Пятница, 29.11.2024, 01:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Изменение хода событий: от напряженных усилий к самооценке

Ворчливые представители послевоенного поколения по малейшему поводу отметят, что так было не всегда. В контексте общей истории развития человека культ себя – относительно новое явление[1]. На протяжении тысячелетий иудеохристианские ценности подчеркивали скромность и смирение (прямая противоположность культа себя) как критерии правильно проживаемой жизни. В XVIII столетии Соединенные Штаты Америки (которые отличаются в настоящее время наличием ряда самых увлеченных членов культа себя) были основаны на таких принципах, как трудолюбие, упорство и стойкость. Эпоха напряженных усилий длилась сотни лет и, надо полагать, достигла высшей точки в период так называемого молчаливого поколения (людей, родившихся в период с 1900 по 1945 год), а также во время событий начала XX века, таких как Первая мировая война, Великая депрессия и Вторая мировая война. Эпоха напряженных усилий способствовала формированию коллективного менталитета, отвергавшего превознесение собственного «я».

Однако после того как в средине XX столетия возникло движение за развитие самооценки, эпоха напряженных усилий сменилась эпохой самооценки . Эти семена были впервые посеяны в период движения гуманистической психологии 1950–1960‑х годов[2]. В частности, Карл Роджерс утверждал, что человек способен реализовать свой потенциал только в случае, если его отношение к себе «безусловно положительное». Пожалуй, еще более известный пример – теория Абрахама Маслоу об иерархии человеческих потребностей, на вершине которой находится самоактуализация, то есть полное счастье и удовлетворенность. Однако даже сам Маслоу признавал, что достичь самоактуализации крайне трудно. Весьма кстати, всего одним уровнем ниже в этой иерархии находится самооценка, а для достижения этой ступени необходимо всего лишь изменить мышление. Другими словами, нам не нужно становиться выдающимися людьми, достаточно просто чувствовать себя выдающимися[3].

Неудивительно, что идея самооценки начала распространяться словно лесной пожар. В 1969 году психотерапевт Натаниэль Бранден опубликовал международный бестселлер The Psychology of Self‑Esteem («Психология самооценки»), в котором уверенно подвел читателей к заключению, что самооценка приводит к «серьезным последствиям для всех аспектов бытия»[4], а также что он не может «представить себе ни единой психологической проблемы (от тревоги до депрессии, страха близких отношений или страха успеха, избиения супругов и растления малолетних), которую нельзя было бы свести к проблеме низкой самооценки»[5]. Сказать, что Бранден преувеличивает достоинства своей работы, равносильно утверждению о том, что телезвезда Ким Кардашьян вполне довольна собой.

Хотя многие считают Натаниэля Брандена «отцом» самооценки, человек по имени Джон Васконселлос поднял эту идею на совершенно новый уровень. В 1966 году Васконселлос, который в детстве страдал депрессией, впоследствии изучал право, а затем стал политиком, был приведен к присяге в законодательном собрании штата Калифорния. Первым его шагом в качестве члена законодательного собрания было внесение законопроекта о создании специальной комиссии по повышению самооценки, а также личной и социальной ответственности, с поразительным объемом финансирования из государственного бюджета – 735 тысяч долларов (в современном исчислении примерно 1,7 миллиона долларов).

Первый пункт повестки дня этой специальной комиссии состоял в следующем: на основе эмпирических данных установить, что высокая самооценка способствует снижению уровня преступности, алкоголизма и наркомании, подростковой беременности, жестокого обращения с детьми и супругами, а также зависимости от социального обеспечения. Была только одна крохотная, несущественная проблема: комиссия не смогла этого сделать. На самом деле специальная комиссия была вынуждена признать в своем докладе, хоть и весьма неохотно, что «связь между самооценкой и ожидаемыми последствиями неоднозначна, незначительна или вообще отсутствует», а также что нет никакой зависимости «между самооценкой и подростковой беременностью, самооценкой и жестоким обращением с детьми, самооценкой и большинством случаев алкогольной и наркотической зависимости»[6]. Хотя никто не хотел признавать этого, идея о том, что самооценка определяет успех в жизни, представляла собой, откровенно говоря, полную и абсолютную насмешку. Тем не менее, продемонстрировав поразительное неуважение к научному методу, Васконселлос опроверг выводы специальной комиссии, заявив: «В глубине души все мы знаем, что это правда»[7].

