Реализация проекта «Голубые зоны» в районе Лос‑Анджелеса сопровождалась большими трудностями, первой из которых стало географическое расположение. Район Саут‑Бей представляет собой беспорядочное нагромождение промышленных предприятий и пляжей. К югу от взлетно‑посадочных полос Международного аэропорта Лос‑Анджелеса, за огромными резервуарами нефтеперерабатывающего завода Chevron в Эль‑Сегундо находятся самые привлекательные и престижные земельные участки с объектами недвижимости, расположенными на берегу океана. В итоге этот район перенаселен, а его обитатели испытывают сильный стресс.
Три города в этом районе (в названии каждого есть слово «пляж») предложили нам провести у них эксперимент по укреплению здоровья в масштабах всей общины. Граничащие с Тихим океаном, с одной стороны, и скоростными автострадами – с другой, «пляжные города» – Манхэттен‑Бич, Эрмоса‑Бич и Редондо‑Бич – были похожи друг на друга. Все три – когда‑то застроенные простыми коттеджами и магазинами товаров для серфинга – теперь изобиловали дорогими домами и офисами брокерских компаний. Манхэттен‑Бич, расположенный ближе всего к центральным районам Лос‑Анджелеса, – самый дорогой из трех городов. В середине 2014 года средняя цена жилья в нем составляла почти три миллиона долларов.
«Здесь недвижимость сродни религии, – объясняет Марк Макдермотт, главный редактор газеты Easy Reader, которая освещает жизнь района Саут‑Бей. – Если кто‑то и не занимается этим, то все равно следит за ценами выставленных на продажу домов из спортивного интереса». Макдермотт, добродушный уроженец штата Айова, с бородой и светлыми волосами, собранными в хвост, знает обо всех нюансах жизни «пляжных городов». В то утро он ехал на старом прогулочном велосипеде по одной из глухих улочек с односторонним движением в Манхэттен‑Бич. Спускаясь вниз по холму, он поделился со мной своим инсайдерским мнением о жизни в трех городах.
По мнению Макдермотта, хотя у этих городов много общего, в чем‑то они все же отличаются друг от друга. «В каждом “пляжном городе” есть пирс, и этот пирс отражает личность города», – считает он. В самом конце пирса Манхэттен‑Бич находится привлекательная терраса, где местные жители могут отдохнуть и выпить латте. Такое времяпрепровождение подходит 36 тысячам весьма преуспевающего населения.
Эрмоса‑Бич, расположенный к югу от Манхэттен‑Бич, – город развлечений. На его минималистском пирсе размещена зона отдыха с сувенирными магазинами и пляжными барами. По словам Макдермотта, раньше здесь было богемное место с джаз‑клубами и модными кафе. Эрмоса‑Бич – самый маленький из трех «пляжных городов» с населением всего 20 тысяч человек, среди которых преобладает молодежь: официанты, парикмахеры и начинающие актеры.
И наконец, Редондо‑Бич с населением 68 тысяч человек – самый крупный и этнически разнообразный город; в нем проживает много латиноамериканцев и азиатов. Здешний пирс, в 1980‑х годах служивший местом постоянных сборищ бандитов, сгорел в 1988 году, а в 1995‑м был восстановлен и стал крупной туристической зоной с магазинами и ресторанами.
Безусловно, все три города объединяет океан. Каждое утро на Стрэнде – бетонном тротуаре, проложенном вдоль берега у самой воды, – можно видеть абсолютно разных людей, от любителей бега трусцой до велосипедистов и владельцев собак. Вы можете подумать, что в таком чудесном месте, где столько солнечного света и свежего воздуха, руководителям города нет надобности призывать людей больше двигаться и питаться здоровой пищей. Однако, как сказал Макдермотт, внешность бывает обманчива.
На каждого, кого можно встретить на пляже, приходятся десятки других – тех, кто сражается с транспортным потоком на Тихоокеанском шоссе и автомагистрали, берущей начало в Сан‑Диего. А для работающих семей, которые едва сводят концы с концами, пляж и вовсе не существует. Даже у состоятельных профессионалов при их напряженном графике походы на пляж не значатся в списке приоритетов. «Просто люди, бегающие трусцой или ездящие на велосипедах, больше всего бросаются в глаза, – говорит Макдермотт. – Многие же сидят дома перед телевизором или поедают вредную пищу».
