Вот как выглядит один из его трюков: Браун заходит в нью‑йоркский ювелирный магазин и просит показать ему платиновое кольцо с бриллиантом.
– На сколько потянет?
– 5 тысяч долларов.
– О’кей, я его беру. Плачу наличными.
С точки зрения ювелира, ситуация находится под контролем: Браун зашел в его магазин, легко согласился с ценой, клиент у него в кармане, он явно слаб умом или легко внушаем, и сделка уже завершена. Бизнес как бизнес, все идет своим чередом, беспокоиться не о чем. Он упаковывает кольцо и пробивает чек, и тут Браун обрушивает на него лавину вопросов:
– А где ближайшее метро?
– Повернете налево, затем третья улица…
– А восток – это там?
– Нет, в той стороне.
– Отлично, а то я все перепутал[1] и поэтому ничего не понял. Значит, это первая улица, потом налево…
Браун затуманивает мозг ювелира географическими задачами, хорошо зная возможности сознания. Но продавец не чувствует опасности, он опытен, ему не привыкать одновременно разговаривать и упаковывать, так что все пока идет нормально. И в этот момент, когда его сознание перегружено, Браун проводит внушение: «Мне было немного страшно спускаться в метро, но мой друг сказал мне: „Не волнуйся, все пройдет хорошо, все пройдет очень хорошо “. Я, конечно, волновался, но все прошло как нельзя лучше». Именно в тот момент, когда мозг ювелира был готов переключиться на пересчет бумажных купюр, именно тогда, когда его мозг ждал подтверждения от своего критического сознания, чтобы положить деньги в кассу, он услышал: «Не волнуйся, все пройдет хорошо, все пройдет очень хорошо ». Это не вступает в противоречие с его текущей задачей: получить, подержать в руках и положить в кассу небольшую пачку обычной бумаги – и оказывает воздействие на поведение ювелира, потому что наше сознание не может делать два дела сразу.
Не существует вируса, способного истребить все человечество. Не на всех действуют и уловки менталиста. Технология Брауна может дать осечку.
Он потерпел поражение, когда попытался заплатить бумагой уличному торговцу хот‑догами. Поведение торговца выглядело следующим образом:
– Здравствуйте, – говорит Браун, – можно мне хот‑дог?
Продавец протягивает ему один хот‑дог.
– А не знаете ли вы, где находится ближайшая аптека?
– Вон там.
– На углу?
– Да, рядом c остановкой «Коламбус Серкл».
– Спасибо, понял: идти все время прямо, не сворачивая… Знаете, голова прямо раскалывается, а не могли бы вы мне подсказать, что вам хорошо помогает (протягивает клочок бумаги) и что вам надо принять для хорошего самочувствия ?[2]
– Что это вы мне суете?
Браун продолжает сбивать с толку продавца:
– Вы знаете, что моему отцу пятьдесят четыре года?
– Ну и что с того?
– Сдачу можете оставить себе.
– Нет, а это что? Это же просто белая бумага!
– Простите меня.
Продавец расхохотался, а Браун протянул ему деньги.
– Держите. Я уж думал, вы мне поверите.
– Ну ты и мерзавец!
– Спасибо, мой друг, до свидания.
Можно найти несколько причин для объяснения неудачи Брауна:
1. Его технология в этот раз хуже отработана, задача поиска аптеки намного проще той, что предстояло решить ювелиру. Стоило бы подыскать аптеку, до которой не так просто добраться.
2. Браун не воспользовался внушением, как у ювелира: «Я все перепутал ».
3. Хотя такой товар стоит дешево (всего несколько долларов), продавцам хот‑догов свойственна недоверчивость: они работают на улице, среди враждебного окружения, им надо быть бдительными. В отличие от ювелира, такой парень не будет считать, что Браун у него в кармане.
4. Браун пытался внушить менее убойную мысль, которая лишена убедительности фразы: «Не волнуйся, все хорошо, все очень хорошо…» – и слишком проста: «…что вам хорошо помогает ».
5. Точно так же фраза «голова прямо раскалывается» менее эффективна, чем «я все перепутал» .
Но в арсенале Брауна имеется еще один метод, который действует, по его словам, в двух случаях из трех[3]. Предположим, что нужно вступить в контакт с незнакомым человеком и посреди улицы забрать у него кошелек, причем он сам достанет его из кармана и отдаст менталисту. Браун подходит к человеку на мосту и кладет ему руку на плечо, глядя себе под ноги. Он говорит: «Простите меня, простите еще раз. Вы не знаете где… хм… где… Плeжэ Бич?»
– Плежэ Бич?
Незнакомец протягивает руку в нужном направлении.
– Плежэ Бич там? – переспрашивает Браун.
– Нет, чуть дальше. Вы пройдете вдоль улицы и увидите там, на углу…
– Прекрасно! Вы не сердитесь на меня за то, что я вас об этом спросил?
Он смеется.
– Нет, нет, что вы, совсем нет!
Незнакомец улыбается.
Прекрасно, прекрасно! – бормочет Браун себе под нос. Может быть, у вас есть свободная минутка?
– Что вы! Нет.
