Можно составить простое уравнение, определяющее поток знаний. Чтобы приобрести знание, нужно заплатить за него вниманием, помноженным на время. С экономической точки зрения оно будет выглядеть следующим образом:
φ (k) α A × t
Это означает, что приобретенное знание пропорционально вниманию, помноженному на время. Такое уравнение описывает далеко не все, но имеет большое значение, поскольку позволяет заложить основы экономики знаний с помощью теории о покупательной способности. Американские экономисты Бек и Девенпорт очень хорошо поняли, что существует экономика внимания. В наш период фантастического изобилия информации внимание небеспредельно, а его привлечение стоит больших денег. Поэтому если хочешь купить знание, то плати за внимание, помноженное на время. Так появилось выражение pay attention[1]. В экономике знаний единицей покупательной способности будет не время, но Ат (от attention – «внимание» и temps – «время»). Эта экономическая валюта, эквивалентная 1 часу времени при максимальном внимании.
Очень легко понять, что такое максимальное внимание: настолько увлеклись чтением книги в метро, что проехали свою остановку.
Таким образом, Ат – это базовая единица покупательной способности экономики знаний. Чтобы загрузить знание в мозг, придется потратить внимание, помноженное на время. Если мы хотим, чтобы уравнение максимально полно отображало работу мозга, то оно должно выглядеть следующим образом:
φi (k) α A (t)
То есть: «Мгновенное приобретение знаний пропорционально вниманию, которое изменяется во времени».
Идея, что в экономике знаний покупательная способность выражена в Ат, имеет далеко идущие последствия. Прежде всего, что каждый из нас рождается со своей покупательной способностью. Юный сомалиец не появится на свет с 1 тысячью долларов в кармане, и вряд ли у него будет свободный доступ на рынок образования, однако сразу после рождения он уже обладает вниманием и располагает свободным временем. Если рассчитать в Атах месячный доход (количество Атов для личного потребления), то в экономике знаний безработный имеет больше, чем имеющий стабильную зарплату.
В наш период фантастического изобилия информации внимание небеспредельно, а его привлечение стоит больших денег. Поэтому если хочешь купить знание, то плати за внимание, помноженное на время.
Если мы сравним обычный супермаркет с супермаркетом знаний, то заметим два фундаментальных различия: когда зашел в супермаркет и ни копейки в нем не потратил, моя покупательная способность не изменилась. Но если я провел 1 час в супермаркете знаний и ничего в нем не купил, то потерял целый час, то есть один Ат. В экономике знаний невозможно использовать покупательную способность в целях экономии.
Далее, в обычном супермаркете желание купить подстегивают с помощью маркетинговых приемов, и только наличие денег лимитирует покупки. В супермаркете знаний все происходит с точностью до наоборот. Только сам человек решает, на что потратить свои Аты – на развлечения или на обучение. Еще только предстоит разработать маркетинг предоставления знаний, чтобы довести до предела стремление узнать что‑то новое, когда предложение намного превосходит спрос[2].
Охота за Атами
Маркетинг знаний определяется популяризацией науки и нейроэргономикой. Максимального уровня эргономии люди достигают, когда развлекаются. Игры являются главной опасностью в привлечении Атов. Какие передачи транслирует любой телеканал, если собирается принудить смотреть рекламные ролики? Естественно, развлекательные, или футбольные матчи, или телеигры. Хотя максимум Атов соответствует скорее любви, чем зависимости. Любовь всегда сопровождается зависимостью, но в самой зависимости мало любви. Когда человек влюблен, он готов отдавать объекту любви все свое внимание и время. Поэтому экономика знаний увеличивает покупательную способность влюбленных. Если вы хотите быстрее и больше о ком‑то узнать, то постарайтесь его полюбить. Это единственное условие, гарантирующее высокий уровень внимания и желания посвятить ему свое время. Экономика знаний – это экономика удовольствия и любви. Гении всех времен и народов, от Леонардо да Винчи до Витторио Фельтре[3], напоминают нам, что не бывает совершенства без любви.
Но из‑за своей громадной притягательности игры являются прекрасными ловушками Атов даже без любви. «Супербоул»[4] завладеет гораздо бо́льшим вниманием и временем за один‑единственный матч, чем университетская программа за несколько лет. Время и внимание можно оценить, поэтому труд футболиста оплачивается намного лучше, чем труд профессора. На видеоигры также уходит очень много внимания и времени. С 2004‑го по 2014 год человечество затратило в сумме более 7 миллионов лет на игру World of Warcraft. Какой вывод можно сделать из этого? Знания сто́ят дороже нефти, а видеоигры – дороже нефте‑ и газопроводов.
Конечно, приведенные мной уравнения не описывают все возможные ситуации, но у меня к ним нет никаких претензий. Они подходят для обучения вещам достаточно простым, если не примитивным, когда получатель знания не имеет о них никакого представления (видеокурс по ремонту дома на Youtube, какая‑то справка в «Википедии»). В других случаях поступающая информация взаимодействует, складывается с уже имеющимся знанием, и этот резонанс может оказаться более интересным и более непредсказуемым. Более точное уравнение выглядит следующим образом:
φi (k) α A (t) + Syn (k, t)
Syn (k, t) означает синергию поступающего знания с изначальным знанием обучающегося в течение определенного времени[5]. Эта синергия может быть конструктивной (я умею работать дрелью, поэтому быстрее пойму видеоролик про ремонт) или деструктивной (я эксперт по автомобилям с бензиновым двигателем и не хочу даже знакомиться с электромобилями, чтобы не запутаться). Новое знание может вступить в конфликт с предыдущим и разрушить его. Именно это называют «когнитивным диссонансом». Теперь можно составить более полное уравнение, которое пока не очень понятно. Мы еще слишком мало знаем о когнитивных резонансах.
