Часто от многих людей можно слышать: «Если Бог внутри нас – зачем же в церковь ходить, зачем же искать каких‑то посредников между собой и Богом, когда можно общаться с Ним непосредственно?» Все правильно, Бог внутри нас, и ваше общение с Ним – это действительно только ваше, очень личное дело. И все же не стоит отказываться от посещения церкви только на том основании, что вам не нужны посредники. Церковь, в общем‑то, не является посредником в прямом смысле слова. Но церковь очень сильно помогает нашему внутреннему общению с Богом. Ведь в настоящей, как говорят, «намоленной» церкви существует очень мощный, сильный, наработанный канал связи с божественным. Так же как каноническая молитва – это веками проторенная «дорога к Богу», так и церковь – чистейший и широчайший путь, на который вы вряд ли сможете выйти самостоятельно. Молитва в церкви имеет совсем другую силу, она гораздо мощнее, ярче, чем молитва у себя дома.
Церковь – совершенно особое по энергетике место, место, в котором мы близки к Богу как нигде. В церкви мы легче чувствуем свою связь с Богом, мы ощущаем себя здесь и любимыми Богом, и защищенными Им… Что же делает церковь таким необыкновенным местом?
Вы, может быть, знаете, что в старину даже обычный жилой дом люди не строили где попало – место для дома выбиралось придирчиво, надо было, чтобы земля эта была «хорошей», то есть, как сказали бы мы сейчас, наделенной положительной энергетикой. Что же тогда говорить о церквях– место для церкви выбиралось еще более тщательно!
Обычно при выборе места для церкви приглашали схимника или святого – ведь они были наделены особой чувствительностью к плохой и хорошей энергетике. Некоторые из них могли даже видеть некий свет или лучи на месте предполагаемого строительства – и это считалось очень хорошим знаком.
Место, обозначенное схимником, было, как правило, открытым местом на возвышенности, холме или пригорке, где не было водоносных жил, подземных речек и ключей.
У биографов Сергия Радонежского есть рассказ о том, как он вместе со своим старшим братом Стефаном выбирал место, где впоследствии была построена Троице‑Сергиева лавра:
«Долго ходили братья по окрестным лесам, наконец им полюбилось одно место, удаленное не только от жилищ, но и от путей человеческих. Это место было самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди – одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание. Оно… представляло небольшую площадь, которая возвышалась над соседней местностью в виде маковки, почему и названа Маковцем, или Маковицею. Глубокая дебрь с трех сторон окружала эту Маковицу, густой лес, до которого еще никогда не касалась рука человеческая, одевал ее со всех сторон сплошною чащей, высоко поднимая к небу свои тихо шумящие вершины…»
Александр Свирский, основатель Александро‑Свирского монастыря в Карелии, имел видение, где ему указано было место для будущей обители. Придя туда, он увидел «небольшой, но красивый бор, изобиловавший лесом и озерами». Над одним из пригорков он увидел сияние, и это окончательно убедило его в том, что именно здесь надо основать обитель. На этом месте, «осияемом пресветлыми лучами», впоследствии вырос Преображенский собор монастыря.
Вот на каких особых местах ставились церкви – местах, где особенно сильна положительная энергетика, где очевидна мощная энергетическая связь с Космосом.
Усилению этой связи способствует все – и форма церкви, ее архитектура, и внутреннее убранство. Форма луковичных маковок православного храма играет огромную роль в концентрации высшей энергии. Попробуйте встать в церкви прямо под куполом – вы почувствуете такой мощный энергетический поток, что вас даже начнет слегка покачивать. Долго в этом месте стоять не рекомендую – может закружиться голова!
