Мозг очень похож на этот самолет. Мы не можем им управлять, потому что знаем о нем не больше, чем аборигены – о самолете ВВС США. Его невозможно переделать или изменить, но нам почему‑то хочется его усовершенствовать. Гибель множества людей в Первую мировую войну действительно привела к бурному развитию восстановительной медицины, но все же надо найти менее жестокие методы, чтобы окончательно разобраться в строении мозга.
Автослесарь хорошо знает, что не следует разбирать и улучшать механизм, который потом не сумеешь снова собрать. Собирающиеся развивать мозг при помощи каких‑то имплантов, очевидно, не знакомы с этим принципом. С химической модификацией то же самое.
Я считаю, что прописывать риталин[1] детям для повышения их внимания на уроках – это гигантская ошибка, потому что так лечат здоровых, а нужно вылечить школу. Мы все больше и больше заботимся о школе, а не об ученике. Риталин – это один из ноотропных[2] препаратов, которыми сегодня злоупотребляют как «академическим допингом». Даже если скоро всем в обязательном порядке будут давать допинг, надо делать ставку на здоровых учеников, а не принимающих ноотропы. В мозге и так есть эндоканнабиноиды[3], которые гораздо эффективнее любых препаратов.
Если человек пытается расширить свои возможности ради получения высокой оценки, если он готов для этого измениться, то потерян для общества, так как становится рабом. Конформизм овладел нашим разумом, поступками, действиями, голосами и намерениями, а если он начнет физически или химически воздействовать на мозг для его изменения, то будущее всего человечества окажется под вопросом. А сам преобразованный человек рискует потерять свою естественность.
Необходимо изменить процесс расширения человеческих функций, и это развитие должно идти не снаружи внутрь, а изнутри наружу. Нужно увеличить малое до большого, а большое не должно подстраиваться под малое. Не следует расширять мозг ради высоких отметок. Нельзя превращать человека в товар. Но если с помощью мозга расширять реальность, то можно значительно обогатить наш мир.
Не следует расширять мозг ради высоких отметок. Нельзя превращать человека в товар. Но если с помощью мозга расширять реальность, то можно значительно обогатить наш мир.
Я боюсь человека, созданного ради выполнения функции. Однако именно эту задачу ставит перед собой нейроэргономика в варианте трансгуманизма[4] или создания человека расширенного. Если увеличение его возможностей будет идти только в одном направлении, то мы получим человека несоразмерного и непропорционального. В этом случае возникнет деформация в геометрическом смысле слова, мы получим совсем другое существо. Мы должны воспользоваться уроком бесчеловечного и жестокого прошлого столетия и этого не допустить. Идеальное, основанное на здравом смысле расширение увеличит возможности человека, сохранив его нерушимые пропорции.
Нейронауки и план Б
Природа никогда не сожалеет о прошлом и не боится будущего. Она совершает максимум возможного и настойчиво добивается своей цели, не оплакивая свою суровую долю. Потерявшая лапу собака не будет о ней горевать и быстро научится ходить на трех оставшихся. То же самое происходит и с нашими нервами, самыми пластичными клетками тела человека. Если от рождения или в результате несчастного случая что‑то произошло с физическими характеристиками человека или его интеллектом, мозг может задействовать план Б с использованием других своих отделов. Это напоминает прокладывание объездных путей.
Команда китайских исследователей объявила в 2014 году об уникальной молодой женщине, родившейся без мозжечка, которая могла ходить и разговаривать. В поликлинику она обратилась с жалобами на головокружение и тошноту[5]. У страдавшего гидроэнцефалией Тревора Джаджа Уолтрипа череп был наполнен спинномозговой жидкостью, а кора и мозжечок полностью отсутствовали. Врачи давали ему несколько дней жизни, однако он дожил до двенадцати лет, причем самостоятельно дышал, поглощал и переваривал пищу и даже реагировал на щекотку. Это было настоящим чудом[6].