Однако здесь в игру вступает психолог Рой Баумайстер, которому журналист Уилл Сторр весьма метко присвоил титул «человека, который разрушил эго Америки»[8]. Баумайстер начал изучать тему самооценки на раннем этапе своей карьеры и сперва был одним из самых больших приверженцев этой идеи. Но со временем его скептицизм усиливался. Ученый не мог понять, почему такие люди, как Васконселлос, заявляют, что люди с низкой самооценкой склонны к насилию и агрессии – его опыт говорил о противоположном. Не полагаясь на один только свой опыт, Баумайстер погрузился в научные исследования и в 2003 году вместе с коллегами опубликовал окончательное «обвинительное заключение» в отношении почти трех десятилетий и более 15 тысяч исследований в сфере изучения самооценки.

Среди результатов, полученных Баумайстером и его коллегами, было множество доказательств того, что взаимосвязь между самооценкой и успехом практически отсутствует. Например, самооценка курсантов военных учебных заведений не была связана с их объективной эффективностью в качестве командиров[9]. Самооценка студентов колледжей не гарантировала наличие у них превосходных навыков общения[10]. У специалистов с высокой самооценкой не складывались более благоприятные отношения с коллегами[11]. Еще более сильный удар по взглядам Натаниэля Брандена и его последователей нанесли доказательства того, что поддержка самооценки неудачников негативно сказывается на их эффективности, а не повышает ее[12]. Баумайстер и его коллеги пришли к очевидному выводу: самооценка не является «ни главным предиктором, ни причиной почти всех приписываемых ей психологических эффектов»[13], и менее всего успеха и личной удовлетворенности.

Но я еще не сообщила вам поистине шокирующую новость. Исследование Баумайстера открыло неприятную истину, которая поставила под сомнение само предположение, лежавшее в основе всего движения за повышение самооценки. На самом деле низкую самооценку нельзя было считать недугом большинства американцев. В то самое время, как сторонники самооценки «жаловались на отсутствие любви к себе»[14], уровень самооценки в целом неуклонно и почти бесконтрольно повышался. Большинство американцев были слишком довольны собой – зачастую без всяких на то оснований, – вот в чем состояла актуальная социальная проблема.

Более того, анализ Баумайстера показал, что людям с высокой самооценкой в большей степени свойственна склонность к насилию и агрессии[15]. Когда у них появлялись трудности в романтических отношениях, они с большей вероятностью бросали партнера, изменяли или совершали другие деструктивные поступки[16]. Кроме того, они чаще обманывали[17], пили и принимали наркотики[18]. Все это было прямой противоположностью тому, что утверждала специальная комиссия законодательного собрания штата Калифорния.

С тех пор как Баумайстер и его исследовательская команда раскрыли ложную сущность самооценки, прошли десятки лет, однако, похоже, мы все еще не преодолели одержимость ее повышением. Почему? На мой взгляд, основная причина состоит в том, что гораздо легче считать себя замечательным и особым, чем стать замечательным и особым . И подобно обитателям вымышленного города Гаррисона Кейллора под названием Лейк‑Уобегон, мы продолжаем внушать своим детям мысль о том, что они именно такие.

На северо‑западе Англии, в месте слияния двух древних рек, расположен волшебный город Барроуфорд. В XVII столетии этот район был известен как центр ведовства: в теплый летний день 1612 года там были повешены десять так называемых ведьм Пендла. Однако в наше время на покрытых зеленью холмах, долинах и каменных улицах творится другая странная магия.

