Мы можем спроектировать и создать эргономичную окружающую среду и целый город. Главным в них стало бы многообразие. Затратив колоссальные средства и усилия на создание «функциональной архитектуры», мы построили спальные кварталы, где и сегодня жители чувствуют себя не в своей тарелке. Великие зодчие древности, от Имхотепа до Витрувия, понимали важность функции здания, но помнили и о необходимости его одушевления. Надо воспользоваться их опытом. Если тело – это оболочка души, то город – это оболочка тела, и при современном состоянии таких городов, как Париж, она больше не учитывает интересы священного объекта, ради которого была создана.
Париж должен был бы являться прекрасной иллюстрацией братства, священного элемента республиканской триады[1], но вместо этого город замкнулся в устаревших границах 1860 года. За их пределами человек становится проблемой для города. Город захватывает наше личное пространство, и со временем начинает казаться, что без него было бы лучше. Современные мегаполисы предпочитают автомобили, а не людей, поэтому площадь проспектов в три раза больше площади пешеходных улиц. Гражданин понимает, что город создан не для него.
В своей книге «Закат и выживание американских городов» (1961 г.) урбанист Джейн Джекобс говорит о четырех простых правилах, с помощью которых можно сделать более приемлемым для жизни любой квартал[2]. Естественно, ни одно из этих правил не соблюдалось при возведении французских кампусов (Орсе, Политех, Инновационный парк Илькирх) и при застройке пригородов.
«Во‑первых, нужно всячески поощрять появление одухотворенных и занимательных улиц. Во‑вторых, превратите их ткань в максимально протяженную сеть, пронизывающую весь район, по размерам и мощи не уступающую „городу внутри города“[3]. В‑третьих, используйте парки, скверы и общественные здания как основной элемент этой ткани улиц; пусть они интенсифицируют и свяжут воедино все разнообразие городской структуры. В‑четвертых, подчеркните функциональность каждого района. Нет ничего более беспомощного и жалкого, чем одинокая улица с проблемами, которые невозможно решить».
Я вырос в пригородах и вижу полную противоположность советам Джейн Джекобс: тусклые, безжизненные улицы и проспекты, беспомощные и жалкие, безликие и лишенные культурного значения спальные районы, где некуда пойти вечером.
Вместе с городским сельским хозяйством, увитыми плющом стенами, биоремедиацией (искусство очищать городскую среду, используя живые организмы) и вертикальными фермами земля понемногу проникает в города. Одной из целей проекта архитектора Кейт Орфф «Oyster‑tecture» является очищение канала Гованус в Нью‑Йорке живыми устрицами. Другим приоритетом этого замысла было строительство «плодородного города», по выражению гениального архитектора Венсана Каллебо, – с обширной природной средой, по которой так тоскуют горожане в выходные.
Мозгу свойственно уставать, то же самое можно сказать и о мотивации. Жизнь в городе постоянно разряжает наши батарейки. Стрессы, тревога, недопонимание со всех сторон наступают на нас с самого пробуждения и не оставляют в покое, даже когда спим (и поэтому сон в городе все реже приносит отдохновение). Идеальный город должен заряжать батарейки. Но люди сформировали настоящую «кортизолергическую среду».
О чем идет речь? Кортизол – это гормон надпочечников, вбрасывающийся в кровь по приказу гипофиза в ответ на стресс. Так как большинство проживает в городах, мы страдаем гиперкортизолемией, сопровождающейся бессонницей, депрессией, побуждением к суициду. Город не должен повышать уровень кортизола, целью должно быть как раз его постепенное снижение.
Мегаполис не только провоцирует стресс. Группа испанских исследователей доказала, что загрязнение атмосферы вызывает задержку умственного развития в школах, стоящих по обочинам автострад[4].
Если бы архитекторы старались избавиться от кортизолергической среды, то однажды появился бы нейроэргономический город. Он стал бы подзаряжать батарейки своих жителей в любом месте и в любое время, а не только «при выходе в свет»[5]. В природе все зависит от всего – «omnia ad omnia». Точно так же, как идеальное обучение должно быть многоканальным, идеальный жилой квартал должен быть многофункциональным. Это относится и к нейроэргономическим кампусам.
[1] Свобода, равенство, братство (прим. ред.).
[2] Эти правила были недавно подтверждены в ходе более глубокого исследования, проведенного в Сеуле: http://grist.org/cities/what‑makes‑a‑city‑great‑new‑data‑baks‑up‑long‑held‑beliefs/.
[3] Sub‑city, или «город в городе», как принцип организации городской среды дает возможность жителю избежать толпы, которая готова его поглотить. Эффективность его подтверждается на примере фешенебельных французских кварталов Бют‑о‑Кай, Сен‑Жермен, улиц Монторгейль или Монтань‑сен‑Женевьев (прим. авт.).
[4] De Nadali, M., Staiano, J., Larcher, R. Sebe, N., Quercia, D. et Lepri, B., «The death and life of great Italian cities: A mobile phone data perspective», Arxiv.org, 2016 (прим. авт.).
[5] Пойти куда‑нибудь для развлечения, культпоход (прим. науч. ред.).
|