Десятого августа 2011 года губернатор Терри Бранстед поставил перед жителями штата Айова весьма амбициозную задачу: сделать до 2016 года «Штат Соколиного Глаза» самым здоровым в стране. Это заявление стало для всех полной неожиданностью. В то время штат Айова занимал 19‑е место в списке здоровья и благополучия. «Перескочить 18 позиций за пять лет – грандиозная цель, – сказал Бранстед. – И если кто‑то на такое и способен, то это жители Айовы».
Республиканец Бранстед был чрезвычайно популярен. Впервые его выбрали на пост губернатора в 1982 году, затем переизбирали еще три раза подряд, а в 2010‑м, после десятилетнего перерыва, он снова занял этот пост. «Для многих из нас Бранстед стал любимым политическим блюдом для заедания стресса, – писал обозреватель одной местной газеты, – своего рода усатыми макаронами с сыром». Обозреватель шутил: губернатор потеряет расположение избирателей штата Айова только в том случае, если попытается отнять у них толстые стейки, бекон, кукурузу с маслом и холодное пиво.
В действительности же сейчас Бранстед сделал именно это. По его словам, если бы жители штата Айова внесли в свою жизнь комплексные изменения, которых требует инициатива по превращению Айовы в самый здоровый штат США, экономия затрат на здравоохранение составила бы за пять лет 16 миллиардов долларов. Однако предполагалось, что заниматься внедрением новой программы будут не власти штата. Наоборот, вся работа должна выполняться самими местными жителями и компаниями. Бранстеду же отводилась роль агитатора, способного вовлечь айовцев в этот проект. «Превращение Айовы в самый здоровый штат страны имеет решающее значение не только для нашей экономической жизнеспособности, но и для качества жизни всех обитателей штата», – заявил Терри Бранстед.
Проект «Голубые зоны» стал основным элементом этой программы. Получив финансирование в размере 25 миллионов долларов на пять лет от крупнейшей страховой компании штата Wellmark Blue Cross and Blue Shield, команда проекта вместе с партнерами из Healthways приступила к преобразованию штата Айова. По мере нашего перемещения между городами продуктовые магазины в них выставляли на прилавках полезные для здоровья продукты питания, рестораны пересматривали меню, а на рабочих местах модернизировались торговые автоматы (помимо других мелких изменений). Мы помогали местным жителям заботиться о своем здоровье, внося постоянные изменения в их среду, местную политику и сети социальных контактов. На первом этапе реализации проекта десять городов штата должны были послужить демонстрационными площадками для всех остальных. А в конечном счете все города и компании штата, согласно замыслу, получили бы доступ к инструментам и практикам «голубых зон».
Преобразование целого штата было для нас огромным скачком вперед. К тому времени мы уже добились ощутимых успехов в трансформации отдельных городов. Но будет ли результативна наша модель в более крупных масштабах? Сможем ли мы адаптировать стратегии так, чтобы они отвечали потребностям множества городов одновременно? В противном случае какие коррективы нам следует внести в свой подход? Перед приездом в Айову мы долго размышляли над этими вопросами и нашли, на наш взгляд, перспективные решения. Но понять, насколько они эффективны, можно было только одним способом – проверив их на практике.
Мы начали с изучения 84 городов, среди которых нам предстояло отобрать десять первых претендентов в качестве демонстрационных площадок; в них планировалось найти такое же сочетание ряда факторов (подходящая численность населения, заинтересованное руководство и местные ресурсы), как в свое время в Альберт‑Ли и «пляжных городах». Затем, 4 мая 2012 года, мы вместе с нашими партнерами Wellmark и Healthways объявили о выборе четырех городов штата Айова (Спенсер, Сидар‑Фолс, Ватерлоо и Мейсон‑Сити) в качестве первых мест, где будет осуществляться проект «Голубые зоны». А в январе следующего года назвали еще шесть городов: Маскатин, Сиу‑Сити, Сидар‑Рапидс, Марион, Айова‑Сити и Оскалуза.
