Многие считают, что это мелочь: ведь синяков от слов не остается, и убить ими нельзя. А так ли это? Последнее время в работе я очень часто сталкиваюсь с проявлением словесной несдержанности. Можно выделить три категории вербальной агрессии:
– самоуничтожение словом;
– агрессия в адрес друг друга;
– агрессия в адрес ребенка (именно он попадает под самый тяжелый удар!).
Словесное насилие – это не обязательно крик. Большое значение имеет смысл слов. Человек, изо дня в день говорящий себе: «Как я устал от этой жизни»; «Это бесконечная головная боль»; «У меня нет сил»; «Я ничего не хочу», – уничтожает сам себя. Именно так формируются психосоматические реакции. Нет ничего хуже для мозга, чем это противоречие, состоящее из заложенного природой желания жить и стремиться к чему‑либо, и команд «не жить», «не любить», «не хотеть», постоянно проговариваемых вслух. Из‑за этого начинает болеть голова, спина, появляются другие заболевания.
Вот примеры слов‑агрессоров, которыми человек уничтожает самого себя:
– лопнуло мое терпение;
– я уже голову сломал;
– глаза бы мои не видели;
– что‑то меня гложет;
– сидит у меня в печенках;
– не перевариваю;
– все соки из меня выжали;
– много крови мне попортили;
– чихать я хотел;
– надоело до тошноты;
– слышать не хочу;
– просто ножом по сердцу;
– меня уже колотит (трясет);
– сыт по горло;
– смотреть на это не могу;
– загоняли меня до смерти;
…и так далее.
Если вы знаете людей, часто повторяющих подобные фразы, то и симптомы их заболеваний угадаете – они заложены в словах‑агрессорах.
Что же можно сказать о вербальной агрессии по отношению к детям? На мой взгляд, самая ужасная ее форма – когда мама «держит лицо» и, улыбаясь, говорит: «Малыш, сколько можно, ты меня достал уже, прекрати это немедленно». Это вносит диссонанс в сознание ребенка и ведет к внутреннему протесту, который часто выражается в драках и кусании. Еще одной причиной такого поведения может стать выяснение отношений между родителями или другими взрослыми. Например, малыш начинает бить папу. Родители спешат наказать ребенка, вместо того чтобы проанализировать его поведение. А ведь может оказаться, что накануне папа повышал голос на маму, и таким образом ребенок хочет ее защитить.
На подросших детей родители часто цепляют «слова‑кандалы»: «у тебя не получится»; «из тебя ничего не выйдет»; «ты любого достанешь». Ребенок, пусть и подсознательно (так как дети старше 7–9 лет дети не очень доверяют родителям осознанно), верит родителям и воспринимает их слова как пророчества.
Что делать? Как контролировать вербальную агрессию? Скажу сразу: если все изложенные ниже методы кажутся вам простыми, но вы не в силах решить проблему самостоятельно, то выход один – очная встреча с психологом.
– Контролируйте свой словесный поток! Почему агрессию в адрес значимых людей (начальников, например) мы можем сдерживать, а ради себя или близких не хотим напрягаться?
– Работайте с первопричиной: усталостью, агрессией, ненавистью. Найдите и опишите ее. Вам надо знать врага в лицо.
– Есть слова, которые порождают желание жить: «я смогу»; «у нас получится»; «мы сможем»; «все будет хорошо, ведь мы постараемся». Включайте их в свой лексикон.
– Если ваш уровень вербальной агрессии зашкаливает, вы используете много негативных фраз, ругани, то сразу избавиться от этого груза будет сложно. Первое время ваша речь будет казаться вам странной и злить вас. Ведите борьбу постепенно: для начала достаточно выбрать одну фразу, от которой вы хотите избавиться. Первую неделю, каждый раз, когда вы соберетесь ее сказать, остановитесь и перефразируйте. Через неделю добавьте вторую фразу и двигайтесь дальше.
– Договоритесь с близкими о наказании. Я не шучу! Подойдет все, что вам не нравится – от отжиманий до денежного штрафа. В нас заложен страх наказания, пусть он работает нам во благо.
– Найдите для себя разрядку. Ведь куда‑то надо деть выплескивающуюся агрессию? Я предпочитаю колотить боксерскую грушу. Но можно бить подушки, принимать душ (лучше холодный), плакать или кричать в ванной, без свидетелей, – каждый выбирает свой метод.
– Ведите календарь «сдержанности» и поощряйте себя за удачные дни. О чем вы мечтаете? Сделайте это вашим призом.
– Существуют «атрибуции» – механизмы объяснения причин поведения человека. Например, вы собираетесь на улицу, и тут молния на куртке ребенка не поддается. В конце концов, эмоции выливаются на ребенка. Но ведь он не виноват!
Атрибуции очень важны. Их надо отслеживать и записывать. Если вы научитесь вовремя фиксировать эти моменты, то в жизнь войдет привычка отделять важное от второстепенного.
Проблемы с тем или иным видом агрессии бывают у всех. Были они и у меня. Мне помог контроль над ситуацией и некоторые приемы, изложенные выше. Они помогут и вам, если вы по‑настоящему этого захотите!
|