Как я уже говорил, наша образовательная модель напоминает перекармливание. Некие курсы следует проглотить, причем за определенное время. В этой системе аппетит детей не учитывается, он появляется лишь случайно, а не в ходе процесса обучения, потому что не является задачей школы. Любое отставание в усвоении стандартной программы наказуемо. Иные ученики поступают в школу с большим аппетитом, но часто их устремления к знаниям стираются или превращаются в жажду хороших оценок, которые мы воспринимаем как добродетель, хотя по сути они хуже барской повинности.
Если проглотить, не пережевывая, слишком много пищи, то почувствуешь себя очень плохо: неглупая пищеварительная система сразу об этом сообщит. Нервную систему считают самостоятельной, а пищеварительную систему даже называют «вторым мозгом», потому что в ней больше всего нейронов после «первого» мозга. Мы возмущаемся, когда школа силой закармливает второй мозг наших детей. Так почему же допускаем это в отношении первого?
Кстати, естественный способ переваривания пищи всегда сопровождается удовольствием. Еда ни для кого не каторга, она всегда доставляет удовольствие. А для первого мозга, с его природной склонностью к приобретению знаний, все происходит с точностью до наоборот. Почему так? Почему столько людей испытывают отвращение к процессу познания? Можно ли считать это заслугой, если вы сумели выжить в этих тошнотворных условиях?
Почему такую интеллектуальную и захватывающую дисциплину, как математика, не выносит так много людей во всем мире? Некоторые влюбляются в нее сразу и навсегда, другие учатся любить ее постепенно, шаг за шагом, но никому она не должна внушать отвращение. Это просто преступление против разума – так преподавать математику, что ее начинают ненавидеть, и еще больший грех считать этот способ обучения единственно правильным. Крошечной пяди нашей науки нужно как можно больше людей для ее освоения, не стоит превращать ее в клуб избранных.
Чего мы добиваемся, перекармливая гусей? Ожирения печени. А на что мы надеемся, когда перегружаем наших учеников знаниями? Можно рассчитывать только на ожирение мозга. Короче говоря, мы получим определенным образом обработанный, зависимый и беспринципный мозг. Можно ли создать здоровое общество, когда оно производит ожиревший, привыкший к страданиям и безысходности мозг? Что сеем мы в мозге детей, которому обычно свойственно любопытство? Безысходность, беспокойство, покорность, подчиненность системе, ощущение ущербности. Некоторые обладатели такого мозга в конце концов умрут сами, другие станут убийцами, а носители особенно жирного мозга добьются высоких постов и власти.
|