Опыт работы в «пляжных городах» показал нам, что каждый город имеет свою специфику, и это следует учитывать при разработке модели формирования «голубых зон». Создаваемая нами система была не просто своеобразной шаблонной схемой изменения городов, а настоящей «операционной системой». В период подготовки к ее внедрению в городах штата Айова мы также готовились столкнуться со множеством всевозможных вызовов. Например, мы знали, что по сравнению с относительно прогрессивными «пляжными городами» жители Айовы могут оказаться более консервативными, причем не только в политических взглядах, но и в отношении социальных перемен. А нам вовсе не хотелось выглядеть в глазах этих людей группой посторонних, указывающих, что им делать. Мы не собирались вырывать из их рук поджаренную на открытом огне грудинку.
Как понял Пекка Пуска из Северной Карелии, перемены должны осуществляться снизу вверх, поэтому задачей команды проекта «Голубые зоны» было привлечь людей к участию и работать, по выражению Пуски, не боясь испачкаться. Согласно нашему плану, мы собирались предложить городам штата Айова список основанных на фактических данных целей, а затем помочь им добиться тех, которые они выберут. Например, в вопросах здорового питания мы предлагали самые разные решения, от создания фермерских рынков до пропаганды грудного вскармливания. Есть ли в городе свободные земельные участки? Почему бы не превратить их в общинные огороды? Если во время обеденного перерыва люди часто пользуются услугами кухни на колесах, целесообразно ввести требование включать в меню хотя бы один полезный для здоровья продукт наряду с привычными жареными блюдами и сладкими закусками.
В штате Айова уже был прецедент (в аграрной сфере), подобный тому, что мы сейчас делали. В первые годы ХХ столетия маленький жучок под названием хлопковый долгоносик уничтожил фермы в южных штатах США. Этот вредитель, в то время устойчивый к инсектицидам, откладывал яйца в созревающем хлопчатнике. Развивающиеся личинки насекомого питались растением и уничтожали почти 90 процентов урожая.
К решению проблемы подключился Симен Кнэпп – бывший президент Сельскохозяйственного колледжа штата Айова (ныне Университет штата Айова) и специалист по практическому обучению. Министерство сельского хозяйства США поручило ему остановить нашествие хлопкового долгоносика. В 1903 году Кнэпп приехал в техасский город Террелл, расположенный к востоку от Далласа. Там он уговорил местного фермера превратить свою землю в тестовую площадку для внесения смелых изменений в методы выращивания хлопчатника, включая использование нескольких сортов семян.
Расчет был на то, что если эксперимент окажется успешным, то другие фермеры тоже захотят применить эти методы. Разумеется, именно так и случилось. Пока многие техасские хозяйства разорялись, демонстрационная ферма начала приносить прибыль. Об этом пошла молва, и сельскохозяйственные инновации Кнэппа прижились, а в последующие годы распространились еще шире благодаря стараниям специально обученных консультантов в этой области.
Никогда не бывает поздно
Лерой Бюхлер, 69‑летний житель Ватерлоо, понимал, что его вес избыточен. При росте 190 сантиметров он и так был крупным мужчиной, но в последнее время вес увеличился до 180 килограмм, и это начинало беспокоить Лероя. Затем произошло событие, которое убедило его в необходимости изменить свою жизнь.
«Прошлым летом мой внук играл в бейсбол для малышей, – рассказывает Лерой. – Мы пошли посмотреть матч, но судья не явился. Поэтому я решил занять его место». Однако простояв за базой всего два иннинга, он отказался от этой затеи и сел.
Вернувшись домой, Лерой понял, что лишний вес может преждевременно оборвать его жизнь. Его жена, работавшая в Wellmark, рассказала ему о проекте «Голубые зоны». Лерой решил кое‑что изменить в своей жизни.
И прежде всего стал обращать внимание на то, сколько съедает при каждом приеме пищи. «Сначала я изменил не пищу, а порцию, – говорит он. – Я просто беру маленькую тарелку, кладу на нее то, что хочу съесть, и за добавкой не иду. И я перестал ходить в пиццерии. Честно говоря, раньше я частенько туда заглядывал и съедал большую пиццу пепперони, а затем спрашивал жену, хочет ли она что‑нибудь еще. Теперь, когда мы туда ходим, я съедаю два кусочка на месте и два кусочка на следующий день дома».
