Есть молитвы канонические – те, которые можно прочитать в молитвословах. А есть молитвы неканонические, к их числу относятся и те слова обращения к Богу, которые вырываются у нас иногда от себя, из глубин нашей души, нашего сердца.
Часто спрашивают: можно ли молиться своими словами, не грех ли это? Я убеждена, что это не грех, – но лишь при одном условии: когда искренние слова эти действительно сами рвутся из души, сами срываются с губ и произносятся с глубоким чувством. То есть тогда, когда такая молитва становится настоящим криком души. Это бывает в минуты, когда душа в смятении, когда нам действительно нужна помощь или нужна помощь нашим близким, либо какому‑то другому человеку, которому мы искренне, всеми силами нашей души желаем помочь.
И еще: молясь своими словами, помните, что такая молитва должна быть очень краткой, лаконичной, ни в коем случае не многословной, предельно простой, понятной, без сложных витиеватых формулировок. И конечно, в такой молитве можно просить лишь помощи, защиты, наставления на путь истинный – но она не должна содержать просьб о достижении каких‑то материальных целей.
Помните, что каноническая молитва всегда скорее находит дорогу к Богу – ведь ее можно сравнить с гладкой и ровной проторенной колеей. Ваша же собственная молитва – тропинка, по которой до вас еще никто не ходил. Поэтому только большая сила чувства поможет вам пробиться по этой тропинке к Богу.
Если это чувство есть, если вам крайне необходимо обратиться к Богу со своими словами, если вам действительно нужна помощь, защита, поддержка, и вы просите об этом, – не сомневайтесь, если ваша душа открыта и не запятнана грехом, если помыслы чисты, ваша молитва дойдет. И защиту вы непременно получите. Эта защита и помощь абсолютно реальна, ощутима и обычно не оставляет сомнений, что пришла она от Бога.
Одна моя знакомая, Анна, была буквально измучена разладившимися отношениями с мужем и взрослой дочерью. Полное взаимное непонимание, напряженная, нервная обстановка в семье, а самое главное – она не могла понять, как вести себя в такой ситуации, чтобы хоть немного ее изменить к лучшему. Все это довело женщину почти до невроза. Она пошла в церковь и искренне, своими словами попросила Богородицу помочь ей привести к гармонии отношения с близкими, подсказать, как можно это сделать. Заметим: Анна не просила образумить мужа и дочь, не требовала, чтобы они немедленно изменились к лучшему. Такие просьбы были бы лишь упорствованием в гордыне и ни к чему бы не привели. Но Анна не стала пытаться как‑то воздействовать на близких – она лишь попросила подсказать, что нужно изменить в своем поведении ей самой, чтобы наладить отношения в семье.
Надо сказать, что, помолившись так, Анна быстро об этом забыла; как она сама призналась, хоть и молилась очень искренне от большого отчаяния, но при этом «не очень‑то верила в такие чудеса». Иными словами, она не требовала, чтобы ее просьбы мгновенно осуществились, и, сама того не сознавая, поступила очень правильно – просто отдала все на волю Божью.
Буквально через несколько дней она вдруг почувствовала, что неожиданно для себя самой стала вести себя и с мужем, и с дочерью совершенно по‑другому. Она не раздражалась, как прежде, не отвечала грубостью на грубость, а вместо этого какое‑то ровное и светлое спокойствие воцарилось в ее душе. И еще: она легко находила нужные и, как оказывалось, единственно правильные слова в общении с мужем и с дочерью – находила их даже в самых конфликтных, напряженных ситуациях, при этом не выходя из спокойного состояния. Ей даже показалось, что кто‑то как будто подсказывает ей эти слова, подсказывает, как именно себя вести, что делать.
Сначала у нее промелькнула мысль: «Неужели я такая умная стала – так правильно себя веду…» И тут она вспомнила о своей просьбе к Богородице! И все поняла. Поняла, откуда эти подсказки, эта помощь, поняла, кто ее вразумил и наставил на истинный путь, научил так разумно и правильно вести себя с близкими людьми. Обстановка в семье нормализовалась, все нашли общий язык друг с другом. И оказалось, научиться понимать друг друга совсем не так трудно – особенно когда делается это с Божьей помощью.
