Философ Ален де Боттон недавно сравнил информационные программы с религиозными ритуалами, и это правда, что восьмичасовые вечерние или утренние новости имеют огромное ритуальное значение. Я даже думаю, что бо́льшая часть зрителей спешит по утрам к телевизору не ради самих новостей, а ради эмоциональной встряски. Мы слушаем и смотрим новости, чтобы получить очередную дозу эмоций, которыми в ближайшее время поделимся с подобными себе. СМИ также являются мощнейшим источником конформизма. Существует эмоциональное заражение Фейсбуком и другими сетями, которые посещают сотни тысяч пользователей: если одному из них попадет в руки негатив, он не преминет тут же им поделиться, причем в сети его отрицательный характер только усилится. С положительными новостями все происходит ровно наоборот[1].
Хотя это манипулирование было вполне легальным, оно произвело большое возмущение[2], потому что зрители новостных программ осознали свою уязвимость, отсутствие свободы выбора и полный произвол со стороны телевизионщиков.
Нам кажется, что мы сами выбираем информацию и делаем на ее основе разумные выводы, но на самом деле ничего такого не происходит. Слово «выбор» почти бессмысленно, когда нас принуждают выбирать[3]. Выражение «свободомыслие» также лишено какого‑либо смысла, потому что на мышление тоже всегда что‑нибудь да влияет. Так называемый «объективный факт» – тоже полная бессмыслица, поскольку фактов не существует, а есть только надежды. Это касается даже научных экспериментов, так как любой опыт – это угол зрения, ограниченный реальностью. Именно поэтому Ричард Фрэнсис Бёртон написал, что факт – это «самое ленивое из всех суеверий». Если говорить о фактах, то только в рамках экспериментальных, исторических и других контекстов.
Чтобы победить расизм, станьте черным
Эксперимент с голубыми глазами[4] является иллюстрацией к индейской пословице: «О, Великий дух, не дай мне судить кого‑нибудь, пока я не пройду одну милю в его мокасинах». В какой степени иллюзия пребывания в теле чернокожего человека может изменить даже бессознательные предрассудки? Этот вопрос поставили перед собой Лара Мейстер и ее коллеги из лаборатории Маноса Цакириса в Лондоне.
Вспомним, что наш мозг буквально кишит бессознательными ассоциациями по принципу хеббовского синапса и стигмергии. Когда‑то эти ассоциации использовались в экспериментальной психологии, например, Карлом Юнгом.
Еще в суфийской притче халифа Садика (умер в 765 г.) мы находим элементы психофизиологии: учитель беседует с молодой женщиной о ее болезни, одновременно щупая пульс. Он догадался, что она изнывает от тайной любовной страсти, по сердцебиению при упоминании об этом[5]. В случае расизма хорошо известны некоторые нейронные корреляты появления предрассудков. Например, у некоторых людей вид лица чернокожего на экране вызывает активизацию миндалины, отвечающей за страх[6].
Есть и другой психологический аспект расизма: у некоторых людей прочтение слов «чернокожий человек» на экране сокращает время прочтения слова «жестокий», появляющегося следом. Если слова «чернокожий человек» ускоряют восприятие эпитета «жестокий», то это значит, что одно понятие в сознании субъекта ассоциируется с другим.
В своем эксперименте Мейстер[7] с соавторами использовали различные эффекты виртуальной реальности, чтобы вынудить испытуемых почувствовать себя в теле чернокожего. Можно было наблюдать ощущение смены тела, сопровождаемое снижением активизации миндалины. Побывавший, хотя бы виртуально, в теле чернокожего на собственном опыте ощущает, насколько уменьшается его бессознательный расизм. Именно к этому выводу пришел журналист Джон Говард Гриффин, который в 1960 году прожил шесть недель в образе чернокожего на расистском юге США[8].
[1] Kramer, A.D., Guillory, J.E. et Hancok, J.T. «Experimental evidence of massive– scale emotional contagion through social networks», Proceeding evidence of the National Academy of Sciences (2014), 8788–8790.
[2] Chambers, C., «Faceboock fiasсo: Was Cornell’s study of ‘emotional contagion’ an ethics breach?», The Guardian, 2014 (прим. авт.).
[3] Этим замечанием мы обязаны Идрису Шаху (прим. авт.).
[4] См. стр. 152 (прим. авт.).
[5] Эта притча входит в сборник «Rumi» и в Gesta Romanorum Shah, I., Caravan of Dreams (Octagon), 1988, p. 166 (прим. авт.).
[6] Chekroud, A.M., Everett, J. A., Bridge, H. et Hewstone, M. «A review of neuroimaging studies of race‑related prejudice: Does amygdale response reflect threat? Frontiers in Human Neuroscience», (2104), 8 (прим. авт.).
[7] Maister, L., Slater, M.; Sanchez‑Vives, M.V. et Tsakiris, M., «Changing bodies changes minds: Owning another body affects social condition» Trends in Cognitive Sciences (2015), 19, 6–12.
[8] Griffin, J.H., «Black Like me», 1961.
|