К моменту официального запуска проекта «Голубые зоны» в городе в ноябре 2012 года Бюхлер сбросил почти 23 килограмма. «В то время я даже не занимался физическими упражнениями, – рассказывает он. – Ни ходьбой, ни чем‑либо еще. Сначала я все равно не мог бы этого делать».
Позже Лерой Бюхлер решил посетить сборы прогулочных моаи и присоединился к группе, члены которой один раз в неделю совершали совместную прогулку во время обеденного перерыва. «Мои друзья говорят, что в самом начале им приходилось оглядываться на меня. А теперь они стараются не отставать», – радуется Бюхлер.
Спустя год после перехода к правильному питанию и естественному движению Бюхлер сбросил 36 килограмм и стал активным сторонником проекта «Голубые зоны». «Я вот думаю: почему, черт возьми, этим не занимается больше людей? Ведь все это действительно работает, и придерживаться правил не так уж трудно», – сетует он.
Мы рассматривали успех Кнэппа и его метод распространения новых идей посредством экспертов по пропаганде передовых знаний в области сельского хозяйства как основу для модели собственного подхода к укреплению здоровья жителей штата Айова. Если в городах первой волны (тех, которые готовы к переменам и хотят осуществить их с нашей помощью), где планируется создать «голубые зоны», будет продемонстрирован заметный прогресс во внедрении правильной системы питания и их обитатели станут здоровее и добьются большего процветания, то другие города последуют их примеру.
Инфраструктура города существенно влияет на качество жизни в нем – таков был один из главных уроков, который мы извлекли из своих кампаний по преобразованию городов. Достаточно ли тротуаров, по которым местные жители ходят в ближайшие магазины? Обустроены ли велосипедные дорожки, чтобы дети могли ездить на велосипеде в школу? Безопасно ли пешеходам переходить оживленные перекрестки? Запрещено ли курение в общественных парках? Поощряется ли создание общинных огородов и фермерских рынков, на которых можно найти свежие продукты? Каждый раз, приезжая в какой‑нибудь город, мы первым делом тщательно анализировали рукотворную среду: улицы, здания, парки и то, как они взаимосвязаны. Так мы определяли, способствует ли инфраструктура тому, чтобы горожане правильно питались, больше двигались и в целом наслаждались жизнью, или, напротив, препятствует этому.
Именно этим и занимался Дэн Берден, измеряя рулеткой ширину тротуара в центральном районе города Маскатин в присутствии примерно двадцати лидеров общины. «Три с половиной метра, – сообщил он. – Просто отлично! Я уже влюблен в ваш город. У него отличный костяк».
В свои шестьдесят девять, в очках в проволочной оправе, с густыми усами и разлетающимися седыми волосами, в туристических ботинках, Дэн Берден напоминал нечто среднее между лесником и безумным ученым. Будучи одним из основателей некоммерческой организации Walkable and Livable Communities Institute, за последние шестнадцать лет он помог более чем 3500 городам по всей стране стать более здоровыми и процветающими. С 2009 года Дэн Берден – один из ключевых членов команды проекта «Голубые зоны».
Тем утром Берден вывел группу лидеров этого небольшого городка на реке Миссисипи на прогулку, чтобы провести так называемый пеший аудит. Им предстояло определить характеристики построенного в XIX столетии центра города (такие как ширина тротуаров, например), делающие его удобным для пешеходов и велосипедистов, а также предложить другие способы возрождения этой зоны. При росте свыше 190 сантиметров Дэн Берден, одетый в защитный жилет неоново‑зеленого цвета, выделялся в толпе. Когда он шел по улице, делая широкие шаги своими длинными ногами, остальные члены группы едва поспевали за ним.