φi (k) α A (t) (Res (Sp, Ev)
Или: моментальный ввод знаний пропорционален вниманию, умноженному на резонанс между спонтанной и ответной деятельностью мозга – Res (Sp, Ev).
По мнению Деана и других исследователей, этот резонанс между текущей деятельностью мозга и вводом раздражителя контролирует доступ к сознанию[6].
Представленные мною модели экономики знаний являются лишь практическими наметками, которые не прошли проверки в сложных случаях и могут быть улучшены и доработаны. Отчасти они напоминают теории в механике текучих сред, где существуют линейные и турбулентные варианты. Но главный вывод, к которому мы пришли на этой стадии, – что произведение внимания на время есть самая доступная валюта, за которую можно купить знание. А также что направлять усилия на ее траты можно, только если любишь предмет изучения.
Стимулирование расходов
Люди, которые хотят приобрести знания, напоминают мне посетителя ресторана, рассматривающего меню с ценами. Так потребление не удастся стимулировать. Если можно было бы снабдить этикетками все существующие знания со стоимостью в Атах, рассчитанных эмпирическим путем, то возник бы громадный магазин приложений для мозга. «Умение играть на пианино», «умение рисовать», «общая медицина», «умение пилотировать самолеты» и т. д. имели бы каждый свою цену, зависящую от времени, наподобие цен на товары и услуги. Тогда началось бы общемировое соревнование за снижение цен на знания путем изменения способов доставки.
Любая техническая или научная проблема не устоит перед усилиями множества человеческих Атов – это чрезвычайно важный вывод. Вместо того чтобы отдавать науку касте единомышленников, как жрецам в Древнем Египте, следует безбоязненно открыть ее громадному большинству людей и безмерно увеличить количество Атов, тратящихся на обучение научной деятельности.
Это прекрасно поняли сторонники открытой науки. Они не раз отмечали, что сложные проблемы, над которыми безуспешно бились лучшие умы человечества, в конце концов решались путем мобилизации Атов многих людей, хотя и не обладавших высокой квалификацией.
Если бы удалось сконструировать атлазер (лазер «на Атовой энергии»), мы сумели бы сосредоточить колоссальное количество внимания и времени, которые помогли бы решить любую проблему. Такие атлазеры стали бы основными элементами экономики и геополитики знаний, более эффективными с научной точки зрения и не такими дорогими, как синхрофазотроны. Они позволили бы точечно и в течение длительного времени сконцентрировать внимание населения на актуальных проблемах. Это принесло бы огромную экономическую выгоду.
А тот, кто сконструирует и введет в строй такие атлазеры, изменит мир.
Скромный протокол передачи гипертекста (знаменитый http), разработанный в конце 1980 года в ЦЕРН изобретателем Тимом Бернерс‑Ли, значительно важнее для мировой науки, чем сам этот Центр, затративший гораздо больше денег на свои исследования. Итак, если Ат – это главная единица покупательной способности в экономике знаний, то именно ее и нужно вкладывать в развитие науки, поскольку ее ценность гораздо выше денег. Причем ни в коем случае нельзя считать, что средства, выраженные в Атах, предназначены исключительно для элиты. Наоборот, мы должны поощрять расход Атов как части общественных затрат на науку.
Удивление – это мощнейшая движущая сила в экономике знаний. Она играет ведущую роль не только в научных исследованиях, но и в обучении. Те немногие люди, что перестали изумляться, те ученые, что отказали истинным профессионалам в способности поражаться, постепенно исчезают с нашего горизонта. Следует всячески поощрять эту способность, и если есть страна, которая инвестирует в восторг от новых научных данных, так это США. А во Франции больше принято вульгарное и непрофессиональное удивление, не имеющее никакого отношения к настоящей науке. Я не испытываю никаких комплексов по поводу «эффекта произведенного впечатления», о котором узнал из примитивных СМИ.
А от специалиста по связям с общественностью Фила Уокнелла[7] я узнал о трех этапах, из которых должна состоять любая хорошая лекция:
1. «Черт возьми, я впервые об этом слышу!»
2. «Я рад, что узнал об этом».
3. «Мне хочется узнать об этом как можно больше».
Он особенно настаивал на третьем этапе: «Главное, Идрис, постарайся не провалить последний этап, без которого твоя лекция не произведет должного впечатления на аудиторию, потому что ты убил в людях желание узнать еще больше».
Нужно пробудить голод, и не следует стесняться изумления. Не верьте никому, кто вам скажет, что профессионал – это тот, кто никогда и ничему не удивляется.
[1] Davenport, N. H. Et Beck, J. C. «The attention economy Understanding the new currency of business», Harvard Business Press, 2013.
[2] Это действительно так: мировое количество знаний резко возросло. Если мы производим столько знаний, то остается только сделать все возможное, чтобы привить людям желание их потреблять (прим. авт.).
[3] Итальянский педагог‑гуманист эпохи Возрождения (прим. пер.).
[4] Название финальной игры за звание чемпиона Национальной футбольной лиги в США (прим. пер.).
[5] Синергия – эффект взаимодействия нескольких факторов, при которых действие намного превосходит эффект простого сложения (прим. ред.).
[6] Даже если обучение не всегда осознается (прим. авт.).
[7] Кроме того, он вдохновенный оратор, писатель и коуч по проведению презентаций (прим. пер.).
|