На концентрацию положительной энергии «работают» и иконостасы алтарей, и вся церковная утварь. Заметьте: в церкви нет случайных предметов, каждый из них подбирался тщательно, специально, каждая вещь несет в себе позитивный энергетический заряд. Любые элементы убранства – и иконы, и стоящие перед ними свечи, и кадило, и дарохранительница, и небольшое блюдо, на котором лежит просфора, и поставленная на него звездица, и подсвечники в две и три свечи – дикирий и трикирий, и семисвечник, и особенно евхаристическая чаша – все это посылает в пространство удивительные волны энергии.
Даже сами церковные стены излучают эту мощную энергию. Очень важно, что церковь никогда не строили случайные люди, к этому святому делу не подпускали каких‑нибудь шабашников – это всегда были подготовленные, глубоко верующие строители, ведущие праведный образ жизни. Кстати, на Руси круг истинных строителей церквей всегда был достаточно узок – в разные века на всю страну приходилось всего от шести до десяти‑пятнадцати артелей! При этом, прежде чем приступить к строительству храма, строители очищали себя постом, настраивались на высокий молитвенный лад. К работе они подходили как к делу святому и, возводя храм, воплощали в нем всю свою веру, всю чистоту своих душ, всю свою любовь к Богу.
А какую важную роль играет свет и цвет в церкви! Игра света и цвета тоже создает совершенно особую исцеляющую и очищающую энергетику.
Известно, что наш организм способен «впитывать» свет и цвет из окружающего пространства, ведь свет и цвет – это не что иное, как волны, излучения. Человек и сам излучает в окружающее пространство определенные волны света и цвета через свою энергетическую оболочку – ауру. Аура гармоничного человека сочетает в себе все цвета радуги. Световая и цветовая гармония церкви позволяет восстановить утраченную гармонию нашего организма, дать ему возможность снова засветиться, засиять всей радужной гаммой. Происходит это еще и потому, что в церкви мы обращаемся к своей душе, открываем ее перед Богом до самых отдаленных уголков – и позволяем божественной энергии исцелить душу.
Именно для наибольшего раскрытия души так благоприятен приятный полумрак, который встречает нас в церкви. Дневной свет льется только сверху, из узких оконцев. Живой свет десятков, сотен свечей создает совершенно неповторимую атмосферу, в которой оживает, возрождается к жизни душа.
Заметьте, как много в убранстве церкви золотистых оттенков. Золотой, желтый – это очень мощные энергетические цвета, цвета исцеляющие, которые оказывают самое благоприятное воздействие на организм человека. Это цвета жизни, созидания, здоровья, душевной силы. Человек, придя в церковь, сам как будто пропитывается золотистыми оттенками и начинает буквально светиться изнутри – а с этим свечением приходит и здоровье, душевное и физическое, и спокойствие, и умиротворение.
А какие ароматы в церкви – это и вовсе особая тема. Входя в православную церковь, мы сразу же чувствуем запах ладана. Ладан – это смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия, которое растет в Восточной Африке и на юго‑западе Аравии. Ладан кладут на раскаленные угли в металлическую кадильницу. При сгорании его образуется благовонный дым – фимиам.
Этот обряд глубоко символичен. Дым кадила символизирует невидимое присутствие благодати Божьей. И не случайно говорят, что «черти ладана боятся»! Дым кадила, неся благодать, отгоняет все темные силы, всю негативную энергетику.
Кроме запаха ладана, особый аромат исходит в церкви от сотен горящих свечей. Блаженный Симеон Солунский учил, что чистый воск олицетворяет чистоту человека, держащего свечу в руке. Мягкость и податливость воска символизирует нашу готовность быть мягкими, любящими, смиренными перед Богом. А горение свечи – это возгорание божественной искры внутри человека, огня его души, которая готова преобразиться под воздействием огня божественной любви.
Особый запах в церкви источают лампады, заправленные елеем. Елей – это оливковое масло, употребляемое во многих церковных ритуалах. Елеем помазывают верующих после богослужения, а также новокрещенных, его применяют в таинстве елеосвящения. Ритуал этого таинства состоит в смазывании елеем лба, щек, губ, рук, груди. Освященный елей обладает целительной силой. Кроме того, считается, что он очищает больного от грехов, в которых тот не успел раскаяться.