Иными словами, несмотря на завидное географическое расположение «пляжных городов», они не застрахованы от тех же проблем и дурных привычек, которые взяли в плен всю страну.
Новый вызов
После успешной реализации проекта «Голубые зоны» в городе Альберт‑Ли штата Миннесота наша команда разослала информационные материалы о своей работе мэрам примерно трехсот населенных пунктов по всей стране, предложив им подать заявку на участие в следующем этапе проекта. Мы сообщали, что планируем на протяжении трех лет применять опыт, полученный в Альберт‑Ли, для преобразования еще одного города. Не захотят ли они принять участие в проекте? Пятьдесят пять городов сказали громкое «да».
Все это было бы невозможно без помощи Бена Лидла‑младшего, СЕО[1] коммерческой компании Healthways из сферы здравоохранения. Услышав историю города Альберт‑Ли и прочитав мою книгу, он связался с нами и предложил смелую идею. Почему бы не попробовать провести подобный эксперимент в городе покрупнее, чтобы подтвердить его эффективность? По мнению Лидла, в случае успеха это было бы самое значительное событие в области здравоохранения в следующем поколении.
Благодаря работе в Healthways Бен Лидл знал, что в стране происходят серьезные изменения в области здравоохранения. Модель медицинского обслуживания по принципу оплаты за предоставленные услуги, в соответствии с которой врачи и больницы получают плату за лечение болезней, стремительно заменяется моделью по принципу ответственности за результат, согласно которой медикам платят за укрепление здоровья пациентов. Сегодня больницы и врачи все чаще получают вознаграждение за обеспечение хороших результатов, а не взимание оплаты за каждый назначенный анализ или процедуру.
Для того чтобы такой подход оправдывал себя в финансовом плане, требовалось сделать все возможное для снижения вероятности заболеваемости. Здесь свое слово сказал проект в Альберт‑Ли. Мы продемонстрировали, что при правильном сочетании методов и программ можно укрепить здоровье населения целого города. Насколько нам известно, команда проекта «Голубые зоны» была единственной, кто когда‑либо этим занимался. Наш успех произвел на Лидла сильное впечатление, поэтому он сделал нам предложение: посвятить несколько следующих лет преобразованию еще одного или нескольких городов, применяя накопленный опыт и научно обоснованный, поддающийся количественному измерению метод. А компания Healthways обязалась оказывать нам финансовую поддержку. От такого предложения невозможно было отказаться.
К концу 2010 года мы отобрали несколько кандидатов из 55 городов‑претендентов. Мы знали, что наши шансы на успех возрастут, если это будет город, стремящийся к переменам, поэтому несколько раз побывали в каждом городе‑финалисте и пообщались со многими лидерами местных общин. В итоге «пляжные города» показались нам наиболее подходящими, причем не только из‑за активности и высокого уровня образования их обитателей, но и потому, что их обслуживала окружная организация здравоохранения Beach Cities Health District (BCHD), цели которой идеально совпадали с нашими.
У BCHD уникальная история. Созданная в 1955 году, изначально эта организация планировала заниматься строительством и управлением больницей, обслуживающей жителей района Саут‑Бей, поскольку в то время в этой части округа Лос‑Анджелес было мало медицинских учреждений. Однако позже, в 1998 году, когда больницу пришлось закрыть из‑за высокой конкуренции, цель изменилась. Хорошей новостью для местных жителей стало то, что Фонд целевого финансирования BCHD был достаточно крупным за счет инвестиций и теперь мог переориентироваться на исполнение новой миссии – сделать все, чтобы обитатели района Саут‑Бей не попадали в больницу. Вместо того чтобы лечить больных, организация BCHD сосредоточилась на профилактической деятельности.
В сентябре мы официально объявили о выборе «пляжных городов» для нашего проекта. Совет директоров BCHD стал спонсором, выделив нам 1,8 миллиона долларов за три года, а компания Healthways согласилась предоставить 3,5 миллиона долларов. Пришло время засучить рукава и взяться за дело. Прежде всего следовало обозначить основной критерий здоровья, с помощью которого впоследствии можно было бы измерять наш прогресс. Мы попросили своих коллег из института Гэллапа провести ряд опросов с использованием инструмента «индекс благополучия», разработанного нами совместно с Healthways. С момента создания этого индекса в 2008 году институт Гэллапа применял его для оценки здоровья и счастья более двух миллионов взрослых американцев. В то время Калифорния занимала, согласно этим оценкам, 18‑е место. В ходе телефонных интервью с 1200 произвольно выбранными жителями «пляжных городов» в период с 2010 по 2013 год мы отслеживали индекс благополучия людей по шести категориям:
1. Отношение к жизни.
