Малышей от полутора до 2,5 лет называют «упрямые двухлетки». Их поведение в этот период не связано с каким бы то ни было кризисом, а лишь обозначает некий этап в развитии. Основные причины вот в чем:
– Закончено развитие и формирование всех отделов головного мозга;
– Сформирован определенный уровень гормонального фона;
– Идет колоссальными темпами развитие высших психических функций (внимание, память, речь и др.);
– Нарастают физические возможности организма (много новых навыков – бег, прыжки, преодоление препятствий).
Некоторые дети переживают этот период легко, или бывает, что родители спокойно на все реагируют, и этот этап проходит для всех незаметно и быстро забывается. Но многим родителям бывает не сладко. Итак, что можно заметить в своем ребенке в 1,5–2,5 года?
– Истерики с паданием на пол.
– «Неть» по поводу и без.
– «Не хочу одеваться, не хочу раздеваться, хочу надеть сапоги летом и босоножки зимой!».
– «Иду туда, куда хочу», «что хочу – сам не знаю».
– Многие дети становятся очень брезгливыми. Не любят трогать мокрое, грязное, липкое, песок, грязь и т. д.
Что важно понимать?
– Ребенок не делает ничего вам назло, он вообще о вас не думает!
– Ему еще не хватает речи, и это, пожалуй, главная сложность. Малыш уже пытается говорить, многим хорошо это удается. Но понимают его еще не все и не всё! Ребенка это злит и раздражает.
– Психика и нервная система малыша быстро перегружается. Ребенку очень важно иметь возможность для отдыха, полноценный сон и нормальное питание.
– Этот период времени неудачный для отлучения от груди, бутылки, соски. Обычно период обострения длится от 2 до 4 месяцев, переждите его! Потом отучите без проблем.
– Также этот момент неудачен для перевода от совместного сна к самостоятельному.
– Многие детки становятся очень контактными. Пользуйтесь этим! Можно ходить на развивающие занятия, а при необходимости – в детский сад.
Что делать? Подробнее об детских истериках мы поговорим в отдельной главе. А пока кратко:
– Успокойтесь! Не кричите, не злитесь. Представьте, что у ребенка как будто ПМС (вспомните свои ощущения) – ему так же некомфортно, постоянно меняется настроение и желания. Ваш крик делает ему еще хуже.
– Позвольте ребенку быть самостоятельным там, где можно. Пусть он наденет эти синие штаны, которые тянет из шкафа, а не предложенные вами красные!
– Дайте ребенку возможность говорить и старайтесь его понимать. Для этого – договаривайте за него предложения, помогайте сформулировать желания.
– Если вы понимаете, что причина его поведения – каприз, избегайте ситуаций, его вызывающих, например, похода в магазин игрушек за чем‑нибудь очень нужным. Ребенку там нужны игрушки, и вашего «мы сюда не за этим пришли» или «нет денег» он еще понять не может.
– Работайте над собой. Ваша реакция – это ваша проблема! Малыш растет, меняется, и ему очень непросто. Вспомните роды. Вы дышали, ходили, отказывались от лекарств, понимая, что вашему крохе сейчас хуже, чем вам! Вот сейчас ему тоже тяжелее, чем вам! И если вы кричите, злитесь или поднимаете на него руку, вы делаете ему хуже. Вспоминайте моменты его ожидания, рождения – как вы тогда любили, ждали и волновались? Вспоминайте!!! Он вам ничего не должен. А вы умнее, мудрее и опытнее, и только вы его опора и поддержка в этом мире. Без вас ему никак!
Как вводить запреты
Попробуйте проанализировать свое общение с ребенком в течение дня. Нет ли у вас ощущения, что слово «нельзя» звучит очень часто? Некоторые мамочки считают, что ребенок по‑разному воспринимает слова «опасно», «нет», «нельзя», но это не так: в сознании ребенка все они означают ограничение, рамки и запрет. Если же начать разбираться, почему нельзя конкретно это, многие родители не смогут объяснить. В итоге множество запретов перестает иметь для ребенка какое‑либо значение.
Давайте рассмотрим правила установления запретов :
1. Нельзя все то, что опасно для жизни! Но при этом важно отличить «абсолютное нельзя» от «нельзя одному, но можно с мамой». Сядьте и решите вместе со взрослыми членами семьи, что действительно попадает под абсолютный запрет в вашей семье.
На самом деле, примеров «абсолютных нельзя» единицы – без большей части запретов можно обойтись, изменив собственное поведение.
Например, родители говорят ребенку: нельзя брать в рот бытовую химию. Я против такой установки! На самом деле нельзя хранить бытовую химию в местах, доступных для детей!