Обычному посетителю Барроуфорд может показаться заурядным, хотя и приятным спальным пригородом с большим количеством дорогих ресторанов и антикварных магазинов. Однако проезжий даже не догадывается, что Барроуфорд может похвастать одной очень интересной особенностью: в этом городе нет непослушных детей. Не верите? Тогда как вы объясните происходящее в начальной школе Барроуфорда, директор которой Рейчел Томлинсон настаивает на том, что плохих детей не бывает? По ее словам, каждый из 350 учеников школы «особый и уникальный»[19]. По этой же причине учителя никогда не повышают голоса и не используют другие способы поддержания дисциплины. По словам Томлинсон, наказание «только лишает жертву и правонарушителя необходимых им вещей»[20]. Для того чтобы пробудить в мальчиках и девочках все самое лучшее, нужно просто напоминать им об их исключительности – без всяких условий и как можно чаще.

Однако в редких случаях, если хвалебные заклинания не помогают и ребенок ведет себя плохо, учителя могут прибегнуть только к одному методу. Им разрешено отправить ребенка в другой класс, обратив его внимание на следующее: «Ты знаешь, что я считаю тебя замечательным, но твое неуместное поведение говорит мне о том, что тебе было бы лучше провести какое‑то время здесь, где другие дети помогут тебе прекратить совершать эту ошибку»[21]. Забавно, что единственное крайнее средство, имеющееся в распоряжении учителя, состоит в том, чтобы сказать ученику (с подчеркнуто серьезным видом): «Ты исчерпал мое терпение»[22] [23].

Дети, которые учатся в начальной школе Барроуфорда, получают такие безусловные похвалы независимо от успеваемости на уроках, причем ученики Томлинсон говорили группе посетивших школу инспекторов следующее: «Никто не возражает против того, что мы не делаем всего, на что способны». В один год, когда ученики получили результаты стандартных тестов по ключевому этапу 2[24], школа отправила их домой с письмом, в котором говорилось, что академические оценки ни в коем случае не отражают все особые и замечательные качества детей, а также что, независимо от оценок, Томлинсон гордится тем, что ученики «старались изо всех сил на протяжении этой непростой недели»[25].

Такое стимулирование самооценки сотворило чудо высоких достижений не в большей степени, чем повешение бедных женщин в 1612 году помогло избавить город от ведьм. На самом деле в сентябре 2015 года школа получила самый низкий рейтинг, который британское правительство посчитало неприемлемым. Другие эксперты назвали философию образования Барроуфорда «фантазией»[26]. Реакция Томлинсон на эту критику была нелепой в своем заблуждении: она была разочарована, но все же заявила о том, что «весьма положительно и с энтузиазмом смотрит в будущее»[27].

Ошибочный подход, применяемый в Барроуфорде, имел своей целью создание армии детей, самооценка которых оберегается любой ценой. Более того, эта школа не единственный пример. Все мы слышали о других примерах такого рода, в частности о спортивных командах, где победителями становятся все члены команды – как в одном из подразделений Американской ассоциации молодежного футбола, в котором на протяжении каждого сезона присуждается около 3500 наград, минимум по одной награде на игрока[28]. В других случаях предпринимаются попытки сделать так, чтобы ученики никогда не проигрывали, как в американских и европейских школах, запретивших состязательные виды спорта[29]. Существуют также начальные школы, где запрещено ставить плохие отметки и исправлять ошибки красной ручкой, поскольку это оказывает «негативное влияние» на детей[30], а также школы, в которых ученики каждый день проводят урок под названием «Я люблю себя»[31]. Есть также средние школы, в которых тридцать выпускников произносят прощальную речь[32] и которые отправляют своих учеников в колледжи, где проблема инфляции оценок становится все более острой[33].