2. Психическое здоровье.
3. Физическое здоровье.
4. Полезные для здоровья привычки.
5. Рабочая среда.
6. Доступ к основным услугам (медицинское обслуживание, прожиточный минимум и другое).
Средний показатель по этим шести категориям представлял собой общий индекс благополучия.
После получения результатов опросов, проведенных институтом Гэллапа в «пляжных городах», открылось несколько неожиданных фактов. Хотя показатели местных жителей были лучше в сравнении со средними показателями в Калифорнии или в целом в США, в нескольких ключевых областях все же оставалось место для улучшений, в частности по таким параметрам, как вес и эмоциональное состояние. Шестьдесят процентов жителей «пляжных городов» сообщили о наличии избыточного веса; этот показатель не намного ниже среднего по стране (66 процентов). И самое тревожное, около половины респондентов дали утвердительный ответ на вопрос, испытывают ли они стресс, гнев или беспокойство. В действительности среди всех 188 населенных пунктов, в которых институт Гэллапа проводил исследования, жители «пляжных городов» испытывали больше гнева и беспокойства, чем остальные. Цифры были настолько удручающими, что в институте Гэллапа пришли к следующему выводу: жители «пляжных городов» злятся чаще и сильнее, чем обитатели Детройта, и беспокоятся так же, как жители Нового Орлеана после урагана «Катрина».
«Меня не удивило, что наши показатели стресса оказались выше средних, – говорит Лиза Сантора, руководитель медицинского отдела BCHD. – Но чтобы одни из самых высоких в стране! Я и подумать не могла, что такое возможно».
Другие восприняли ярлык городов с высоким уровнем стресса как нечто само собой разумеющееся. «Хотя мы и живем в этом прекрасном месте, мы все на грани, – признался бывший мэр города Эрмоса‑Бич Джефф Дюкло, который в первую очередь обвинял в этом транспортный поток на дорогах. – Мы застряли в огромном мегаполисе – Лос‑Анджелесе, который крайне нефункционален с точки зрения передвижения людей». На протяжении почти двух десятилетий Джефф Дюкло ездил туда и обратно по 50–60 километров между «пляжными городами» и Западным Лос‑Анджелесом, где работал в индустрии развлечений. По его словам, необходимость каждое утро и вечер сражаться с транспортным потоком очень удручала. Он приезжал на работу злым, а домой добирался совершенно измученным.
Однажды Джефф сказал себе: хватит! Он решил открыть собственную консалтинговую компанию и вести бизнес из дома в Эрмоса‑Бич, а также преподавать в Калифорнийском университете в Лос‑Анджелесе и Университете штата Калифорния в Нортридже. Так что теперь, вместо того чтобы каждое утро становиться частью транспортного потока, он завел собаку и подолгу с ней гуляет. «Это изменило мою жизнь к лучшему, – говорит Джефф и добавляет, что данные опросов института Гэллапа стали для него сигналом к действию. – Мы, обитатели “пляжных городов”, оказались совсем не такими, как о себе думали. Проект “Голубые зоны” дал нам шанс стать сообществом, каким мы хотели бы быть».
Питание, велосипеды и смысл жизни
Нацелившись повторить успех, которого мы добились в Альберт‑Ли, мы снова обратились к группе специалистов за помощью в работе с местными жителями. Как и в прошлый раз, один из руководителей проекта «Голубые зоны» Брайан Уонсинк из Лаборатории питания и брендов Корнелльского университета прежде всего встретился с владельцами и менеджерами ресторанов, среди которых был и Алекс Джордан, владелец Eat at Joe’s – популярного ресторана в Редондо‑Бич, известного своими большими порциями. В нем на завтрак подавали фирменное блюдо «Джон Уэйн»: щедро сдобренные испанским соусом два яйца, сосиски, сыр и картофель по‑домашнему. Выслушав рекомендации Уонсинка о том, как хорошо заработать на более полезном питании, Джордан решил включить в меню половинные порции многих блюд, а также подавать фрукты и салаты вместо картофеля фри. «В нашем меню и раньше был раздел здоровых блюд, но теперь мы расширили его и сделали гораздо заметнее, – сказал Джордан в интервью газете Easy Reader. – Мы стараемся помочь людям делать выбор в пользу более здоровых продуктов, таких как фарш из индейки, а не из говядины или яичный белок вместо целого яйца. Людям, похоже, это нравится, что позволяет нам зарабатывать деньги, так что здесь все продумано до мелочей».