2. Само запрещающее слово не имеет большого значения. Но лично я выступаю за слова «нет» или «нельзя», которые не формируют у детей фобий и приняты в обществе. Так будет проще вводить ограничения позже, например, в школе.
3. Прежде чем решить, что «это нельзя», объясните сами себе – почему? Вот, например, валяться в грязи – почему нельзя? Одежды нет? Лень стирать? Или это травмирует вашу психику? Но попробовав пару раз, ребенок пресытится, ему будет уже неинтересно – и проблема запрета будет решена.
4. Если что‑то нельзя, потому что так хочется маме (она не хочет убирать за ребенком, не выносит шум, лень и тому подобное) – это проблема мамы, над которой ей имеет смысл работать.
5. «Нельзя» должно быть категоричным и поддерживаться всеми членами семьи и родни. Когда у мамы нельзя, а у папы можно – у ребенка возникает сумятица в сознании и стресс.
6. Помните, что основа воспитания – в последовательности действий.
7. Список запретов может меняться по мере взросления вашего ребенка.
Если ввели запрет – добивайтесь его выполнения. Один раз дали слабину – ребенок будет требовать уступки вновь и вновь.
«Накажу!» Или нет?
«Можно ли наказывать детей? И если можно, то как?» – часто спрашивают меня родители. Давайте вместе разберемся в понятиях. Что такое наказание? Постарайтесь ответить на этот вопрос своими словами, максимально просто и ясно, как будто объясняете ребенку. Наверное, это ограничение? Невозможность делать то, что хочешь? Многие ли скажут, что наказание – это боль, обида, унижение? Дадите ли вы своему ребенку такое объяснение? Именно поэтому мы не станем рассматривать физические наказания как приемлемый вариант. Конечно, в жизни почти каждого родителя случается срыв и шлепок по попе. Но физическое наказание – это слабость взрослого, когда он не может найти аргументов, кроме применения силы.
1. Боль не даст урока. Она начнет рыть яму между вами и ребенком. Чем чаще вы будете практиковать этот способ – тем больше будет пропасть.
2. Категорически недопустимо, с точки зрения психологии, применять физические наказания к детям до 5 лет. Насилие заляжет в подсознании и будет вредить ребенку долгие годы. Позже, конечно, это тоже не хорошо, но ребенок уже осознает насилие, помнит его. А если помнит – можно говорить, извиняться, решать проблему.
3. Важно не стесняться просить прощения у ребенка, но еще более важно – не повторять свои ошибки. Лупить по попе через день и каждый раз просить прощения – неприемлемо.
4. Наказания нужны, но не для детей до 2 лет. Они просто не поймут, что вы хотите от них, наказывая. Ближе к двум годам можно вводить «лучший» вид наказания – отсутствие внимания.
Оставьте ребенка одного. Дайте ему подумать над своим поведением или проступком.
5. Важно, чтобы ребенок понимал, за что вы его наказали.
6. Наказание должно быть всегда соизмеримо с проступком. Ребенок кинул игрушку на пол? Соизмеримо ли это с лишением его новых игрушек? Подумайте хорошо над этим.
7. Еще один способ – наказание лишением. Это может быть запрет на мультфильм, планшет. Я бы не советовала наказывать лишением сладостей. Это будет вызывать у ребенка желание наесться конфет «про запас».
Можно ли не наказывать детей вообще? Да! Особенно маленьких.
Учитесь общаться с детьми и быть с ними на одной волне. Это поможет избежать конфликтов.
Как накормить ребенка
Одна из основных проблем в жизни родителя – как накормить ребенка. Смешно? А зря! Для многих пап и мам (а о бабушках и говорить нечего) питание их чада – это каждодневная головная боль. Давайте разберемся, почему дети плохо едят. Причины могут быть самые разнообразные, а зависят они, прежде всего, от возраста ребенка.
Если возраст ребенка от года до двух лет, то первая причина его отказов от еды может крыться в физиологии.
Примерно в год заканчивают формирование вкусовые рецепторы языка. Ребенок совершенно неожиданно для себя начинает воспринимать весь набор вкусов – кисло, горько, сладко, солено. Вся привычная до этого момента еда вдруг меняет свою вкусовую «окраску».
Для малыша это проблема, а для мамы – истинная беда: ребенок кушал все и вдруг перестал. Что делать? Для начала узнать мнение педиатра и, если у него нет возражений, попробовать перевести ребенка за общий стол. Во‑первых, дети в этом возрасте начинают активно повторять все манеры и привычки взрослых, а значит – малышу понравится кушать то же, что кушаете вы. Во‑вторых, «взрослая» еда покажется ему более привлекательной с точки зрения вкуса.