Такое в высшей степени осторожное обращение с эго молодых людей живет и здравствует даже в самых престижных учебных заведениях с высоким конкурсом. Например, в 2001 году целый 91 процент студентов Гарвардского университета окончил учебу с отличием, а в 2013 году минимум половину выставленных оценок составляли оценки А[34] [35]. Однако в 2015 году 72 процента опрошенных студентов не считали инфляцию оценок проблемой[36]. Будучи гордой сестрой выпускника Йельского университета, я поймала себя на мысли, что особенно смакую эту историю, пока не узнала, что в Йеле имеют место аналогичные проблемы: созданный в 2012 году специальный комитет по оцениванию знаний учащихся обнаружил, что 62 процента всех выставленных оценок приходится на оценки А или А−, тогда как в 1963 году этот показатель составлял всего 10 процентов. Интересно, что, по мнению многих студентов и преподавателей Йеля, такая закономерность – результат «неуклонного повышения уровня знаний современной молодежи»[37].

Все это доказывает существование огромной проблемы под названием эффект удовлетворенности собой , хотя его последствия гораздо более губительны, чем можно судить по жизнерадостному названию. Например, на рабочем месте люди, которые считают себя особенными, в лучшем случае вызывают раздражение у тех, кому приходится с ними работать. В худшем случае такие люди совершенно не способны справиться даже с крошечной долей критики, теряют присутствие духа при малейших неудачах и чувствуют себя совершенно подавленными при небольших трудностях на пути к величию, которое им предопределено. У комика Джорджа Карлина есть замечательное выступление на эту тему. «В наше время, – говорит он, – ни один ребенок не услышит столь важные, формирующие характер слова: „Ты проиграл, Бобби! Ты неудачник, Бобби!“ Они привыкают к такому мягкому обращению и так и не услышат правду о себе, пока им не перевалит за двадцать, когда начальник вызовет их к себе и скажет: „Бобби, сгребай вещи со своего стола и вали отсюда. Ты неудачник!“»

Все это звучит в равной мере смешно и грубо, но такими словами Карлин выражает поистине замечательную мысль. В реальном мире не всем удается закончить учебу с отличием; по существу, чем в большем заблуждении мы находимся в отношении своих навыков и способностей, тем меньше вероятность того, что мы добьемся успеха. В частности, в ходе одного исследования было установлено, что у многих первокурсников, слишком уверенных в своих академических способностях, на протяжении учебы в колледже наблюдался более низкий уровень благополучия и вовлеченности в занятия по сравнению со студентами, более реалистично оценивающими свои способности[38].

Эффект удовлетворенности собой негативно сказывается также на наших отношениях. В ходе одного из самых вCEОбъемлющих исследований важности этого эффекта исследователи изучили взгляды ста студентов колледжей на свои личностные качества, сравнив их оценки с оценками квалифицированных психологов. Психологи отнесли молодых людей с точными представлениями о самих себе к категории честных и умных. При этом юношей, поставивших себе нереалистично положительные оценки, психологи описали как «хитрых и лицемерных, не доверяющих людям и имеющих неустойчивую систему защиты своего эго»[39]. Аналогичным образом девушки, точно оценившие свои качества, рассматривались как «сложные, интересные и умные», а девушки, представления которых о себе были нереалистично положительными, были отмечены как обладающие «защитным мышлением» и «повышенной эмоциональной чувствительностью»[40]. Разницу между участниками исследования, пребывающими в иллюзиях и осознающими себя, заметили не только психологи. Оценивая чрезмерно уверенных в себе студентов, даже их друзья сочли их «высокомерными», «недружелюбными» и «действующими во вред самим себе». А вот реалистов оценили как «очаровательных» и «уравновешенных» людей.

Эффект удовлетворенности собой не позволяет нам увидеть правду о своих навыках и способностях, вынуждает нас делать такой жизненный выбор, который, каким бы он ни казался правильным в данный момент, может принести вред в долгосрочной перспективе. Возьмем классическое клише из реалити‑ТВ: молодая студентка подготовительных медицинских курсов пропускает выпускные экзамены, чтобы отправиться в 10‑часовую поездку на автомобиле на прослушивание для участия в новом песенном конкурсе. Поскольку поет девушка ужасно, она не проходит дальше первого тура. В данном случае сделанный ею выбор на основе чрезмерной самоуверенности стал на пути реализации гораздо более разумных планов на будущее.