Для того чтобы обсудить особенности расположения «пляжных городов», мы попросили Дэна Бердена организовать для местных жителей пешие прогулки и показать, как сделать улицы более удобными для пешеходов и велосипедистов. И наконец, мы попросили Ричарда Лейдера провести семинары, в ходе которых местные жители могли бы переосмыслить свою жизнь и повысить уровень удовлетворенности ею.
Учитывая масштабы проблемы стресса в «пляжных городах», Лейдер предлагал их обитателям именно то, в чем они очень нуждались. Во время путешествий в «голубые зоны» мира я обнаружил, что ощущение смысла жизни – очень важный фактор, способствующий долголетию. Икигай[2] на Окинаве, план жизни в Коста‑Рике… многие долгожители, с которыми я встречался в «голубых зонах», осознавали важность смысла жизни (примерно так переводится слово «икигай»). А в Соединенных Штатах никто не знал об этом больше, чем Ричард Лейдер. Именно поэтому я часто называю его проповедником смысла жизни. Его ключевая установка: четко определите цель – и вы уменьшите стресс.
Пересмотр меню
Когда Ричард Креспин впервые услышал о проекте «Голубые зоны», он подумал, что все это сопряжено с определенными проблемами. Как шеф‑повар ресторана Baleen Kitchen отеля Portofino Hotel & Marina в Редондо‑Бич, он не очень благожелательно относился к предложениям относительно того, что следует включать в меню. Он знал, что блюдо со скучным словом «здоровый» в названии – последнее, что предпочтут большинство клиентов. Однако распоряжение поступило непосредственно от управляющего, который хотел, чтобы отель принял участие в проекте «Голубые зоны».
Креспин предложил просто включить в меню тарелку обычных овощей: морковь ломтиками, цукини и зеленый перец. Но это никого не заинтересовало.
«Тогда я подумал: если уж мне предстоит сделать это, то нужно придумать нечто особенное, – рассказывает Креспин. – И я вернулся к своим корням». Креспин вспомнил, как его бабушка готовила овощи, когда он был маленьким и они жили в Сан‑Себастьяне в Испании. Все овощи были свежими. И сезонными. Креспин подумал, что традиционные методы приготовления пищи во многом действительно самые здоровые. «Я начал размышлять, можно ли использовать грибы и брюссельскую капусту в качестве первого блюда. А может, приготовить «наполеон» из грибов? Ведь их особый вкус заставляет вас думать, что вы едите более полезные для здоровья белки. А еще есть свекла, морковь, цветная капуста. При жарке цветной капусты нужно учитывать массу нюансов».
Участие в проекте «Голубые зоны» заставило Креспина пересмотреть и остальную часть меню ресторана. «Как можно приготовить курицу с хрустящей корочкой, снизив при этом содержание холестерина и жира?» – задал он себе вопрос. И нашел решение: зарумянить курицу на сковородке без растительного или сливочного масла, а затем завершить процесс приготовления в духовке. «А что, если для загущения соуса использовать овощное пюре, вместо того чтобы добавлять в него масло или сливки?» Если местные жители хотят есть полезные для здоровья блюда, он найдет способ предоставить им эту возможность. И самое лучшее – придерживаться ненавязчивого подхода.
«Я не произносил пламенных речей в духе “Вот более правильный подход к питанию”, – сказал Креспин. – Я просто говорил: “Попробуйте вот это”. И людям это нравилось. Тогда я говорил: “Отлично, попробуйте это еще раз”».
В тот вечер, когда Ричард Лейдер проводил свой первый семинар в зале Центра исполнительских искусств Редондо‑Бич вместимостью 1500 зрителей, там оставались только стоячие места. «Цель имеет основополагающее значение для здоровья, исцеления, долголетия и счастья, – сказал Лейдер присутствующим в зале. – Однако очень часто нам бывает трудно ее найти и, уж тем более, добиться. Чтобы помочь вам сделать это, у меня есть необходимые инструменты и практики».