«Это естественная смотровая площадка, – сказал Дэн, остановившись на углу улицы с видом на Миссисипи. – Вам необходимо сохранить ее открытой». Город Маскатин расположен в излучине реки, круто поворачивающей на юг. Сто лет назад это обеспечивало ему стратегическое преимущество при погрузке и разгрузке лесоматериалов, зерна и других товаров. Однако, как и во многих других портовых речных городах, в последнее время в Маскатине не занимались реконструкцией прибрежной зоны, а значит, не использовали весь ее потенциал. Железнодорожные колеи и автостоянка отделяли деловой район города от небольшого парка на берегу реки. «Вот здесь “третье место”, – продолжил Берден, воспользовавшись словосочетанием, которым в градостроительстве принято обозначать общественные зоны, где люди могут собираться и отдыхать. – Вы проявили бы уважение к своей великой реке, переместив автостоянку с береговой линии назад, на улицу».
Берден объяснил своим спутникам, что в данный момент они занимаются пересмотром элементов инфраструктуры Маскатина, таких как ширина улиц, длина кварталов, наличие деревьев в центральном районе и удобство перехода перекрестков. Цель состояла в том, чтобы участники прогулки по‑новому взглянули на свою среду обитания. По словам Дэна, у многих горожан, даже у старожилов, открываются глаза на некоторые стороны жизни города. «Люди признаются, что только сегодня заметили вещи, мимо которых проходили сотни раз. И думаю, они больше не пройдут мимо, не заметив чего‑то».
Всего три месяца назад, 30 января 2013 года, мы объявили о выборе Маскатина в качестве новой демонстрационной площадки для реализации проекта «Голубые зоны» в штате Айова. В течение следующих двух лет наша команда волонтеров и сотрудников планировала применить все те методы, которые мы освоили в ходе реализации проектов в штатах Миннесота и Калифорния, чтобы устроить «революцию здоровья» здесь, в Маскатине, а также во всей Айове. Прогулочный семинар Бердена был важной составляющей этой кампании, так же как и инициативы по изменению политики в отношении курения, укрепления социальных связей и системы питания.
Маскатин мы выбрали из‑за энтузиазма его руководителей. Люди, которых мы здесь встретили, имели четкое представление об идентичности родного города и были решительно настроены сделать его лучшим местом для жизни. Под их руководством и при поддержке партнеров из сферы бизнеса и благотворительных организаций в городе уже увеличили площадь зеленых насаждений, расширили велосипедные дорожки и создали новые пешеходные маршруты, по которым дети ходят в школу. Но жители стремились к большему.
«Решение подобных задач – не такое уж легкое дело, – признается специалист по городскому планированию Эндрю Фангмен. – Для этого необходимо участие лидеров общины и поддержка граждан. Программа проекта “Голубые зоны” делает такие усилия более заметными. И в результате, например, удобство пешеходов значится первым пунктом повестки дня».
Мы попросили специалистов института Гэллапа и компании Healthways, занимающихся определением индекса благополучия, провести первоначальную оценку ситуации в Маскатине. И на ее основании обнаружили, что у 23 тысяч горожан такие показатели, как отношение к жизни, психическое и физическое здоровье, несколько ниже по сравнению с другими городами штата Айова. На вопрос, становится ли, по их мнению, Маскатин лучшим местом для жизни, положительный ответ дали 57,6 процента респондентов по сравнению со средним показателем 60,8 процента в целом по штату. О том, что они питаются полезной для здоровья пищей в течение всего дня, заявили 61,3 процента местных жителей по сравнению с 65,8 процента в целом в Айове. Статистические данные по округу Маскатин также указывали на усугубление проблемы ожирения среди детей и взрослых.
Жемчужина Миссисипи
В тот же день мы с Дэном Берденом выступали в городском Центре истории и промышленности перед представителями общественности с коротким ознакомительным докладом о проекте «Голубые зоны». Нас окружали экспонаты музея, рассказывающие о том, как Маскатин заслужил название «Жемчужина Миссисипи». Оказалось, это имя город получил благодаря производству пуговиц, которое было основано здесь в 80‑х годах XIX столетия. Немецкий иммигрант Джон Фредерик Беппле основал первую в городе компанию по выпуску пуговиц из ракушек пресноводных моллюсков, выловленных в Миссисипи. Затем открылись и другие аналогичные предприятия. К 1915 году Маскатин уже приобрел репутацию мировой столицы перламутровых пуговиц.
