Мой хороший знакомый, молодой, талантливый и многообещающий архитектор Андрей, долгое время вел совершенно разгульный образ жизни. Была у него такая беда – он не выносил одиночества, без которого в принципе немыслима его профессия. А потому работа все чаще отходила на задний план, и ни дня, ни ночи не проходило у него без шумных компаний, застолий, веселья. Обладающий незаурядной внешностью, он пользовался неизменным успехом у женщин, и множество представительниц слабого пола проходили через жизнь Андрея, беспрестанно сменяя друг друга. Наконец он окончательно забросил работу и явно покатился по наклонной плоскости. Но ничего в своей жизни менять не собирался. «Я привык жить весело! – говорил он. – И по‑другому жить не буду!»
Но вмешалась трагическая случайность – и заставила его изменить образ жизни. После очередной гулянки он с друзьями возвращался с чьей‑то дачи в машине с подвыпившим водителем. Машину вынесло на встречную полосу – прямо под колеса «КамАЗа». Погибли все, кроме Андрея – он спасся чудом, его каким‑то образом выбросило из машины за мгновение до того, как она была буквально раздавлена тяжелым грузовиком.
На два года он оказался прикован к постели. Жизнь повернулась к нему совсем другой стороной. Все прежние друзья‑приятели и подружки куда‑то испарились сами собой. Андрей оказался практически в полной изоляции, в столь страшном для него одиночестве, наедине со своей душой.
Вот тут‑то он и осознал наконец, что эта самая душа у него есть. И что душа эта измучилась, исстрадалась, изголодалась по настоящей духовной пище. Тяжелые травмы, боль физическая и душевная, вынужденное одиночество сделали свое дело – Андрей начал очень много размышлять о жизни, о смысле бытия, обратился к духовной литературе, к молитве. Через два года он встал на ноги – и это был уже совершенно другой человек. От него как будто исходила какая‑то сила, мудрость и свет сияли в глазах. Естественно, о возвращении к прежнему образу жизни и речи быть не могло. Одиночество его больше не страшило – более того, оно стало для Андрея самым плодотворным источником творчества. Сейчас можно с уверенностью сказать: он состоялся и как личность, и как творческий человек.
Жизнь только и делает, что пытается приучить нас к смирению – к смирению желаний и прихотей тела и к обращению внутрь себя, к потребностям души. И если мы не хотим приходить к этому смирению добровольно, жизнь начинает приводить нас к нему с помощью очень жестких принудительных мер, как в случае с Андреем.
Приводить себя к смирению хотя бы четыре раза в год, во время православных постов, уже достаточно, чтобы душа ожила и получила новую силу, чтобы жизнь в нас возродилась и мир засиял новыми красками, чтобы ушли страдания душевные, а с ними и болезни тела.
При этом ограничение в пище во время поста важно вовсе не само по себе. Ограничение в пище– это совсем не самоцель. Это скорее помощь себе в смирении всех своих желаний, в воздержании от недостойных мыслей, чувств и поступков.
Ведь не имеет никакого смысла пост, если, отказываясь от пищи, мы в то же время кому‑то завидуем, или ругаемся в очередях, или мечтаем отомстить своим врагам. Бессмысленно поститься, если мы при этом лжем, сквернословим, сплетничаем или просто много болтаем попусту. Бесполезно поститься, если при этом мы не усмиряем свой ум и продолжаем предъявлять претензии близким, или обижаемся на них, не желая их принимать такими, какие они есть, и сами не прощаем обидчиков.
Но все дело в том, что именно воздержание в пище помогает нам и легче прощать, легче освобождаться от зависти и злости, легче обретать смирение, достойно перенося трудности. Тело, не отягощенное излишествами в пище, дает свободу душе – и душа, освободившись, расправив крылья, обретает нужную ей силу и для прощения, и для освобождения от грехов, и для исцеления, и для преодоления любых испытаний.
Поэтому пост – время духовного просветления, а не только телесного воздержания.
Обратите внимание: ведь в прежние времена в России во время постов замирала вся светская жизнь, как в небольших деревнях, так и в крупных городах. В посты не венчали новобрачных. Считалось, что в это время надо воздержаться и от выполнения «супружеских обязанностей». Ребенка, зачатого в пост, батюшки крестили очень неохотно! Недопустимы были и любые развлечения. Люди знали только две дороги – на работу и в церковь. Кроме того, православие рекомендует в дни поста даже эмоции свои сдерживать – и радость, и печаль не должны быть слишком бурными, сильными, выплескивающимися наружу. Все чувства должны стать тихими, светлыми.
«Да за что же это такое наказание?» – могут спросить многие из вас. В самом деле, не так просто понять, что воздержание от всех житейских радостей вовсе не является наказанием. Ведь это необходимое условие для того, чтобы люди хоть иногда устремляли свой взор не во внешний мир, а в глубины своей души. И как часто бывает, что человек, отвратившись от внешнего и обратившись к своей душе, именно там, в душе, находит истинные богатства, истинные ценности, истинную радость – все то, что не может дать внешний мир.
Для такого человека пост становится вовсе не наказанием, а совсем наоборот – праздником! Встреча с самим собой, с собственной душой, о которой мы так часто забываем в будничной суете, воцарение мира и порядка в душе – это ли не есть самый настоящий, самый большой и самый главный в жизни праздник?
Конечно, сегодня никто не может заставить нас в дни поста воздерживаться от супружеской жизни, отказываться от чтения детективов и не включать телевизор. И все же давайте будем помнить, что в дни поста надо побольше задумываться о своей жизни, о своем предназначении в мире, о тайнах бытия, а также анализировать свои поступки и мысли, стараться исправлять их к лучшему. И постараться уйти от ненужной суеты, от пустословия, от дежурного, истощающего душу общения. Лучше побольше оставаться наедине с собой, смотреть на небо, любоваться природой, задумываться о вечных непреходящих ценностях жизни – словом, почаще вспоминать о душе.
А там, в душе, – несметные богатства, там – вечный праздник единения с Богом. Ведь душа – это не что иное, как Божья искра в нас, частица Бога. Не будем забывать об этом. Пост помогает нам ощутить в себе эту божественную искорку, эту свою причастность к Богу и ко всему нашему огромному и таинственно‑непостижимому миру. А это ощущение единения – и есть великое счастье.
|