Лейдер предложил участникам семинара выполнить 15‑минутное упражнение под названием «Карты призвания», которое, по его словам, поможет им определить свои таланты, увлечения и ценности. Лейдер раздал присутствующим по колоде карт, на каждой из которых была фраза, описывающая тот или иной талант или способность, например:
• видение общей картины;
• понимание сути происходящего;
• создание различных вещей;
• анализ информации;
• пробуждающийся дух;
• обучение людей;
• формирование доверия;
• разрушение стереотипов;
• заключение сделок;
• раскрытие потенциала.
«Разложите карты перед собой, – сказал Лейдер участникам семинара. – Затем распределите их на три стопки по принципу: да, возможно и нет. И наконец, выберите пять карт, лучше всего описывающих ваш талант или увлечение».
После выполнения задания Лейдер попросил участников семинара обсудить их главный выбор между собой и рассказать, как они применяют свои способности или таланты для достижения поставленных целей. «Внезапно зал наполнился энергией, – вспоминает Лейдер. – Люди как будто засияли». Им было любопытно, что выбрали другие участники семинара. Каковы ваши пять лучших способностей? А мои пять? Насколько хорошо мы знаем друг друга? «Сформулировав все это своими словами и применив к собственной ситуации, они осознали свои истинные увлечения, – говорит Лейдер, – и начали видеть жизненную цель как нечто реальное, живое, а не абстрактное, из области философии или религии. Они почувствовали ее практическую пользу».
«Что, если бы вы могли использовать энергию, скопившуюся в этом зале?» – задал вопрос Лейдер. Что для присутствующих значило бы жить в городе, где вместо нескончаемых поездок на работу в жутком потоке транспорта люди заняты реализацией своих талантов, увлечений и ценностей? «Знать, для чего мы живем, – лучшее средство от любых жизненных невзгод», – констатировал Лейдер.
Перемены к лучшему
Пока Ричард Лейдер помогал местным жителям осознать смысл жизни, остальные члены команды проекта «Голубые зоны» вели переговоры об изменении ключевых аспектов жизни в «пляжных городах» с их политической элитой, владельцами компаний, чиновниками системы образования и многими другими людьми.
Под нашим влиянием муниципалитет города Эрмоса‑Бич принял постановление, запрещающее курить на пляжах и других открытых площадках, таких как городской пирс, парки, зоны общественного питания и автостоянки. Муниципалитет Редондо‑Бич одобрил существенное расширение сети велосипедных дорожек. Рестораны стали включать в меню полезные для здоровья блюда. Дети каждый день ходили в школу пешком, а взрослые заводили больше друзей и вместе с ними обедали, гуляли и занимались волонтерской работой.
В знак поддержки нашего проекта мэры «пляжных городов» приняли участие в кулинарном конкурсе, проводившемся в местном ресторане Abigaile. Конкурс был организован по тому же принципу, что и телешоу Iron Chef («Железный шеф‑повар»): каждый мэр вместе с шеф‑поваром из своего города должен был не более чем за полчаса приготовить вегетарианское блюдо с использованием ингредиента, который не называли вплоть до начала конкурса (им оказалась зеленая чечевица). Мэр города Манхэттен‑Бич Уэйн Пауэлл и шеф‑повар ресторана Zinc Крис Гарасик получили главный приз за энчиладас из хикамы с начинкой из кокосового ореха и сыроедческим миндальным сыром, а также пюре из чечевицы, заправленное соусом песто из кинзы, и салат из капусты. Зрителям и участниками также понравились и другие блюда, отмеченные жюри: равиоли с начинкой из средиземноморских продуктов – чечевицы, сыра фета, оливок и изюма, а также слегка поджаренные в масле вешенки с табуле с чечевицей и шоколадный мусс из авокадо.
Разве могло бы такое произойти, если бы мы не запустили проект «Голубые зоны» в «пляжных городах»? Большинство их обитателей и раньше знали, что курить – плохо, а прогуливаться пешком – хорошо, что покупать пищу в фастфуде удобно, но это пагубно сказывается на талии. Но мы помогли им осознать, что все эти проблемы можно решить по‑новому, и наши усилия распространялись, словно рябь на поверхности пруда.