Вторая причина – психологическая.
Малыш подрос, и ему теперь хочется все делать самому. Не сопротивляйтесь: дайте ребенку ложку и вилку.
Лично я всегда «голосую» за вилку. Вилка – прибор, с которым гораздо проще справиться маленькому гурману, а сейчас легко можно найти специальные, абсолютно безопасные для детей вилочки! Ложка же тяжелее для еще несформированной мелкой моторики малыша, да и суп он выльет на себя быстрее. А зачем вам лишняя уборка? Положите на тарелку яркую вареную морковь, горошек, кусочки вареной курицы, тыквы, брокколи. Пока малыш накалывает кусочки вилкой и тянет в рот, вы успеете дать ему пару ложек более жидкой основной еды.
Еда должна быть вкусной. Если вы готовите ребенку еду отдельно, без соли и сахара, то придайте ей вкус за счет овощей, фруктов и трав. Тогда обед будет ассоциироваться у ребенка только с удовольствием, а вы будете наслаждаться довольными причмокиваниями вашего малыша.
Если вы решили, что на определенные продукты в вашей семье стоит запрет, то не надо их есть при ребенке.
В этом возрасте ему невозможно понять, почему папа ест мороженое, или бабушка грызет семечки, или старший брат сосет «чупа‑чупс», а ребенку говорят: «Фу, это – гадость!».
Я не призываю вас к здоровому образу жизни – это ваша забота, а говорю лишь о том, что ребенок – зеркало, он хочет все то же, что у вас.
Купите красивую посуду. Сейчас в магазинах огромный ассортимент симпатичных детских тарелочек и столовых приборов с любыми рисунками. Это не игра, это эстетика!
Если вы кормите грудью, и при этом ребенок после года стал плохо есть обычную еду – не надо паниковать. Такой откат и правда бывает, его надо пережить. На мой взгляд, имеет смысл подумать о сокращении дневных кормлений грудью.
Здраво оцените порции. Часто родители живут рекомендациями из Интернета или уст врача, которые не всегда разумны. Например, я неоднократно слышала, что ребенок в возрасте одного года должен съедать 300–350 г еды за раз. Все дети разные , и не всем нужен такой объем пищи.
Накормить любой ценой и до последней ложки – это одно из основных родительских заблуждений. Это не питание, это, скорее, наказание, часто ведущее к психосоматическим проблемам, например, формированию повышенного рвотного рефлекса при попадании еды в рот.
Развлечение ребенка за столом – большая ошибка, которую мы совершаем и с результатами которой потом приходится активно бороться.
Ребенка надо просто кормить, привлекая едой, общением с ним, но не мультиками или художественным театром с «полетом самолетиков» в рот. Все это в итоге формирует нарушение пищевого поведения и ведет к проблемам со здоровьем. Еда – базовая физиологическая потребность. Она нужна человеку для жизни, для нормального функционирования и получения удовольствия. Но если вы кушаете, глядя в телефон, хорошо себя потом ощущаете? Всегда ли можете сказать, что именно вы ели? Не сформировали ли вы себе привычку вечерком съесть под интересный фильм тарелку бутербродов, а потом переживать за лишние килограммы и плохое настроение? А когда грустно, просите мужа купить вам «тортик» вместо того, чтобы обняться и посидеть рядом. Не становится ли еда партнером в «болезни и здравии», тоске и веселье? И чем плоха еда с развлечением?
– Лишение базового удовольствия от еды и фиксации этого процесса мозгом.
– Подобная привычка может привести к перееданиям из‑за того, что мозг не подает вовремя сигналы организму, и, наоборот, сигналы от желудка мозгу тоже заторможены.
– Развлечения во время еды относят к одной из возможных причин ранней булимии, которая очень тяжело лечится у детей и подростков.
– Кушать без развлечения ребенок уже не может, и ставить перед ним за обедом гаджет надо всегда и везде.
– Качество усвоения пищи при этом низкое.
– Это – вредная привычка.
– Это подмена общения с родителями, потому что им «лень», «нет сил», или «хочется самим посидеть в телефоне».
Что делать? Пресекать развлечение за столом: убрать гаджет, выключить телевизор! Сотни раз я слышала: «Думали, будет тяжело, а убрали за один день!». Многие говорят, что ребенок стал лучше есть, начал употреблять более широкий спектр продуктов и ссор за обедом стало меньше. Да и сами родители стали питаться качественнее, во время еды общаясь, а не погружаясь во внешнее зомбирование. Кушайте и кормите детей с удовольствием!
|