Существует так называемый киберспорт или Е‑спорт[1], позволяющий игрокам выигрывать на международных соревнованиях больше миллиона долларов[2]. Замечательный психолог Ванесса Лало очень много сделала, чтобы привлечь внимание к важности игры для нашей экономики, прекрасно понимая, что доходы от продаж таких игр, как «Ведьмак 3», намного больше, чем от многих затратных кинофильмов. Эта тенденция будет только укрепляться.
Я долго изучал прогеймеров[3], и меня очень глубоко поразило, что многие из них, несмотря на низкую успеваемость в школе, достигли высоких результатов в алгоритмике, информатике и оптимизации, достойных магистра престижной высшей школы. В 2015 году я опубликовал в еженедельнике «Le Point» пять советов родителям, чтобы их дети эффективнее использовали компьютерные игры. Вот часть из них.
Видеоигры сегодня – это оптическое волокно, по которому поступает знание. Никакая другая технология не позволяет в наши дни передавать знания и навыки с большей скоростью и эффективностью. Но геймификация все еще очень сложный и дорогостоящий процесс, и она скорее исключение, чем правило. Идея превращения знания или профессии в игру сегодня применяется очень редко, у нас нет еще рецепта геймификации в промышленном масштабе.
[…] Обучение врачей, летчиков, администраторов, астронавтов, юристов и других специалистов все чаще и чаще проходит в игровой форме. Чем сложнее роботизировать профессию, тем больше она нуждается в геймификации. В нашем обязательном образовании если мозг – это автомобиль, а мотивация – его горючее, то машина потребляет горючее на всем пути. А в игре ей нужен бензин только на остановках, начало и продолжение игры не требуют мотивации.
Совет 1
Подключайтесь конструктивно, но не навязчиво к выбору игр вашими детьми. Точно так же, как существует junk food (пища, богатая пустыми калориями), так есть и игры, более или менее питательные для мозга. Если ваши дети любят стратегию, им подойдут прекрасные Civilization V, Wargame студии Eugen Systems. Общайтесь с детьми, обсуждайте их выбор, пусть они объяснят, чем их привлекло то или иное название, постарайтесь установить с ними диалог.
Совет 2
Играйте вместе с детьми. Это поможет закончить игру: когда глава племени встает и говорит: «На сегодня хватит!» – им гораздо легче последовать его примеру. Хороший способ «отсоединить» их от компьютера без крика и скандалов – спокойно поиграть с ними еще полчаса, и пусть это станет ритуалом. Потом посидите с ребенком в течение пяти минут перед выключенным экраном, пусть он прокомментирует игру и расскажет, что он чувствовал.
Совет 3
Станьте сомелье в области игр. Не запрещайте детям смотреть, слушать или читать средненькие произведения кино и литературы, если познакомили их с шедеврами. Разница между вами заключается лишь в том, что они всегда лучше разбираются в играх и могут многому вас научить[4]. Но и это неважно, улучшайте их вкус, пусть они станут не только потребителями, но и критиками игр, как литературные или ресторанные критики. Игроку важно развивать индивидуальность, а будучи активным потребителем, он должен отдавать себе отчет, что он чувствует. Ему нужно уметь словесно выразить свои эмоции и пристрастия. Играя вместе с детьми, вы поможете им выработать чувство критики, способность к устному самовыражению, к описанию эмоциональных ощущений, вы посодействуете им обрести навык аргументации. Очень хорошо, если они будут спорить, – это развивает способность отстаивать свою точку зрения.
Совет 4
Установите кредит доверия в отношении компьютерных игр. Эксперт Джейн Макгонигал прекрасно поняла, в чем кроется проблема: школа скучна, а игры стимулируют. Если бы удалось превратить школу в игру, то равновесие бы восстановилось. Прекращение игры требует самоконтроля. В этот момент вы должны объяснить детям, что их чувства сейчас совершенно нормальны, а самоконтроль – это благородное качество, которое довольно сложно выработать. Следует вознаграждать проявления самоконтроля как важный этап в жизни. Почему бы не установить соотношение между работой и игрой, например, один к полутора в пользу времени на работу, то есть два часа ребенок играет, а три часа занимается чем‑то другим? Чем именно? Есть множество домашних дел, от мойки машины до стрижки газонов и похода за покупками, я уж не говорю о домашних заданиях. Необычные поручения, не из круга повседневных обязанностей, например, получить три дополнительных балла по математике, поощрять их следует по‑особенному: например, купить новую игру.
Совет 5
Разнообразьте игровое «меню». Мозг напоминает пищеварительную систему, он расцветает при разноплановой стимуляции и страдает от однообразия (поэтому‑то в школе такая гнетущая атмосфера). Проведите часть игры стоя или займитесь подвижными играми. Если заканчивать ими весь сеанс, получится прекрасный вариант мягкой смены деятельности, не причиняющий мозгу страданий из‑за резкого перехода к домашней работе. Будет еще лучше, если дополнительно заняться сборкой конструктора, развивающими играми, загадками, шарадами и т. д. Но закончить все это следует физической разрядкой.
Компьютерные игры надо сделать не просто развлечением, но и возвести их в ранг искусства, а наш реальный мир, к которому относится любая работа, сделать более захватывающим и интересным. Не будем забывать, что компьютерные игры – это лучший способ обучения программированию, именно для этого они и должны использоваться. Существует положительная связь между интенсивностью игры и успехами в хакатоне[5].
Не стоит сводить игровую деятельность исключительно к виртуальному миру. Спортсмены высокого уровня всегда превращают тренировку в игру. Вступая в нее, ты идешь на вызов, а сегодня надо сделать так, чтобы было верно и обратное.
[1] Официально признан многими странами, в том числе и Российской Федерацией (прим. авт.).
[2] Более 6,6 млн долларов выиграла команда «Evil Geniuses», состоящая всего из шести игроков, в 2015 году на турнире по Dota 2 (прим. авт.).
[3] Прогеймер – профессиональный игрок в компьютерные игры, для которого игра – основной способ заработка (прим. науч. ред.).
[4] Хотя это замечание относится только к последнему поколению (прим. авт.).
[5] Марафон по программированию (прим. пер.).
|