Вопрос, который часто задают мне родители: «Сколько времени ребенок должен занимать себя сам?». Я не буду начинать песню про «норму и долг». Отвечаю конкретно: параметр усидчивости начинают оценивать и измерять при возрасте детей старше 5 лет.
До года говорить о таких цифрах преждевременно. Ребенку мама нужна, у него, как положено, работает теория привязанности. И если он с радостью играет без вас ЛЮБОЕ время, то вам повезло. А дальше все просто. Умножаем возраст в годах на 5. В год пять минут; в четыре года – двадцать минут. К школе – около 35–40 минут. Именно поэтому последние 10 минут урока – пытка для учителя и детей. Цифры, конечно, условные. Для ориентира. Если вы приведете ребенка в два года с жалобой, что он 10 минут одним делом не занимается, то нормальный психолог/невролог выпишет пустырник – вам. А вот в пять лет, если ребенок не может 15–20 минут заниматься одним видимом деятельности (при нормальной организации, то есть так, чтобы было интересно, а не таблицу умножения учить), то психолог предложит вам набор специальных игр и занятий для формирования усидчивость. Таблетки тут вряд ли помогут.
Кстати хочу напомнить, что диагноз «гиперактивность» или дефицит внимания во всем мире считается не правомерным и не требующим коррекции до 5–6 лет. В два года прыгать и скакать, отказываясь от очень важных карточек и пазлов, – это нормально! Прежде чем искать проблемы, подумайте – не похож ли ваш малыш на кого‑то из родителей?
|