Часто можно услышать: «Причина бед подростков в том, что у них занижена самооценка». Во‑первых, что есть самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, – малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе. И вот к 9‑10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.
Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:
Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?
Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
По возможности материально обеспечьте подростка всем необходимым: телефоном, персональным компьютером, одеждой.
Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти его собственный стиль одежды и научите правильно сочетать вещи.
Помогите достичь чего‑то самостоятельно, развить свои способности, но главное – их определите.
Научите ребенка отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.
|