Мы уже говорили о том, что истинная молитва всегда искренняя, она идет от сердца, от души. Но нельзя забывать и о том, что молитва – дело очень личное, интимное, поэтому произносится она очень тихо, тихим ровным голосом, или даже шепотом, а то и про себя. Ни в коем случае нельзя в молитве распалять себя, воображая какие‑то райские или небесные картины, вызывая перед внутренним взором какие‑то образы, доходящие до галлюцинаций. Ни в коем случае нельзя специально, как говорят, «накручивать» себя, пытаясь выжать из себя как можно больше чувств. Такие «чувства» будут уже вовсе не чувствами, а элементарной истерикой. Настоящее чувство, когда душа чиста, а сердце искренне обращено к Богу, рождается само – и чувство это тоже чистое, светлое. Горячечная, с надрывом, с самораспалением молитва – это молитва неистинная, фальшивая, это молитва напоказ, и она не только не полезна, но очень вредна.
Этой ошибки нужно избежать! Помните, если вы искренне, с верой обращаетесь к Богу – Господь подскажет вам и нужную интонацию молитвы. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и не дайте обольстить себя бесам самоисступления.
В одной из книг я уже рассказывала, как мне по роду своей журналистской работы пришлось однажды побывать на собрании небезызвестного Белого Братства. Помню, как на сцену вышел молодой человек лет двадцати – двадцати пяти и, полузакрыв глаза, начал рассказывать, как хорошо в раю, какие текут там реки молочные, как сладостно поют птицы… И весь зал закричал: «Видим, веруем!» И стали неистово молиться, явно специально распаляя себя, падая на колени, воздевая руки к небу, стукаясь головой об пол… Молодой человек на сцене продолжал свою речь, снова и снова ввергая присутствующих в истеричный и болезненный «молитвенный экстаз». Зрелище было не из самых приятных! Под конец глаза у всех присутствующих лихорадочно блестели фанатичным безумным блеском, и находиться рядом с ними стало, честно говоря, даже страшновато. Уходя, я услышала обрывок разговора двух подростков, один говорил другому: «Ты все еще не видел крест на небе? Значит, ты плохо молился Марии Дэви. Я вот видел, и братья из Вологды видели…»
Такой способ молитвы ни к чему другому, как к нервным болезням, привести не может. Так и до шизофрении недалеко.
Еще один неверный способ молитвы – это молитва с желанием во что бы то ни стало насладиться высшими духовными переживаниями и ощущениями, непременно войти в некие необычные состояния блаженства и восторга. Если эти состояния придут сами – хорошо, но специально стремиться к ним, конечно, не стоит. Поэтому во время молитвы нам нужно только лишь сосредоточиться на осмысленном произнесении текста и ни в коем случае не пытаться унестись куда‑то под облака, воспарить в каком‑то наслаждении и восторге полета. Нет, нет и нет, это ошибка!
Между тем людей, которые изо всех сил стремятся именно к такой молитве, не так уж мало. Их всегда можно узнать: они непременно выставляют напоказ то, что они верующие, причем именно себя относят к истинно верующим, а других людей осуждают (забыв о заповеди:
«Не судите, да не судимы будете»). Они считают себя образцом для подражания, носителями истины в последней инстанции и, как правило, с огромным самодовольством любуются сами собой. Истинно верующий человек никогда не будет так себя вести – не будет выставлять напоказ свою веру и кичиться ею. Ему это просто не нужно – ведь Бог в его душе, в его сердце, и нет нужды демонстрировать это всем.
Конечно, особые состояния душевного полета существуют. Но они даются поистине чистым людям, практически совершенным, очистившим свою душу смирением и покаянием. Только если вы живете в состоянии внутреннего спокойствия, согласия с миром и с собой, если вы не страдаете эгоизмом, не подвержены суетным страстям, не погружены постоянно в мысли о самих себе – только тогда вы можете войти в прекрасное духовное состояние, дарованное свыше. Если же пока вы еще далеки от совершенства– не торопитесь, не гонитесь за какими‑то высшими ощущениями. Дайте себе время измениться, пересмотреть взгляды на мир и на самих себя, очистить душу – и все придет в свое время.
|