Мой ребенок – «козел отпущения». Слышали такое? Наверняка! И даже видели похожих персонажей в своем классе или в классе у ребенка. Но никто не хочет эту роль своему чаду!
Дети сами взваливают на себя роль жертвы. Зачем? Ответ очевиден, и он, как и в большинстве других ситуаций, – в семье. По каким‑то внутренним причинам ребенок решил, что быть жертвой выгодно. По каким?
– так на тебя обратят внимание;
– жалеют – значит, любят;
– срывают на тебе злость – значит замечают;
– если ты уперся рогами в стену, то эта внешняя боль затмит внутреннюю, от которой иногда некуда деться (часто бывает в тоталитарных семьях или в ситуации острого ощущения нелюбви);
– постоянно ощущает себя виноватым за взваленную на него порой несоизмеримую ответственность. В таком случае лучше сразу выставить «иголки» по отношению к миру, быть может, так оставят тебя в покое.
По сути, это всегда несчастные дети, которым очень нужна помощь.
1. Самый лучший вариант в такой ситуации – очная работа с психологом. Здесь будет недостаточно убрать последствия, надо найти причину.
2. Хвалите ребенка за любые достижения, не бойтесь перехвалить.
3. Помните, что к такому состоянию он шел не один год. Убрать его за два дня невозможно.
4. Используйте знаменитое активное слушание. Очень важно говорить об эмоциях ребенка, выслушивать его анализ ситуации.
5. Отделяйте его поступки от его личности. Не говорите: «Опять ты, как всегда ты!» Говорите о том, что он совершил и почему такое поведение недопустимо.
6. Находитесь в контакте с учителем, попросите дать ребенку роль, зону ответственности в классе, чтобы он ощутил свою значимость в коллективе.
7. Принимайте участие во всех спорных ситуациях. Если его обвинили в разбитом окне, не кидайтесь на ребенка. Идите, разберитесь. Да, это игра в детектива, но она покажет ему, что вы на его стороне, что он нужен, важен и любим.
|