Когда мы думаем о мыслящих машинах, то обычно рассуждаем о мышлении в том смысле слова, который применим к карманному калькулятору. Ввод, хрясь, вывод, бам! Вот ваш ответ. Мы любим эти машины и нуждаемся в них, потому что они мыслят так, как мы мыслить не можем: последовательно, всесторонне и быстро. Но обратное тоже верно. Мы мыслим так, как не могут мыслить они. Машины не беспокоятся по поводу вашего состояния души. Они неэмоциональны. Они к вам никак не относятся. Когда ваш компьютер делает подсчеты для налоговой декларации и выдает определенное число, то не задумывается над тем, как его вам преподнести – быстро или медленно, прямо или уклончиво. Ему неинтересно, такой ли ответ вы хотите получить, да он и не может интересоваться.
Дело в том, что машинам безразличны отношения. Для нас, однако, отношения – практически единственная вещь, имеющая значение. Когда мы думаем, то не просто вычисляем, нас беспокоят социальные последствия. Как наши решения могут повлиять на других? Как это скажется на нашем будущем взаимодействии? Как к нам отнесутся? Машины так не думают. Следовательно, иллюзий насчет возможности сколько‑нибудь значительного социального взаимодействия с ними быть не должно. Коммуникация между людьми построена на такой психологии, которую освоил только наш вид. Наше преимущество заключается в том, что мы можем образовывать друг с другом социальный сплав, связывая себя обязательствами, касающимися общих целей и мотивов. Подлинное взаимодействие подразумевает формирование своеобразной единой корпорации, хоть и мимолетное. Мы думаем, чувствуем и действуем вместе и, в сущности, как единое целое. Это позволяет нам не только сообща добиваться успеха, но и сообща терпеть неудачу.
Машины подчиняются, но не сотрудничают. Поэтому им нужно научиться разделять общие причины для деятельности, общие цели, общий вклад в долгосрочные результаты. Мы хорошо ладим с мыслящими машинами, ведь они хорошо дополняют наши умственные способности. Так пусть же они занимаются вычислительным мышлением, а относительное мы оставим себе.
|