Но что, если в вашем случае имеет место не самообман, а просто позитивное мышление, иными словами, если вы смотрите на мир сквозь розовые очки? Оптимистичный характер порождает настойчивость, поэтому неудивительно, что предприниматели и основатели компаний, как правило, более оптимистичны по сравнению с обычными людьми[41]. Однако если оптимизм не имеет под собой оснований, розовые очки могут только помешать инсайту. Например, вероятность того, что небольшая компания выживет на протяжении пяти лет после открытия, составляет 35 процентов. Однако, по мнению 81 процента предпринимателей, их шансы на успех составляют не менее 70 процентов, а целых 33 процента предпринимателей «абсолютно убеждены» в успехе[42].

Как ни печально, неоправданный оптимизм сохраняется даже перед лицом холодной, горькой правды. Профессора менеджмента Томас Астебро и Самир Эльхедхли проанализировали данные, собранные Канадским инновационным центром – некоммерческой организацией, помогающей предпринимателям выводить свои идеи на рынок[43]. Эта программа оценивает бизнес‑планы новых компаний и присваивает им оценки от А до F; в среднем 70 процентам компаний выставляются оценки D и F, что примерно соответствует проценту компаний, потерпевших провал в реальном мире. Тем не менее почти половина этих предпринимателей все равно упорно продолжали создавать свои компании. Многие даже удвоили усилия, ошибочно полагая, что усердная работа может повысить жизнеспособность их нежизнеспособного бизнеса. Во всех без исключения случаях этого не произошло.

Мы с вами увидели, что упрямая слепота в отношении своих недостатков может обречь нас на неудачу. Тем не менее поведение «единорогов самоосознания», принимавших участие в нашем исследовании, продемонстрировало удивительную закономерность: в некоторых конкретных ситуациях они из стратегических соображений надевали розовые очки, что обеспечило им весомые преимущества. Вот что сказала женщина, которая относится к числу таких «единорогов» – блестящий менеджер проектов, которой недавно поставили ужасный медицинский диагноз: «Вы можете посетить городок под названием Отрицание, но не сможете построить там дом»[44]. Эта женщина рассказала нам о том, что, когда узнала о своей болезни, ей понадобилось несколько дней блаженного неведения, чтобы накопить запас энергии и взглянуть в лицо новой реальности. Но затем она взяла себя в руки, встряхнулась и храбро начала борьбу с болезнью.

Как можно определить, когда надевать очки, а когда их следует снять? Вот хорошее эмпирическое правило: эффект удовлетворенности собой может принести пользу в тех случаях, когда нам необходимо прийти в себя после неудачи или когда у нас есть возможность добиться успеха благодаря одному только упорству. Это особенно верно в таких профессиях, как актерское мастерство, где неприятие – часть работы. Это может быть верно и в мире науки, где действует принцип «опубликуй или умри». Дэниел Канеман отмечает: «По моему убеждению, человек, у которого нет иллюзорного чувства значимости, потеряет присутствие духа в случае множества мелких неудач и редких успехов – таков удел большинства исследователей»[45]. Однако есть одна крайне важная оговорка: прежде чем надеть розовые очки и стать на путь упорства, убедитесь в том, что он действительно к чему‑то ведет. Если (как в приведенном выше примере) вы ужасный актер, никакое упорство не приведет вас на сцену Бродвея. Вы должны научиться распознавать признаки того, что путь может завести вас в тупик, и быть готовым к изменению курса, если вам не удается добиться успеха.