Местные компании до сих пор поддерживают имидж города как промышленного мини‑центра посреди аграрного региона. Расположенные в округе предприятия выпускают офисную мебель, гербициды, кетчуп, корм для животных и осветительное оборудование для спортивных арен, обеспечивая горожан рабочими местами, а город – налогами. Лидеры Маскатина хорошо понимали, что местные жители хотят, чтобы их город стал здоровым и комфортным для проживания. И никто лучше Дэна Бердена не знал, как это сделать.
«Каждое место, в котором я бывал, имеет свою специфику, – говорил он в тот день людям, находившимся в музее. – Но у городов штата Айова есть замечательные общие качества. Небольшие населенные пункты опираются на аграрную базу. В старых городах тщательно продумана сеть улиц, есть хорошие школы и оживленные главные магистрали – во всяком случае, можно сказать, что так было в прошлом. С этих основных элементов инфрастуктуры и можно инициировать перемены».
По мнению Бердена, в большинстве городов проблемы начались в 1950‑х, когда американцы стали строить города для машин, а не для людей. Улицы расширили, ограничение на скорости подняли, а девелоперы построили городские районы, в которые приходится ездить на автомобиле. «Как будто по чьей‑то злой воле мы перестали строить пересекающиеся улицы, заменив их изолированными улицами, напоминающими тупики, которые я называю глухими выползнями, – говорил Берден. – Думаю, это произошло под влиянием движущих сил экономики того времени, таких как активное строительство домов, наполнение их бытовой техникой, прокладка дорог, использование дешевой земли и расширение ипотечного кредитования. Но я уверен: та эпоха подошла к концу. Сегодня жизнь возвращается в центры городов, удобные для проживания, что избавляет людей от многочасового сидения в автомобилях».
По словам Бердена, результаты исследований показывают, что в местах, где созданы условия для пеших прогулок и езды на велосипеде, менее остро стоит проблема ожирения. Жители таких городов реже испытывают депрессию; здесь меньше углеродный след[1] и дороже недвижимость. У обитателей районов с не столь интенсивным транспортным потоком, как правило, на три друга больше, чем в районах близ скоростных шоссе. «Если в городе не много машин, можно выйти на улицу погулять, встретиться и пообщаться с людьми, – говорит Берден. – Вы можете встретить человека, который подскажет вам, где что купить. Это необязательно ваш друг, а иногда просто человек, с которым вы уже однажды беседовали».
Берден отметил, что организация удобных для пешеходов зон приносит пользу бизнесу. Несколько лет назад жители одного из районов Сан‑Диего попросили его помочь сделать более спокойной весьма оживленную главную магистраль в деловом районе города. Он порекомендовал посадить эту улицу на «диету», сократив количество дорожных полос с пяти до двух. В результате высвободилось место для парковки автомобилей возле тротуаров, для велосипедных дорожек, образовалась разделительная полоса с зелеными насаждениями, а также безопасные пешеходные переходы. В реконструированных городских кварталах активизировалось пешеходное движение, открылись новые компании, а действующие торговые точки сообщили о 30‑процентном увеличении объема продаж. Сегодня эта улица (бульвар Ла‑Хойя) считается моделью для градостроителей.
«Мы не можем себе позволить строить районы, в которых люди просто оставляют свои тела на ночь, – заявил Берден. – Нельзя тратить выделенные на транспортную систему средства таким образом, чтобы стоимость земли повышалась, а не снижалась». По мнению Бердена, нужно возводить города так, как делали наши прадеды. Сегодня большинство людей хотят жить в местах, где не нужно ездить на дальние расстояния. Они хотят жить рядом с работой и магазинами и в любую точку добираться пешком, на автобусе или велосипеде.
