружим, что живем в мире всеведущих машин и автоматики, задолго до того, как будет построен самостоятельный мозг, обладающий самосознанием. Назовем этот мир «е‑Гея» за неимением лучшего термина. В мире е‑Геи электронные сенсоры (работающие с изображениями, звуками, запахами, вибрациями – всем, что можно себе представить) распространены повсеместно, они способны распознавать любые потребности человека и принимать меры к их удовлетворению, а также передавать соответствующую информацию заинтересованным лицам. Автоматизация позволяет осуществлять уборку зданий и помещений, управление транспортными средствами, мониторинг дорожного движения, изготовление и контроль качества товаров и даже подглядывать через окно (с помощью маленьких летающих сенсоров). Крупные города уже сплошь покрыты сенсорами, и их число будет только расти. В Копенгагене светодиодные фонари уличного освещения включаются, только если обнаружат, что кто‑то едет по дороге, а будущие версии такой сети сенсоров могли бы оповещать о том, что пора посыпать обледеневшую дорогу или вывезти мусор, и, конечно, сообщать правоохранительным органам о чьем‑либо подозрительном поведении.
На е‑Гее успехи медицины будут поразительны: синтетическая биология создаст умные машины, которые смогут устранять проблемы прямо внутри наших тел; умные имплантаты будут отслеживать и записывать информацию о нашем нынешнем и прошлом физическом состоянии. Интерфейсы «мозг‑машина» будут продолжать развиваться, сначала повышая качество жизни инвалидов, а со временем приводя к исчезновению явной границы между человеком и машиной. Интерфейсы виртуальной реальности будут становиться все более реалистичными и убедительными.
Почему бы отдельному разумному мозгу не появиться раньше? Удивительные достижения в области распознавания устной речи – о каких и подумать нельзя было десять лет назад – во многом связаны с огромными объемами информации и мощностями для ее хранения, а также со скоростными сетями. Улучшения в области обработки естественного языка основаны на имитации того, что делают люди, а не на понимании или моделировании их поведения. Это не следствие прорыва в изучении когнитивных способностей человека или даже значительного изменения алгоритмов. Но е‑Гея отчасти уже здесь, по крайней мере в развитых странах.
Эта распределенная сеть нервных центров, взаимодействие между умами людей и наблюдающей за ними электроникой положит начало распределенной техносоциальной ментальной системе, подобных которой ранее не существовало.
|