Светлана, другая моя знакомая, попала в странную ситуацию: ее пытались втянуть в какое‑то темное дело, требующее небольших финансовых вложений, но обещающее большие прибыли. Вовлечь ее в это предприятие пытался хороший знакомый, которому к тому же она была чем‑то обязана – а потому отказать ему было вроде бы неудобно, да и поводов подозревать его в обмане как будто не было… Знакомый всячески убеждал и уговаривал ее, говоря о том, как необходима этому делу Светлана, как нужно и оно ей, какие гигантские счастливые перемены в жизни обещает… В какой‑то момент Светлана искренне поверила ему, приготовила требуемые деньги, собралась ехать на деловую встречу, где она должна была внести эту сумму и подписать договор о своем вступлении в дело. Были в душе какие‑то смутные сомнения, но она их заглушила, сказав себе, что раз так все складывается, значит, наверное, это судьба.
Но все же, прежде чем ехать на эту встречу, Светлана, вероятно чувствуя, что сама до конца не может разобраться в этой ситуации, зашла в Свято‑Троицкий собор Алек‑сандро‑Невской лавры и помолилась перед иконой Христа Спасителя, говоря: «Господи, защити меня, спаси и сохрани, вразуми, наставь на путь истинный. Подскажи, надо мне вступать в это дело или нет, дай мне знак, который поможет это понять».
Искренне, своими словами помолившись так, она отправилась на встречу. Только проехала одну остановку в трамвае – выяснилось, что впереди все движение перекрыто. Автобусы тоже все куда‑то как провалились. Пыталась поймать такси – бесполезно. И вдруг ее осенило: «Так вот же он, этот знак!»
Со спокойной совестью она повернулась и пошла домой. Позвонила своему приятелю: «Извини, передумала». Он долго ругался, но она была абсолютно спокойна. Через несколько месяцев выяснилось, что дело не только не принесло никакой прибыли, но провалилось, оставив всех участников должниками, причем суммы долгов были такими, что Светлане и за всю жизнь бы не расплатиться.
Вот что дает искренняя молитва. Но и это еще не все. Искренняя молитва в сочетании с очищением души от грехов, с постом, с жизнью в согласии со своей совестью дает постоянное ощущение этой божественной защиты. Мы начинаем буквально физически ощущать, что Господь всегда с нами, что Он ведет нас и охраняет. А потому уходят страхи, уходит неуверенность в себе. Чего же нам бояться, в чем быть неуверенными, когда мы знаем, что мы всегда с Богом, что он верный путь укажет нам всегда, что защитит от опасностей…
Когда мы освоили молитву по каноническим молитвенным текстам, когда мы научились уже молиться и своими словами, нам становится доступна, пожалуй, высшая форма молитвы – постоянное молитвенное состояние. Это состояние, когда мы как бы молимся без слов, потому что молитва звучит где‑то подспудно, подсознательно на протяжении каждой секунды нашей жизни, независимо от того, чем мы занимаемся в этот момент. Мы не произносим слов, но постоянно находимся в состоянии связи с Господом, постоянно ощущаем эту связующую с Ним нить, этот золотой столб света, идущий из нашего сердца в небо и возвращающийся к нам самым прекрасным состоянием, которое только может испытать человек, – благодатью Божией. Благодать – это сила, которую нельзя почерпнуть ни в себе самом, ни в других людях, ни в окружающем мире, – ее можно почерпнуть лишь от Бога, ибо лишь от Него исходит истинная благодать.
Молитва подготавливает нас к нисхождению на нас благодати. Благодать, нисходя на человека, совершенно преобразует его. Он забывает о том, что такое уныние, тоска, страх, неуверенность. Он становится открытым, мягким, любящим и словно источает свет, отчего к нему неизменно тянутся многие и многие люди.
|