– Можно я вам дам ее? (Он протягивает бутылку с водой, которую держал в руке). А взамен дайте мне ваш бумажник.
Незнакомец берет бутылку, потом вынимает из кармана бумажник и отдает его Брауну.
«Отлично, сейчас я ее у вас заберу», – добавляет Браун.
Потом он забирает обратно бутылку, оставив у себя бумажник. И в то время как озадаченный незнакомец спрашивает сам себя, что происходит, Браун говорит ему, открывая бутылку: «Жарко, не правда ли? Итак, все время прямо до конца улицы?»
– Да, да, именно так.
Человек пребывает в замешательстве и как будто спрашивает себя, а не забыл ли он что‑нибудь.
– Прекрасно, спасибо большое, до свидания.
– До свидания.
В данном случае речь идет о перенасыщении того, что специалисты по нейронауке называют «глобальным рабочим пространством» сознания[4], или своеобразным центральным информационным табло мозга. Такая перегрузка вынуждает человека машинально, не включая критическое сознание, выполнить ряд действий (например, отдать бумажник). Какие методы использует для этого Браун? Как и в случае с бумагой, он вбрасывает ему топографическую задачу, а потом отвлекает. «Гасит» его недоверие, вручив бутылку с водой, и именно в это время просит у незнакомца отдать ему бумажник: «Можно я вам дам ее…» и мгновенно добавляет: «Дайте мне ваш бумажник» . Этот безупречный хронометраж и синхронизация реакций незнакомца и Брауна делают его великим менталистом. Они позволяют взломать критическое сознание субъекта точно так же, как отмычка вскрывает замок.
Браун сумел заставить незнакомца взять бутылку после «Можно я вам дам ее?» – и увидел, что тот взглянул на бутылку и протянул к ней руку. В это время его ум подтвердил правильность действия. Браун ловит момент, когда отключено антероградное критическое сознание субъекта (направленное на текущее действие), и тут же говорит: «Дайте мне ваш бумажник», что тот и делает. Но тут может включиться ретроградное критическое мышление (направленное на прошлые события), которое Браун усыпляет, забирая бутылку обратно и отвлекая субъекта: «Жарко, не правда ли?»
Человек уходит, но тут же возвращается, поскольку его критическое сознание ощущает что‑то вроде «надо бы поразмыслить». Он довольно быстро понял: что‑то пошло не так. Браун с улыбкой возвращает кошелек.
В другом случае, действуя еще точнее и быстрее, Брауну удалось завладеть часами, ключами и телефоном. Но и тогда незнакомцу потребовалось совсем немного времени, чтобы во всем разобраться. Неужели он наивный простак? Или просто идиот? Совсем нет. Он доверился собеседнику, в котором не видел угрозы. А чтобы техника сработала, лучше избрать наводненную народом, шумную и оживленную улицу, предложить субъекту сложную географическую задачу и что‑то ему вложить прямо в руку.
Мы даже не можем себе представить, до какой степени наше познание загромождено ложными постулатами, социальными условностями или просто мыслями‑паразитами.
Занять руки и занять мозг – вот что делает Браун. В руку он дает бутылку с водой, перед мозгом ставит географическую задачу. Чем больше воспринимаешь свой мозг как собственные руки, тем быстрее узнаешь все его пяди. Определите для себя, что он может или не может делать одновременно, найдите его степень свободы и его мертвые зоны.
Если у вас заняты обе руки, никому из прохожих на улице не придет в голову мысль всучить вам бутылку с водой. Вы никогда этого не дождетесь, поскольку не только сами, но и окружающие все это видят. А вот занятость мозга не видна. Он не отдает себе отчет о своей работе, не может сам себе ее объяснить. Эта идея может быть описана с помощью символа из математики: «метапознание ⊂ познание»[5], что означает «метапознание всегда включено в познание».
Метапознание – сложный термин. Обычно под ним понимают интеллектуальные процессы, позволяющие осуществлять контроль за своими мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями. Это такое «мышление о мышлении» или «познание о познании». В более глубоком смысле метапознание представляет собой уникальный способ выйти за рамки своей индивидуальности с помощью другого человека: как правило, люди видят нас совсем в ином свете, чем нам кажется. Можете не сомневаться, они рассказали бы вам о вашем поведении немало нового и очень интересного. Я полагаю, термин «метапознание» можно заменить формулой «познай самого себя». Мы даже не можем себе представить, до какой степени наше познание загромождено ложными постулатами, социальными условностями или просто мыслями‑паразитами. Осознав замусоренность ума, понимаешь подлинные масштабы нейроэргономики.
[1] На английском языке его внушение выглядит еще более убедительно: «I’ve been thinking the wrong way» (прим. авт.).
[2] На английском языке это выражение также выглядит более убедительно: «Do you know what’s good for you to take so you can just take that and feel okay?».
[3] Браун лично отбирает испытуемых по их внушаемости, поэтому реальное соотношение явно намного меньше (прим. авт.).
[4] Global neuronal workspace (прим. науч. ред.).
[5] Метапознание – это знания субъекта о своем разуме и способность им управлять (прим. науч. ред.).
|