Рассмотрим, например, ситуацию в школе города Эрмоса‑Бич под названием Hermosa View, где ее директор Сильвия Глак провела ряд новых инициатив, от пеших школьных автобусов до ученических огородов и уроков осознанности. В школе Сильвии учится 483 ученика в трех классах: подготовительном, первом и втором. Выйдя однажды утром из своего кабинета, она пробралась сквозь толпу учеников, которые несли свои обеды к закусочным столикам. В конце концов, это ведь Калифорния: здесь все делается на солнце. Глак бросила беглый взгляд на бумажные тарелки, чтобы узнать, что ученики принесли из салат‑бара, расположенного в крытом переходе между зданиями.
«Поглядите‑ка! Кукуруза. Отлично!» – сказала Сильвия одной ученице. «А у тебя банан. Это очень полезно», – обратилась она к другой.
Мимо проходил мальчик с тарелкой, доверху наполненной куриными палочками из кафетерия, директор остановила его, мягко тронув за плечо.
– А где твои фрукты или овощи?
– Я их уронил, – ответил мальчик не очень убедительно.
– Тогда вернись и возьми что‑то другое, – предложила Сильвия.
Доступность фруктов и овощей на обед – только одна из многих перемен, которые приветствовала Сильвия Глак в школе Hermosa View. Другой была программа MindUP («Развитие разума»), финансируемая фондом актрисы Голди Хоун в целях улучшения успеваемости посредством эмоциональной осознанности и управления эмоциями. В рамках программы детям не только рассказывают о строении и функциях мозга, но и учат управлению своими эмоциями и развитию эмпатии. «Если ребенок не чувствует себя в безопасности, не испытывает оптимизма и надежды… он не сможет хорошо учиться», – сказала в одном из интервью Голди Хоун, актриса и основатель MindUP.
Врач
До прихода в окружную организацию здравоохранения Beach Cities Health District в качестве руководителя медицинского отдела BCHD Лиза Сантора работала врачом в районной больнице расположенного поблизости города Венис. В то время Сантору очень огорчало то, что ей не всегда удавалось помочь пациентам скорректировать режим питания. «У меня как врача были все инструменты, чтобы побудить пациентов правильно питаться, – рассказывает она. – Но сразу же после ухода из моего кабинета они наталкивались на автокафе, продающее чичарроны (блюдо из жареной свиной кожи) прямо возле семейной клиники». По ее словам, аналогичная картина наблюдается рядом с любой больницей. «Часто бывало так, что я лечила больного от инсульта, а его родственники поглощали пищу с высоким содержанием трансжиров и других ужасных компонентов прямо в кафе больницы».
Другими словами, даже если пациенты стремились вести более здоровый образ жизни, все их окружение подталкивало их в обратном направлении, по ложному пути. «Я поняла, что многие перемены необходимо осуществлять на уровне всей общины», – говорит Лиза Сантора. Однако система здравоохранения еще не была готова изменить ситуацию в целом. Поэтому проект “Голубые зоны” показался мне настолько ценным. Он сместил фокус внимания на окружающую среду, создание условий, в которых людям было бы легче питаться здоровой пищей и вести активный образ жизни. «Как специалист в области медицины я считаю, что имеется достаточно много общедоступных ресурсов – брошюр по вопросам питания и диет. Однако в проекте “Голубые зоны” есть нечто вдохновляющее, – полагает Лиза Сантора. – И люди хотят быть его частью».
«В наше время дети постоянно напряжены, поскольку все мы живем в стрессогенной среде, – говорит Глак. – Но объясняем ли мы ученикам, как и когда снимать стресс?» По ее словам, за три года реализации программы «Развитие разума» в школе Hermosa View были получены впечатляющие результаты. Теперь всякий раз, когда между учениками возникает конфликт, требующий внимания директора школы, Сильвия придерживается осознанного подхода.
«Я никогда не спрашиваю, что они натворили, – объясняет Глак. – Это неправильный подход в общении с ребенком. Обычно я задаю вопрос: осознанно ли ты принял решение? Сознательно ли поддерживал беседу?» И ученики всегда размышляют об этом. Иногда они говорят: «Мой мозг отключился». И это произносит ученик первого или подготовительного класса! Тогда я интересуюсь почему и говорю: «Приведи мне пример того, как можно исправить ситуацию».
По мнению Сильвии Глак, помимо снижения уровня стресса в классе и на игровой площадке, программа «Развитие разума» обеспечивает еще одно преимущество: «Теперь мой кабинет реже посещают провинившиеся ученики».
Возвращение к истокам
По мере того как наш проект все глубже проникал в жизнь «пляжных городов», их обитатели находили свои способы избежать напряженности, которой сопровождается погоня за успехом и богатством.