Если Маскатин стремится повысить свою конкурентоспособность, сохранить существующий бизнес, привлечь новый и иметь в казне достаточно денег для парков и других объектов благоустройства, то властям города придется направить усилия на создание удобной для пешеходов и пригодной для жизни инфраструктуры. Иными словами, необходимо расширить тротуары, устроить пешеходные переходы, заменить некоторые перекрестки кольцевыми транспортными развязками, а также организовать движение в обоих направлениях на улицах с односторонним движением.
«Конечно, при одностороннем движении можно ездить быстрее, – заключил Берден. – Но разве ваша цель – сделать центр города безлюдным? Вы, наоборот, должны добиться того, чтобы люди не спешили покидать центральный район города и с удовольствием проводили там время. Тогда вы и оглянуться не успеете, как ваши дети перестанут уезжать в другие города. Ведь все необходимое будет у них здесь».
Как всегда, простая и сильная речь Бердена вызвала бурю аплодисментов. Это было прекрасное напутствие жителям Маскатина перед запуском проекта «голубых зон».
«Все это уже реализовано на практике, – сказал Берден присутствующим. – И это очень важно».
Умение слушать
Если бы 13 июня 2008 года вы остановились у здания муниципалитета города Сидар‑Рапидс, то, чтобы войти в конференц‑зал, расположенный на цокольном этаже, вам понадобилось бы снаряжение для подводного плавания. Той весной река Сидар, как и многие другие притоки Миссисипи, вышла из берегов, превысив паводковый уровень на 5,8 метра и затопив почти 26 квадратных километров территории города. «Стихийное бедствие нанесло нам ущерб в размере шести миллиардов долларов, – сообщил мэр города Рон Корбетт в тот вечер. – Для Сидар‑Рапидс это серьезное потрясение. Но, подобно обитателям любого другого города, местные жители хотят вернуться. И они хотят жить лучше, чем до катастрофы».
После наводнения город вложил в восстановление поврежденных коммунальных сооружений свыше 300 миллионов долларов федеральных, государственных и местных средств. Теперь около сорока руководителей Сидар‑Рапидс и сотрудников муниципалитета собрались в конференц‑зале на цокольном этаже для обсуждения нового этапа развития города – участия в демонстрационном проекте «Голубые зоны».
Численность населения Сидар‑Рапидс составляла примерно 128 тысяч человек; на тот момент это был самый крупный из городов, в которых мы работали. На практике же это означало, что при подготовке к запуску проекта нам следовало учесть разноплановость взглядов заинтересованных сторон. И нам предстояло выслушать мнение многих людей.
Для этого мы провели своеобразные мозговые штурмы, на которых местные жители поделились своими идеями и видением. На одном из таких собраний мы помогли присутствующим составить список пожеланий относительно благоустройства, от новых тротуаров и велосипедных стоек до пешеходного моста через реку Сидар. На другом рассмотрели целый список вопросов, связанных с продуктами питания, таких как создание центра, где мелкие фермеры могли бы продавать овощи и фрукты ресторанам, школам, больницам, предприятиям общественного питания; выделение принадлежащих городу свободных земельных участков под общинные огороды; смягчение нормативных требований в отношении размещения птицеферм и пасек в окрестностях города. После того как присутствующие определили самые приоритетные задачи, наша команда помогла им найти пробные стратегии и информацию о лучших методах работы.
Эксперимент с безалкогольными напитками
Дистрибьюторам безалкогольных напитков поначалу не понравилась эта идея. В рамках реализации проекта «Голубые зоны» в городе Сидар‑Фолс местный продуктовый магазин Hy‑Vee подумывал провести эксперимент по сокращению продажи сладких напитков и конфет у кассы и увеличению объема продаж полезных для здоровья напитков и закусок. Управляющие магазинов задумались: можно ли сделать это без негативных последствий для прибыли? Дистрибьюторы считали, что они просто потеряют бизнес.
