Современные дети опережают все устоявшиеся нормы развития. Я вижу это даже на примере собственных детей: если двадцать лет назад моя старшая дочь, как положено новорожденным, мило посапывала в кроватке сутки напролет, то младшая по сорок минут глазела по сторонам и явно хотела нашего внимания. Дети растут и меняются; теорий, которые анализируют причины этого, – великое множество, но наша задача – взглянуть на детей по‑новому, не рассматривать их через призму стереотипов и устаревших норм.
Например, раньше считалось, что «новорожденный спит большую часть времени. Наиболее продолжительный период активного бодрствования на этом этапе может составлять до 30 минут. В этом возрасте ребенок способен реагировать на звук, свет и боль. Он уже обладает кратковременным зрительным и слуховым сосредоточением. У малыша хорошо выражены сосательный, зевательный, глотательный и остальные рефлексы». Сегодняшние малыши и малышки совсем другие. Рефлексы, безусловно, остались на своих местах, но периоды сна и бодрствования изменились. Новорожденные спят по полтора‑два часа и осматривают мир по сорок‑шестьдесят минут. У них очень быстро возникает потребность в социальном контакте с мамой. Малыши могут долго слушать обращенную к ним речь, привлекать внимание окружающих не ради удовлетворения физиологических нужд, а из‑за скуки.
В месячном возрасте ребенок становится более активным. Общее время бодрствования постепенно увеличивается до часа. Он уже может фиксировать взгляд, следить за предметом, но поворачивать голову за передвигающимся предметом пока не способен. На этом этапе малыш уже пытается демонстрировать взрослым свои эмоции. Делает он это, в основном, при помощи крика, мимики или кряхтения.
У младенца нарастает потребность в социальном общении. Он хорошо чувствует окружающих и зависит от их настроения. Многие мамы замечают, что малыш как бы копирует их настроение и самочувствие, «зеркалит» их.
Если вы увидели на лице двухмесячного младенца улыбку – знайте, что это не случайность. К этому возрасту он способен улыбаться осознанно. Малыш вступает в своего рода общение с близкими. Он отвечает на вашу речь гулением, а на улыбку – улыбкой. Он наблюдает за тем, куда пошла мама, и может отлично следить за игрушкой. Время бодрствования увеличивается.
Ребенок в три месяца уже четко узнает свою маму. Он легко выделяет ее из стоящих рядом людей, может адекватно реагировать на обращение к себе. В жизни младенца появляется понятие «игра». Как много интересных игр и игрушек придумано для малышей: мобили, погремушки, развивающие коврики… Родителям кажется, что ребенка можно положить на такой коврик и 40 минут отдохнуть. Конечно, это не так. Хорошо уже, если ваш малыш сможет заниматься одним видом деятельности 3–4 минуты. Этого более чем достаточно в столь юном возрасте.
В четыре месяца ребенок с интересом и подолгу рассматривает неподвижный предмет, крепко держит погремушку в руках, находит глазами свою маму и внимательно следит за ней, заливисто смеется. Начинается период развития двигательной активности: как самостоятельной – например, попытки ползать или перекатываться, – так и стимулирующей других к движению. Ведь нет большей радости, когда мама носит тебя на руках, говорит с тобой и рассказывает обо всем вокруг! Хорошо, что есть мамы, которые понимают, что это важный этап развития ребенка, и не отказывают ему в этой потребности.
«Речь» пятимесячного малыша отличается особой певучестью и музыкальностью. Ребенок уже четко демонстрирует разнообразные эмоции, различает любые интонации голосов родителей, подолгу рассматривает свои руки и окружающие предметы. Ребенок узнает себя, и это вызывает бурю эмоций у него и окружающих его взрослых. Найдя себя в зеркале, малыш радуется, смеется. Другие дети или взрослые не приводят его в такой восторг: наоборот, он может насупиться и насторожиться.
Позовите по имени полугодовалого малыша, и он тут же отреагирует. Более того, в этот период он начинает издавать не просто отдельные звуки, а слоги. Почаще разговаривайте с малышом. Вы удивитесь, с каким интересом он будет прислушиваться к сказанному вами. Если ваш ребенок на грудном вскармливании, то в нужный момент он отчетливо даст понять, что хочет грудь, указав на нее.
К 7–8 месяцам малыш начинает узнавать отдельные предметы. Он осваивает сложный эмоциональный лепет, выдающий его настроение. Ох и «веселое» время для вас настает! Ребенок вводит для себя понятия «свой» и «чужой». Если бабушка вас редко навещает, то велик шанс, что взять внучка на руки она не сможет. Лепет ребенка можно назвать звукоподражательным. Все больше эмоций вы можете наблюдать на лице своего крохи. В этом возрасте дети становятся очень интересны папам, ведь с ними уже можно «поговорить».
В возрасте 9‑10 месяцев ребенок уже может выполнять простые команды, а при надобности уже вполне осознанно зовет маму. Для малыша не составляет особого труда показать, где у куклы носик, глазки, ротик, ручки и т. д. Ему интересны пирамидки и сортеры. Он с удовольствием указывает на различные предметы, видя, что это вызывает радостные эмоции мамы и папы. Ребенок хорошо понимает слово «нельзя» и уже пытается хитрить на эту тему. Он может сам себе грозить пальчиком и делать то, что запретно.
Психологическое развитие малыша ближе к году обретает вполне взрослые очертания. Он уже понимает, чего хочет, а что ему неприятно. Начинаются первые психологические конфликты. Ребенок пытается утвердить свои предпочтения, возражает, капризничает. Но долгосрочных связей между эмоциями и действиями годовалый ребенок еще не строит. Он еще не может делать что‑то вам «назло», просто пытается сохранить собственный комфорт.
Еще 10 лет назад от годовалого ребенка ждали речи. Сейчас нормы изменились. Дети все больше воспринимают и меньше воспроизводят. Речь у детей появляется после 18 месяцев, физическая активность развивается иначе. Не надо волнений и переживаний по этому поводу. Просто помните, что все дети разные и всему свое время!
|