Родители – это благодарная аудитория для появляющихся время от времени различных теорий воспитания. Была мода на Зайцева, «японскую систему» (по которой до 6 лет детям все позволяют), на французских не плюющихся детей и много чего еще. Мы, желая своим детям самого лучшего, с радостью пробуем разные новшества. А иногда новое – это хорошо забытое старое, как в случае с теорией естественного родительства. Везде есть свои плюсы и минусы. Разберем их на примере этой теории.
Главный плюс естественного родительства состоит в том, что этой методике не надо учится, платить деньги или слушать чьи‑то лекции. Главное – слышать себя и «зов предков». Именно об этом и говорила в своих книгах основоположник теории Жан Ледлофф. У родителей есть все, что необходимо ребенку, и спорить с этим я не вижу смысла. В современном мире это реализовать достаточно просто. У многих мам есть возможность быть рядом с ребенком достаточно долгое время, отдаваться ему в полной мере. Для многих родителей стало нормальным не отделяться от ребенка: малыш вместе с ними путешествует, познает мир, находится всегда рядом. Исследования, которые проводятся специалистами разных профессий, подтверждают, что дети в такой связке вырастают уверенными в себе, спокойными, с адекватной самооценкой. Конечно, это плюс этой теории.
Теория естественного родительства рассматривает и сам процесс родов. Со временем, когда появилось много желающих заработать на этом знании, первое, с чего начали коммерциализацию, – это роды. На самом деле, даже сама Ледлофф не призывала к домашним родам, она говорила о естественных родах! В них есть такой набор факторов: минимум света, звуков, лекарственных вмешательств. Но она никогда не отрицала помощь медперсонала в случае необходимости. Навязывание домашних родов школами естественного родительства я считаю минусом. У родителей должна быть адекватная информация обо всех сторонах процесса родов и его непредсказуемости. Кстати, большинство роддомов не возражают против вашей акушерки или доулы в родзале.
Пропаганда грудного вскармливания, конечно, является плюсом теории естественного родительства. Но мне приходилось сталкиваться в своей работе с женщинами, которые взрастили в себе чувство вины после кесарева сечения, реанимации или невозможности грудного вскармливания. Грудное вскармливание – это однозначно хорошо. Но надо помнить, что ситуации бывают разные, и от способа родовспоможения или вскармливания не зависит, «плохая» вы мать или «хорошая»! Эти вещи не связаны между собой!
Еще один пункт – ношение ребенка на руках или в слинге. Психология выступает за тактильный контакт между родителями и ребенком, особенно в первый год жизни. Это очень полезно для развития ребенка. И поверьте, до школы свое чадо на руках вы носить не будете.
Педприкорм – то, к чему многие приходят интуитивно, особенно при втором и последующих детях. Это, во‑первых, удобно. Во‑вторых, позволяет избежать избирательности в еде. В‑третьих, если мама в это время занята ребенком, а не телефоном, то есть шанс сформировать у младенца грамотное пищевое поведение в будущем. Наконец, педприкорм – это очень просто. Но слишком долго мы жили с прикормом по схемам, и эта простая и полезная вещь тяжело приживается в современном обществе. Если вы не готовы сразу же перевести ребенка за общий стол – комбинируйте. Используйте при кормлении как традиционные баночки с детским питанием, так и кусочки из вашей тарелки.
Отказ от насилия по отношению к ребенку – как словесного, так и физического – очень близок современной психологии. Одно не радует: классическая школа естественного родительства признает ребенка достаточно взрослым после прекращения грудного вскармливания (как это было в племенах, про которые писала Ледлофф – но в них кормили и до 7 лет). Психология это не одобряет. В возрасте 3–8 лет ребенок остро нуждается в маме, ее поддержке и опоре. Перевод старшего ребенка в ранг взрослого после рождения младшего (а старшему может быть 2–3 года) также не приветствуется детской психологией.
Отказ от прививок и естественная гигиена (раннее высаживание) – темы, которые я не хочу поднимать из‑за большого количества споров, которые они вызывают. Скажу только, что своих детей я прививаю и не высаживаю.
Это основные моменты, которые говорят нам, что данная теория – это лишь преобразование всего того, что заложено в большинстве из нас. И иногда можно не учиться ничему, достаточно слушать себя и любить своего ребенка.
|