В итоге они все же согласились провести эксперимент вместе с сотрудниками Hy‑Vee, остановившись на замене в двух холодильниках газированных напитков популярных брендов на более полезные. В одном холодильнике была выставлена вода собственной марки Hy‑Vee, а в другом – бутилированная вода национальных брендов, а также витаминизированная и кокосовая вода и неподслащенный чай. Кроме того, магазин заменил конфеты, продающиеся у кассы, питательными батончиками и корзинами фруктов. Затем все стали ждать, что из этого получится.
Результаты поразили всех: три месяца спустя в магазине Hy‑Vee, расположенном в Сидар‑Фолс, объем продаж полезных для здоровья напитков увеличился на 151 процент, а питательных батончиков – на 99 процентов. Чего действительно никто не ожидал, так это роста общего объема продаж прохладительных напитков. На самом деле магазин Hy‑Vee в Сидар‑Фолс превзошел все остальные магазины в городах Среднего Запада по объему продаж воды и негазированных напитков.
«Это одно из наших самых крупных достижений, – считает директор магазина Hy‑Vee Джефф Сескер, который гордится тем, что его магазин оказался в числе лидеров. – Объем продаж газированных напитков сокращается в масштабах всей страны, но наши цифры говорят о том, что Сидар‑Фолс опережает эту тенденцию».
«Что бы мы ни предпринимали, нужно заинтересовать людей, – сказал Корбетт на одном из собраний. – Людям просто нужно предоставить небольшой стимул, чтобы они начали вести здоровый образ жизни». За прошедший год сам Корбетт сбросил почти 12 килограмм благодаря физическим упражнениям и правильному питанию. Его уровень холестерина тоже снизился. «Я активно занимаюсь продвижением проекта “Голубые зоны”, – добавил он. – Через полторы недели я буду бежать полумарафон, ради этого я упорно трудился. А два года назад я не смог бы пробежать и километра. Но вы не должны участвовать в полумарафоне для того, чтобы стать участником проекта “Голубые зоны”. Просто сделайте первый шаг, – посоветовал он, – и возьмите на себя обязательства. А затем сделайте следующий шаг».
Садитесь на велосипед
Ничто не способно внести в ваши мысли столько ясности, как езда на велосипеде. К концу дня, проведенного в Сидар‑Рапидс, я выехал за город, достал из багажника сложенный велосипед и отправился на короткую велосипедную прогулку. Солнце садилось за кукурузные поля, а коровьи ароматы, доносящиеся с ближайших ферм, вызывали у меня приятные воспоминания о детстве в штате Миннесота.
Снова задумавшись о Кнэппе и полях хлопчатника в восточных районах Техаса, я пришел к выводу, что между его кампанией по модернизации американского сельского хозяйства и нашей работой по улучшению привычек в питании и стимулированию здорового образа жизни здесь, в штате Айова, больше общего, чем я думал. Во время реализации демонстрационного проекта Симена Кнэппа в Террелле стоимость продуктов питания была тяжким бременем для американских семей; на них уходило 40 процентов дохода по сравнению с 7 процентами в настоящее время. Фермеры застряли в прошлом и использовали устаревшие методы ведения хозяйства, которые обеспечивали низкие урожаи зерновых и истощали почву.
В наше время камнем на шее американских семей стали расходы на медицинское обслуживание. По мнению хирурга из Бостона Атула Гаванде, который проводит параллели между нашим здравоохранением и сельскохозяйственными системами в проницательной статье, опубликованной в журнале New Yorker в 2009 году, из каждого заработанного доллара мы тратим 18 центов на медицинские расходы. Гаванде считает, что эти проблемы отчасти связаны с тем, что действующая система платного медицинского обслуживания создает неправильные стимулы. «Она [система] вознаграждает по принципу “делать больше”, а не “делать правильно”, что увеличивает объем бумажной работы и приводит к дублированию действий. А также отпугивает врачей от совместной работы над достижением наилучших результатов», – пишет он. В итоге затраты продолжают расти, а качество медицинского обслуживания остается прежним. Гаванде ставит вопрос так: «Чего мы добились вследствие того, что сейчас тратим на медицинские услуги вдвое больше, чем десять лет назад?»