Существует еще одна, последняя ситуация, в которой целесообразно на время надеть розовые очки. Во время воркшопа по самоосознанию, который я проводила для группы специалистов, я познакомилась с Кэти – застенчивым бухгалтером в очках; на протяжении всего занятия она старательно делала заметки. Однако в конце занятия Кэти как будто не была настроена на то, чтобы применить на практике изученные методы получения обратной связи. Я почувствовала, что происходит нечто большее, поэтому подошла к ней после занятия. Оказалось, Кэти – партнер в компании по предоставлению профессиональных услуг, и прошедший месяц был для нее мучительным. Недавно в компании появился новый партнер, и этот человек, похоже, был решительно настроен подорвать ее положение в компании. Кроме того, Кэти назначили попечителем имущества родителей в разгар тотальной семейной войны. Совершенно очевидно, что в связи со всеми этими событиями, происходящими в жизни женщины, у нее не было сил сосредоточиться на самосовершенствовании – она просто пыталась пережить этот кризис и выйти из него целой и невредимой.

Порой жизнь ставит перед нами настолько сложные проблемы, что розовые очки просто необходимы , чтобы с ними справиться. Наши «единороги» придерживались того же мнения: один из них остановился на своем пути к самоосознанию, когда его неожиданно уволили. Еще одна женщина так тяжело переживала развод, что блаженное неведение, носившее в ее случае стратегический характер, помогло ей справиться с самыми трудными моментами. Однако если наши «единороги» от случая к случаю позволяли себе небольшой самообман, это бывало лишь временно. По мере роста готовности они с присущей им храбростью трезво оценивали ситуацию и возобновляли путь к самоосознанию.

В заключение хотелось бы отметить, что между удовлетворенностью собой и сознательным игнорированием посылаемых нам сигналов очень тонкая грань. Хотя в ряде ситуаций лучшее, что можно сделать, – это надеть розовые очки, все же в большинстве случаев, особенно таких как новая работа, крупное повышение, выведение компании из кризиса, слияние или поглощение, серьезный конфликт с возлюбленным, необходимо снять их во что бы то ни стало. Если провал недопустим, вы не можете позволить себе такую роскошь, как блаженное неведение. К сожалению, как вы вскоре узнаете, этот хрупкий баланс угрожает разрушить начавшаяся эпидемия.

 

[1] Roy F. Baumeister, et al. «Does high self‑esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles?» Psychological Science in the Public Interest 4.1 (2003): 1–44.

[2] Stanley Coopersmith. The Antecedents of Self‑Esteem. Consulting Psychologists Press, 1967.

[3] Jean M. Twenge and W. Keith Campbell. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. Simon and Schuster, 2009, p. 62.

[4] Nathaniel Branden. The Six Pillars of Self‑Esteem. Bantam Dell Publishing Group, 1995, p. 5, as cited in Roy F. Baumeister, Laura Smart, and Joseph M. Boden. «Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self‑esteem.» Psychological Review 103.1 (1996): 5.

[5] Nathaniel Branden. «In defense of self.» Association for Humanistic Psychology (1984): 12–13, p. 12, as cited in Roy F. Baumeister, Laura Smart, and Joseph M. Boden. «Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self‑esteem.» Psychological Review 103.1 (1996): 5–33.

[6] Andrew M. Mecca, Neil J. Smelser, and John Vasconcellos. The Social Importance of Self‑Esteem. University of California Press, 1989, p. 105.

[7] Andrew M. Mecca, Neil J. Smelser, and John Vasconcellos. The Social Importance of Self‑Esteem. University of California Press, 1989, p. 105.

[8] Will Storr. «The man who destroyed America’s ego,» medium.com, February 25, 2014, https://medium.com/matter/the‑man‑who‑destroyed‑americas‑ego‑94d214257b5#.dasai1u4q.

[9] Martin M. Chemers, Carl B. Watson, and Stephen T. May. «Dispositional affect and leadership effectiveness: A comparison of self‑esteem, optimism, and efficacy.» Personality and Social Psychology Bulletin 26.3 (2000): 267–277.

[10] Duane Buhrmester, et al. «Five domains of interpersonal competence in peer relationships.» Journal of Personality and Social Psychology 55.6 (1988): 991–1008.

[11] Julia A. Bishop and Heidi M. Inderbitzen. «Peer acceptance and friendship: An investigation of their relation to self‑esteem.» Journal of Early Adolescence 15.4 (1995): 476–489.

