С помощью метода Корбиниана Бродмана, основанного на реакции биологических тканей на голубой краситель типа анилина, оказалось довольно просто поделить кору головного мозга на отдельные зоны. Метод позволил выделить пятьдесят две зоны в каждом из полушарий. Например, зона 7 в теменной доле состоит из нейронов, обеспечивающих конечный когнитивный продукт: «определение положения объектов по отношению ко мне». Этим объясняется ее стратегическое положение между зрительными и моторными зонами. По мнению Месмуди и ее коллег[1], эта зона находится в центре широкой сети VSA‑PTF (визуально‑пространственно‑слуховая – теменно‑лобно‑височная)[2], которая является своеобразным Шелковым путем нашего мозга. Эта впечатляющая модель идентифицирует два главных направления экономики мозга: один из них объединяет информацию, поступающую в мозг от органов чувств, мобилизуя при этом мультимодальные нейроны[3]. А другой, видимо, сопоставляет ее с воспоминаниями и планированием в уме.
К функциям кольца VSA относится объединение поступающей информации, тогда как PTF сравнивает ее с уже имеющимся опытом и планированием в уме. Вместе с мозолистым телом – сплетением нервных волокон, объединяющим оба полушария, – эти кольца VSA и PTF являются самыми большими путями мозга для обмена услугами между нейронами.
Если воспользоваться зонами Бродмана для изучения географии человеческого мозга, то можно составить карту, которую представил публике исследователь Марк Дау.
На первый взгляд открывающаяся картина может показаться сложной, но если учесть, что существует всего лишь пятьдесят две зоны Бродмана – карта является симметричной, то окажется, что их гораздо меньше, чем стран на Земле. Только в одной Евразии почти в два раза больше стран, чем зон Бродмана!
Модель VSA‑PTF Месмуди с соавторами: два кольца переплетены и структурируют человеческий мозг. Черным цветом выделено визуально‑пространственно‑слуховое кольцо (VSA), пунктиром – теменно‑лобно‑височное кольцо (PTF).
Окидывая взором экономику мозга, нетрудно запомнить пятьдесят две страны с их импортом и экспортом. Это довольно простая задача, которая требует не более пяти часов для своего решения. Можно отправиться в путь на юг, начиная с Северного полюса, вдоль центральной борозды между фронтальной и теменной зонами, вокруг которой расположены соматосенсорные[4] и соматомоторные[5] зоны, и продолжить знакомство со странами и их народами.
Недавний 2016 год был отмечен грандиозным открытием в области картографии головного мозга, значительно улучшившим понимание зон коры. Если усреднить силуэты двухсот десяти человек, можно найти более точные пропорции человеческого тела. Международная группа исследователей проделала почти то же самое с мозгом, совместив двести десять его изображений с целью изучения архитектуры путей общения (белого вещества). В результате этого выдающегося исследования построили более подробную карту, на которой четко проявились сто восемьдесят различных зон мозга. По словам первого автора публикации Мэтью Глассера[6], «каждая зона похожа на саму себя и отличается от остальных»[7].
Под выражением «отличается от остальных» нужно понимать, что у каждой зоны свои анатомия, функции, способности образовывать связи, точно так же, как индустриальные районы города отличаются по своей архитектуре, функциям и дорожной сети от застроенного особняками пригорода.
Важность этого открытия образно пояснил исследователь Грег Фарбер: «Вы видите разницу между географической картой 1500 и 1950 годов? По разрешению и качеству изображения мы только что перешли от 1500 к 1950 году»[8]. Метафора очень точна по своей сути, поскольку кора мозга напоминает скомканный лист бумаги (а сжатие, как известно, это лучший метод вместить максимум пространства в минимум объема). Досконально разработанная, эта карта не превышает размера пиццы, и на ней 180 государств. А мозг – это целый мир, и хочется надеяться, что однажды наш мир будет функционировать так же эффективно, как и наш мозг.
[1] Mesmoudi, S., Perlbarg, V., Rudrauf, D., Messe, A., Pinsard, B., Hasboun, D., Cioli, C., Marrelec, G., Toro, R. Et Benali, H., «Resting state networks’ corticotopy: The dual intertwined rings architecture», PloS One 8 (2013), e67444 (прим. авт.).
[2] В вышеуказанной статье VSA расшифровывается как visual‑somatic‑auditory (прим. науч. ред.).
[3] Эти нейроны «говорят» как на языке зрительных образов, так и на языке слуховых образов. Не следует забывать, что мозг похож на наш мир и все его зоны «разговаривают» на разных языках (прим. авт.).
[4] Осуществляет осязание, ощущение температуры, контроль пространственного положения частей тела между собой и др. (прим. ред.).
[5] Отвечает за произвольные движения мышц тела (прим. ред.).
[6] Glasser, M.F., Timothy Coalson, Emma Robinson, Carl Hacker, John Harwell, Essa Yacoub, Kamil Ugurbil, J. Anderson, C. E. Beckmann et Mark Jenkinson, «A multi‑Modal Parcellation of Human Cerebral Cortex», Nature, 2015 (прим. авт.).
[7] Scutti, S. «New brain map identifies 97 previously unknown regions», CNN, 20 июля 2016 (прим. авт.).
[8] Scutti, S., op. cit. (прим. авт.).
|