В этих рассуждениях я бы пошел еще дальше и сказал, что сегодня весь подход к здравоохранению можно считать устаревшим. Вместо того чтобы ориентироваться на благополучие людей, экономика здравоохранения целиком и полностью сосредоточена на болезнях. Больницы зарабатывают деньги, когда вы занимаете место в больничной палате и покупаете все необходимое. Врачи зарабатывают, когда вы приходите к ним для постановки диагноза и медицинского обследования. Фармацевтические компании богатеют, когда вы болеете и покупаете лекарства. Но в большинстве случаев никто в сфере здравоохранения не получает прибыль благодаря укреплению вашего здоровья.
Именно этот печальный факт мы пытались изменить в городах Айовы – от первого до последнего. С помощью прогрессивно мыслящих руководителей, таких как Джон Форсайт из Wellmark Blue Cross & Blue Shield и Бен Лидл из Healthways, мы воплотили в жизнь множество идей по созданию «голубых зон», чтобы предоставить городам все необходимое в течение трехлетнего преобразования их инфраструктуры и среды проживания. Не стоит забывать о том, что в случае с кампанией Симена Кнэппа было невозможно в одночасье сделать фермы более продуктивными, а продукты питания – более доступными. Это происходило постепенно, на каждой ферме, при наличии научно обоснованных рекомендаций таких специалистов, как Кнэпп. К 1930 году министерство сельского хозяйства США уже организовало более 750 тысяч демонстрационных ферм по всей стране.
Возможно, нам нужно нечто подобное, чтобы усовершенствовать систему здравоохранения, считает Атул Гаванде. Реформа, проведенная президентом США Бараком Обамой, опирается на ряд законодательных инициатив, среди которых есть множество тестовых программ наподобие экспериментов Кнэппа, направленных на сокращение затрат и улучшение результатов, в том числе и проекты по оздоровлению городов вроде наших «Голубых зон». «Какие из них окажутся эффективными? – спрашивает Гаванде. – Пока мы не можем этого знать». Для достижения этой цели наверняка понадобятся годы экспериментов и различные реформы.
По моему мнению, потребуется и кое‑что еще – то, что я недооценивал в начале работы по преобразованию городов. Речь идет о культурном сдвиге, изменении восприятия местными жителями своих городов. Я видел, как это происходит в разных местах. Когда горожане приступали к проведению различных инициатив в рамках проекта «Голубые зоны» (выбору полезных для здоровья продуктов питания, расширению сети пешеходных и велосипедных дорожек, передвижению детей в школу пешком, разбивке огородов, волонтерской работе, определению смысла жизни), в какой‑то момент они восклицали: «Вот это да! Наш город становится превосходным местом для жизни».
То же самое произошло и в штате Айова. Постепенно менялся город за городом. В прошлом айовцы говорили, что живут в «свином штате», а теперь считают, что живут в «голубой зоне».
Показатели успеха, достигнутого в штате Айова
Результаты опросов, проведенных институтом Гэллапа, выявили, что с 2012 по 2013 год в городах штата Айова, которые приняли участие в проекте «Голубые зоны», произошли существенные изменения в ключевых аспектах благосостояния.
• Доля некурящих возросла на 8,8 процента.
• Потребление овощей и фруктов увеличилось на 10,5 процента.
• Проявление волевых качеств на работе повысилось на 6,9 процента.
• Количество денег для покупки продуктов питания увеличилось на 7,6 процента.
• Фонд медицинского страхования вырос на 6 процентов.
• Стоматологическая помощь улучшилась на 6,9 процента.
За этот же период в тех городах Айовы, которые не участвовали в проекте «Голубые зоны», не было зафиксировано статистически значимого улучшения в этих областях. В то же время Айова поднялась с 15‑го на 10‑е место в национальном рейтинге индекса благополучия.
[1] Это совокупность выбросов всех парниковых газов, произведенных (прямо или косвенно) человеком, организацией, продуктом, городом, государством. Прим. ред.
|