[12] D. R. Forsyth and N. A. Kerr. «Are adaptive illusions adaptive.» Poster presented at the annual meeting of the American Psychological Association, Boston, MA (1999), cited in Baumeister et al., 1996.

[13] Roy F. Baumeister, et al. «Does high self‑esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles?» Psychological Science in the Public Interest 4.1 (2003): 1–44.

[14] Roy F. Baumeister, et al. «Does high self‑esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles?» Psychological Science in the Public Interest 4.1 (2003): 1–44.

[15] Baumeister et al. «Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self‑esteem.» Psychological Review 103.1 (1996): 5–33.

[16] Caryl E. Rusbult, Gregory D. Morrow, and Dennis J. Johnson. «Self‑esteem and problem‑solving behaviour in close relationships.» British Journal of Social Psychology 26.4 (1987): 293–303.

[17] Thalma E. Lobel and Ilana Levanon. «Self‑esteem, need for approval, and cheating behavior in children.» Journal of Educational Psychology 80.1 (1988): 122–123.

[18] Meg Gerrard, et al. «Self‑esteem, self‑serving cognitions, and health risk behavior.» Journal of Personality 68.6 (2000): 1177–1201.

[19] Richard Adams. «Headteacher whose praise for pupils went viral falls foul of Ofsted,» theguardian.com, September 24, 2015, http://www.theguardian.com/education/2015/sep/24/headteacherwhose‑praise‑for‑pupils‑went‑viral‑falls‑foul‑of‑ofsted.

[20] Zole O’Brien. «Children are never naughty, says head,» express.co.uk, June 28, 2015, http://www.express.co.uk/news/uk/587459/Children‑teachers‑bad‑behaviour.

[21] Allison Pearson. «Sparing the rod has spoilt these teachers,» telegraph.co.uk, June 30, 2015, http://www.telegraph.co.uk/education/primaryeducation/11707847/Allison‑PearsonSparing‑the‑rod‑has‑spoilt‑these‑teachers.html.

[22] Журналист Эллисон Пирсон рисует весьма интересную картину того, что произошло бы, если бы такая философия применялась в сфере дипломатических отношений Великобритании в период Второй мировой войны: Дорогой господин Гитлер! Вы исчерпали наше терпение. Пожалуйста, отдайте назад Польшу, или это серьезно скажется на нашем благополучии. С любовью, Британия. Прим. ред.

[23] Allison Pearson. «Sparing the rod has spoilt these teachers,» telegraph.co.uk, June 30, 2015, http://www.telegraph.co.uk/education/primaryeducation/11707847/Allison‑PearsonSparing‑the‑rod‑has‑spoilt‑these‑teachers.html.

[24] Ключевой этап 2 – период в школьном образовании, объединяющий учебные годы с 3‑го по 6‑й. Прим. пер.

[25] «Barrowford school’s KS2 ‘proud’ letter to pupils goes viral,» bbc.com, July 16, 2014, http://www.bbc.com/news/ukengland‑lancashire‑28319907.

[26] Jaya Narain. «Inspectors slam primary school where there’s no such thing as a naughty child and teachers are banned from raising their voices – and give it Ofsted’s lowest possible rating,» dailymail.co.uk, September 25, 2015, http://www.dailymail.co.uk/news/article‑3249078/Inspectors‑slam‑primary‑school‑s‑no‑thing‑naughty‑child‑teachersbanned‑raising‑voices‑Ofsted‑s‑lowest‑possible‑rating.html.

[27] Jaya Narain. «Inspectors slam primary school where there’s no such thing as a naughty child and teachers are banned from raising their voices – and give it Ofsted’s lowest possible rating,» dailymail.co.uk, September 25, 2015, http://www.dailymail.co.uk/news/article‑3249078/Inspectors‑slam‑primary‑school‑s‑no‑thing‑naughty‑child‑teachersbanned‑raising‑voices‑Ofsted‑s‑lowest‑possible‑rating.html.