Больше двадцати лет Нэнси Фултон‑Роджерс, жительница города Эрмоса‑Бич, сидела на диете под названием «стресс». Будучи фрилансером, она работала над выпуском телевизионной рекламы по 12–14 часов в день, совершая ежедневные поездки в Голливуд и обратно. И когда Нэнси не сражалась с транспортом на дорогах, то выполняла множество различных задач в самолете, во время перелета в какое‑либо отдаленное место для проведения съемок. «В моем деле невозможно вести сбалансированную жизнь, – сетует Нэнси. – Мне приходится выкладываться по полной. Нет времени ни на то, чтобы правильно питаться, ни на то, чтобы общаться. Все это негативно сказывалось на всех остальных сторонах жизни».
Несколько лет назад наступил экономический спад, и телефон Нэнси перестал звонить. Работы не было, и она подумала: «Что же мне теперь делать?» Хотя Нэнси с мужем прожили в Эрмоса‑Бич больше восемнадцати лет, они не завели близких друзей. При такой занятости дружба не была для Нэнси приоритетом. Но затем она услышала о прогулочных моаи.
«Это заинтересовало меня, – рассказывает Нэнси, – особенно перспектива познакомиться с другими членами общины. Круг общения – вот чего мне не хватало».
И Нэнси Фултон‑Роджерс отправилась на организационное собрание в среднюю школу Mira Costa в Манхэттен‑Бич, где познакомилась с несколькими женщинами, которые тоже были заинтересованы в общих прогулках. Они решили встречаться раз в неделю в общественном центре города Эрмоса‑Бич и вместе гулять по часу или около этого. «Вскоре мы уже были не разлей вода, – говорит Нэнси. – Мы гуляли парами и просто болтали обо всем: о своих домашних животных, внуках, домах. Все мы были в неплохой форме и ходили довольно быстро. У нас появилась миссия».
Примерно в то же время Нэнси Фултон‑Роджерс решила записаться в кулинарную школу. В случае успеха она планировала стать шеф‑поваром или заниматься обслуживанием мероприятий. Нэнси предложила своим прогулочным моаи стать ее «подопытными кроликами» и провела для них кулинарное занятие. Она научила новых подруг готовить четыре или пять овощных блюд, вполне подходивших для «голубых зон». Увлечение женщины быстро стало известно всей общине и даже повлияло на привычки в питании ее подруг‑моаи, а также членов семьи и друзей этих женщин. «Им это понравилось, – говорит Нэнси. – И мне тоже».
Когда в город приехал Лейдер, Нэнси Фултон‑Роджерс и ее новые подруги отправились на семинар о смысле жизни. «Нам это помогло лучше узнать друг друга, – рассказывает Нэнси. – Мы стали больше доверять друг другу. После того как одна из нас поделилась чем‑то очень личным, остальным тоже захотелось сделать ответный шаг».
Со временем у Нэнси снова появилась работа на телевидении, и ей опять начали звонить из Голливуда. Но она не намерена возвращаться к прежнему образу жизни и снова вертеться как белка в колесе. «Сейчас я делаю рекламные ролики, но только связанные с продуктами питания, – говорит она. – Заниматься разными делами – это замечательно. Оглядываясь назад, я понимаю, что над созданием круга общения нужно работать постоянно. Это не такое уж простое дело. Если вы хотите что‑то изменить в своей жизни, вы должны делать это каждый день, иначе можно снова угодить в старую колею».
Нэнси Фултон‑Роджерс говорит, что жизнь по‑прежнему бросает ей вызов. Но ей всегда нравились трудные и интересные задачи. А кроме того, теперь у нее есть друзья, которые всегда готовы ее поддержать.
Хороший импульс
Осенью 2013 года наша трехлетняя работа в «пляжных городах» близилась к концу, и мы попросили команду из института Гэллапа провести последнее обследование состояния здоровья их жителей. По нашим подсчетам, нам удалось изменить ситуацию к лучшему. Но подтвердят ли это цифры?
