Конечно, спорных вопросов у родителей подростков очень много! Но один из них всегда стоит остро и вызывает множество возмущений, и всегда есть те, кто «за» и кто «против»! Это тема карманных денег. Итак, давать или не давать?
Часто случается, что, например, мама убеждена – ребенку нужны свои деньги. И начинает агитировать папу, но он‑то подкованный товарищ в финансовых вопросах и выдвигает такие контраргументы:
Он еще маленький или просто незрелый. Он не сможет распорядиться деньгами как надо, намного выгоднее для семьи и спокойнее для психики родителей покупать ему все самим.
«Ты что, дорогая? Мы воспитаем в нем жадного или даже продажного человека» – тоже частый и вполне себе достойный аргумент.
Деньги в руках – это вседозволенность. Как мы отследим, на что он их тратит? Это может привести к избалованности.
А вдруг на него нападут? Обворуют? Или он станет объектом шантажа, ведь при наличии денег, которыми подростки любят похвастаться, они могут стать «легкой» добычей для нехороших людей.
Но мама из нашей виртуальной семьи имеет свое мнение! И она отвечает: «Послушай, муж любимый…»:
Как наш ребенок узнает, что мы ему доверяем, что он личность, что его мнение важно, если мы не можем доверить ему деньги?
А как же нам быть с подростковым бесконечным сравнением себя с другими? Ведь всем дают деньги, а наш что, будет ощущать себя хуже всех?
Давай мы выделим ему конкретную сумму и возложим ответственность за нее? Так он заранее, до самостоятельной жизни узнает, что такое деньги и как управлять бюджетом.
В принципе уже после этого обмена мнениями вы можете решить для себя – «за» или «против» – и дальше не читать. А можно почитать и перейти к следующему шагу – решить, если давать деньги подростку, то сколько, при каких условиях и когда забирать.
Сядьте и решите – сколько? Ведь часто в этом вопросе мы идем на поводу у общественного мнения, «как оно у всех». А если выделять такую сумму не позволяет ваш бюджет? Если вам это не по карману? Сумма, которую могут позволить себе родители, не может быть одинаковой во всех регионах и населенных пунктах, а уж о разном достатке отдельно взятых семей и говорить не приходится. Все психологи сходятся в одном – нужна регулярность, это, пожалуй, главное. Если то даешь, то не даешь, ребенок оказывается в состоянии стресса, ощущает нестабильность.
Ох, уже эти «условия»! Ведь если деньги начали давать, то требовать отчета – это высказывать недоверие ребенку. Тогда как контролировать его траты? Есть вариант – кредитная карта с жестким лимитом и смс‑оповещением на ваш телефон. Альтернатива – программы «домашний бюджет» ребенку на телефон, ведь мы прививаем и ответственность, а не просто даем деньги.
Есть также метод – ввести «прайс» на поведение ребенка. Участие в олимпиаде или победа на конкурсе стоит столько‑то рублей, хорошо законченная четверть – столько‑то. Но вопрос поощрения деньгами за учебу – это отдельная история. Многие родители категорически против этого, хотя есть и те, кто называет это определенной зарплатой, которая на самом деле была всегда: ведь покупка желанной вещи или поход на дискотеку – это тоже варианты оплаты нашего хорошего поведения 20 лет тому назад.
Я сторонник того, что финансирование ребенка должно быть прежде всего удобно семье и не нарушать тех устоев, которые у вас сложились.
При ином подходе с раннего детства достаточно и доброго слова в виде поощрения, что является совсем неплохим методом воспитания!
|