[28] Ashley Merryman. «Losing is good for you,» nytimes.com, September 24, 2013, http://www.nytimes.com/2013/09/25/opinion/losing‑is‑good‑for‑you.html?_r=0.

[29] Dilvin Yasa. «Has the self‑esteem movement failed our kids,» childmags.com.au, September 22, 2014, http://www.childmags.com.au/family/relationships/6766‑has‑the‑self‑esteemmovement‑failed‑our‑kids.

[30] William Turvill. «School bans red ink – and tells teachers to mark in green instead (and get pupils to respond in purple),» dailymail.co.uk, March 19, 2014, http://www.dailymail.co.uk/news/article‑2584672/School‑bans‑red‑ink‑tells‑teachers‑mark‑green‑inst.

[31] Richard Lee Colvin. «Losing faith in self‑esteem movement,» latimes.com, January 25, 1999, http://articles.latimes.com/1999/jan/25/news/mn‑1505.

[32] Frank Bruni. «Common core battles the cult of self‑esteem,» dallasnews.com, December 1, 2013, http://www.dallasnews.com/opinion/latest‑columns/20131201‑common‑core‑battles‑the‑cult‑ofself‑esteem.ece.

[33] Valerie Strauss. «Why grade inflation (even at Harvard) is a big problem,» washingtonpost.com, December 20, 2013, https://www.washingtonpost.com/news/answer‑sheet/wp/2013/12/20/why‑gradeinflation‑even‑at‑harvard‑is‑a‑big‑problem/?utm_term=.6b4ef3d0ee6d.

[34] В американской системе оценивания знаний оценки А и А+ соответствуют 5 баллам. Прим. ред.

[35] Matthew Q. Clarida and Nicholas P. Fandos. «Substantiating fears of grade inflation, dean says median grade at Harvard College is A‑, most common grade is A,» thecrimson.com, December 4, 2013, http://www.thecrimson.com/article/2013/12/3/grade‑inflation‑mode‑a/.

[36] Kristin Touissant. «Harvard class with A‑average not worried about grade inflation,» boston.com, May 27, 2015, http://www.boston.com/news/local‑news/2015/05/27/harvard‑class‑witha‑average‑not‑worried‑about‑grade‑inflation.

[37] Robert McGuire. «Grade expectations,» yalealumnimagazine.com, September/October 2013, https://yalealumnimagazine.com/articles/3735.

[38] Richard W. Robins and Jennifer S. Beer. «Positive illusions about the self: Short‑term benefits and long‑term costs.» Journal of Personality and Social Psychology 80.2 (2001): 340–352.

[39] C. Randall Colvin, Jack Block, and David C. Funder. «Overly positive self‑evaluations and personality: negative implications for mental health.» Journal of Personality and Social Psychology 68.6 (1995): 1152, 1156.

[40] C. Randall Colvin, Jack Block, and David C. Funder. «Overly positive self‑evaluations and personality: negative implications for mental health.» Journal of Personality and Social Psychology 68.6 (1995): 1152–1162.

[41] Keith M. Hmieleski and Robert A. Baron. «Entrepreneurs’ optimism and new venture performance: A social cognitive perspective.» Academy of Management Journal 52.3 (2009): 473–488.

[42] Arnold C. Cooper, Carolyn Y. Woo, and William C. Dunkelberg. «Entrepreneurs’ perceived chances for success.» Journal of Business Venturing 3.2 (1988): 97–108.

[43] Thomas Åstebro and Samir Elhedhli. «The effectiveness of simple decision heuristics: Forecasting commercial success for early‑stage ventures.» Management Science 52.3 (2006): 395–409.

[44] На протяжении всей книги цитаты единорогов самоосознания приводятся почти дословно; я внесла несколько небольших изменений, для того чтобы повысить читабельность этих цитат, не меняя при этом их смысл. Прим. ред.

[45] Daniel Kahneman. Thinking, Fast and Slow. Macmillan, 2011, p. 264. (Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. – М.: АСТ, 2013.)

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (12.01.2018)
Просмотров: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%