Надежды нас не обманули. По данным новых опросов, начиная с 2010 года уровень ожирения жителей «пляжных городов» снизился на 14 процентов, а дополнительные затраты на медицинское обслуживание сократились на 2,3 миллиона долларов в год. Было установлено, что курильщиков стало меньше на 30 процентов (с 11 до 7 процентов от общей численности населения), что позволило снизить затраты на медицинское обслуживание на 6,97 миллиона долларов в год. Количество человек, регулярно занимающихся физическими упражнениями, возросло на 10 процентов. Показатели заболеваемости диабетом сократились, так же как и число случаев гипертонии. «Такой результат произвел на меня большое впечатление, – говорит Дэн Уиттерс, руководитель исследовательской группы индекса благополучия института Гэллапа и компании Healthways. – Эти города и так уже многого достигли в области укрепления здоровья, но им удалось добиться еще большего».
В частности, по словам Уиттерса, существенно вырос такой показатель, как позитивное отношение к жизни. Об этом свидетельствовали результаты опроса, в ходе которого респондентов просили оценить свою жизнь сейчас и в будущем. Уровень удовлетворенности ею повысился на восемь процентов. Для сравнения: средний показатель по стране вырос всего на полпроцента, а средний показатель в Калифорнии – немногим более чем на полтора процента за тот же период. По словам Уиттерса, такое изменение показателей в «пляжных городах» подтверждает эффективность проекта «Голубые зоны». «Живущие здесь люди считают, что их жизнь улучшилась. И это мнение не возникло на пустом месте», – говорит Уиттерс.
Эмоциональное здоровье по‑прежнему остается проблемой для населения этих городов. Если говорить о подверженности стрессу и уважительном отношении друг к другу, то их обитатели утратили прежние позиции после 2010 года. Очевидно, что им придется еще немало потрудиться. Но в целом мы были довольны полученными результатами, как, впрочем, и совет директоров BCHD. Принимая во внимание впечатляющие успехи, достигнутые в этих городах, совет директоров BCHD решил продолжить финансирование программы «Голубые зоны». «Поддающийся измерению успех такого рода – большая редкость в области охраны здоровья, – заявила СЕО BCHD Сьюзан Берден. В нашем мире мы стали предметом зависти».
Член совета директоров BCHD Ноэль Чан утверждает, что видит у проекта «Голубые зоны» еще больший потенциал. По его мнению, помимо улучшения жизни населения «пляжных городов» этот проект может превратиться в важное долгосрочное научное исследование. Но, чтобы изменить образ жизни и здоровья американцев, нужно с чего‑то начинать. «Здесь, в “пляжных городах”, сложилась уникальная ситуация, поскольку благодаря финансовой стабильности мы можем стать центром передового опыта в области профилактики болезней и оздоровления. По‑моему, это превосходные предпосылки для долгосрочного сотрудничества», – считает Чан.
Эти слова звучали для меня как музыка. Я всегда считал проект «Голубые зоны» долгосрочным экспериментом в области социальных перемен, но мне было лестно услышать, что другие тоже так думают. После первых поездок в Грецию, на Окинаву и в Сардинию, в город Лома‑Линда и Коста‑Рику мы прошли немалый путь. Заручившись поддержкой множества людей, мы воспользовались мудростью долгожителей и результатами исследований ведущих ученых, чтобы создать эффективную программу изменения образа жизни городов в США. Сделали это дважды и добились явных успехов. Но достаточно ли накопленных знаний для того, чтобы применить их в других городах, порой существенно отличающихся от Лома‑Линды с его полезной для здоровья средой, а также богатых «пляжных городов» с их образованными обитателями? Нам предстояло выяснить это в штате Айова.
Показатели успеха, достигнутого в «пляжных городах»
В рамках проекта «Голубые зоны» жители и руководители «пляжных городов» добились целого ряда больших побед:
• Муниципалитет города Редондо‑Бич одобрил план по увеличению протяженности велосипедных дорожек, полос и других безопасных маршрутов для езды на велосипеде в три раза, с 22,5 до 61 километра.
• Владельцы и управляющие более чем 40 ресторанов составили для своих гостей полезное для здоровья меню.
• По меньшей мере три тысячи учеников из тринадцати школ теперь ходят на занятия пешком, а это означает отмену тысячи автомобильных поездок в год.
• Около 1600 жителей «пляжных городов» создали 150 прогулочных моаи и теперь регулярно гуляют вместе, собираются на совместные обеды и посещают семинары о смысле жизни.
[1] Генеральный директор компании. Прим. ред.
[2] Для японцев означает ощущение своего предназначения в жизни; под этим может подразумеваться профессия, семья, увлечение, связь с Божественным. Прим. ред.
|