В таинстве миропомазания, при возведении в духовный сан, употребляется и благовонное масло миро. Миро – это смесь оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ.
В церкви используются и другие благовония, и все вместе они обволакивают нас удивительным специфическим ароматом. Секреты воздействия запахов на организм человека, на его душевное состояние известны исстари. Человек при помощи органов чувств воспринимает запахи, под их воздействием возбуждаются чувствительные отделы мозга, мозг начинает чутко реагировать на все окружающее, он как бы открывается высшим энергиям – и мы становимся ближе к Богу…
Особо нужно сказать и о церковном пении. Неизгладимое впечатление оставляет оно! Душа преисполняется невиданных благоговейных чувств, словно уносится под купол храма, сливается с Богом… А перезвон церковных колоколов, звуковые вибрации которых обладают огромной очистительной силой… И уж совсем особая энергетика буквально вибрирует в церкви во время богослужения.
Богослужение, как замечательно сказал однажды отец Александр Мень, – это «диалог человека со Вселенной, с Космосом, с Божеством». Храмовое действо – это глубоко продуманный синтез особых искусств, когда ощущается очень мощное и энергетическое, и эмоциональное, и духовное воздействие, преображающее человека.
Именно благодаря всей необычной, энергетически насыщенной атмосфере церкви в храме у людей иногда открываются чудесные способности – такие, например, как духовное зрение.
Одно время у нас модно было говорить о «третьем глазе». Впервые мы узнали о таких вещах из книжек о тибетских монахах, а потом уже и у нас в России появились свои «трехглазые» – ясновидящие, экстрасенсы, всевозможные «ауровидцы». Мы воспринимаем это как чудо, как что‑то совершенно небывалое. И забываем, что о духовном зрении всегда знали на Руси.
Вот как описывает службу в одном из храмов Воронежа дворянин Мотовилов, духовный сын Серафима Саровского:
«За литургией, которую служил архиепископ Антоний, я с умилением и ужасом видел его окруженным светом немерцающего сияния, и когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносить молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницей Его винограда, видел из уст Антония исходящий пламень в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Но не все удостаивались прикосновения этого дивного пламени: некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот Божественный пламень обходил, и они чернели как уголь. В числе служащих был один протоиерей – я видел его опоясанным, как свивальниками, черными полосами. Вид его был как зебра, и впоследствии вскоре этот протоиерей был изобличен в каких‑то дурных делах и извергнут из сана.
Во время богослужения архиепископ Антоний раза два взглядывал на меня очень проникновенно, и милостивый взор его точно вопрошал меня: „Видишь ли ты явления Божественной благодати, подаваемые истинно верным?»».
Подобные вещи известны не только из далекой истории – они случаются и в наши дни. Например, совсем недавно в одном из питерских храмов произошел странный случай, о котором ходило много разговоров среди верующих. Во время причащения за литургией время от времени в храме раздавался звонкий смех. Смеялся пятилетний мальчик, стоявший возле алтаря. Родители всячески одергивали его, но ребенок никак не мог успокоиться и смеялся до тех пор, пока причащение не закончилось. И вот что рассказал он родителям, когда они вышли из храма: «Когда дядя или тетя подходили к чаше, к ним иногда подлетал белый голубь. Они только откроют рот, чтобы получить причастие, а голубь склюнет все с ложечки и улетит. А они его не видят, закрывают рот и думают, что причастились. Вот я и смеялся над ними».
Кому‑то это может показаться выдумкой, но не спешите с выводами. Вряд ли у пятилетнего ребенка хватило бы воображения, чтобы сочинить такую историю. Скорее всего, видение было послано ему, потому что он оказался самым чистым, невинным среди всех, кто был в церкви, – и смысл этого видения в том, что Господь далеко не каждого допускает к Чаше Святой и иногда не дает причастия даже тем, кто думает, будто он причастился…
|