У молодого пациента «ЕВ» в двухлетнем возрасте было ампутировано левое полушарие мозга вместе с огромной опухолью. Как и для 95 % правшей, нейронные корреляты владения языком находились у него в левом полушарии и он должен был потерять способность к речи. Однако утраченные функции заместились другими. В семнадцать лет он был протестирован Лаурой Донелли с соавторами[7]. Оказалось, что его уровень владения языком почти не отличался от уровня человека с двумя полушариями. При изучении «ЕВ» ученые попутно выяснили, что у владеющих «свистящими» языками одновременно задействованы оба полушария[8].
Недавно было доказано, что у некоторых слепых с кортикальным нарушением зрения (сетчатка функционирует, но из‑за нарушений в первичной зрительной коре головного мозга осознанное зрительное восприятие невозможно) все‑таки имеется зрительно‑моторная цепь. Эти слепые могут «видеть» объект настолько хорошо, что могут взять его в руки, когда избавляются от боязни неудачи. Дело в том, что сетчатка и латеральное коленчатое тело[9] посылают информацию не только к первичной зрительной коре, но и в зоны, связанные с движением. Этот феномен называется «псевдослепота», потому что этим людям удается визуально различать объекты, хотя они не отдают себе в этом отчета. По мнению некоторых исследователей, в таком варианте плана Б задействовано верхнее двухолмие[10], хотя многими это утверждение оспаривается. Псевдослепота была выявлена у пациента «DB», который ощущал свое левое зрительное поле как слепое, хотя оно воспринимало свет почти так же, как и здоровое правое[11].
Великим мастером плана Б в нейронауках по‑прежнему остается нейрофизиолог Пол Бах‑у‑Рита. Эксперименты этого американского ученого по сенсорному замещению стали серьезным вкладом в науку. Например, он помог некоторым незрячим людям видеть путем распознавания сигнала, посланного специальным устройством на язык. Однажды он проверил зрение этих слепых по таблице Снеллена (буквы на плакате в кабинете офтальмолога). Сначала показатель их остроты зрения был 20/860, но после лишь девяти часов тренировки он удвоился. А через несколько месяцев совместной работы они смогли даже распознавать живопись[12]. С помощью его методики Эль‑Калиуби с соавторами создали «эмоциональный протез» для аутистов, который дал им возможность понимать эмоции других людей[13].
[1] Препарат для снижения гиперактивности детей. В России применение запрещено (прим. ред.).
[2] Ноотропные препараты – это группа субстанций, используемых для улучшения когнитивных способностей человека, особенно внимания (прим. авт.).
[3] Синтезируются в самом организме человека. По действию близки к марихуане (прим. ред.).
[4] Трансгуманизм – современная версия расширения человеческих возможностей, в частности увеличение продолжительности жизни. Иногда за ним скрывается евгеника (прим. авт.).
[5] Yu, F., Sun, X. Et Zhang, R., «A new case of complete primary cerebellar agenesis: clinical and imaging findings in a living patient», Brain/awu (2014), 239 (прим. авт.).
[6] Madden, N., «Keithville boy born without brain dies at 12», KSLA News, 2014 (прим. авт.).
[7] Danelli, L., Cossu, G., Berlingeri, M., Bottini G., Sberna, M. Et Paulesu, E. «Is a lone right hemisphere enough? Neurolinguistic architecture in a case with a very early left hemispherectomy», Neurocase (2013), 19, 209–231 (прим. авт.).
[8] Carreiras, M., Lopez, J., Rivero, F. et Corina, D., «Linguistic perception: Neural processing of a whistled language», Nature (2005), 433, 31–32; Gunturkun, O., Gunturkun, M. Et Hahn, C., «Whistled Turkish alters language asymmetries», Current Biology (2015), R706‑R708 (прим. авт.).
[9] Структура мозга, отвечающая за обработку сигнала от сетчатки (прим. науч. ред.).
[10] Stoerig, P. Et Cowey, A., «Blindsight in man and monkey», Brain (1997), 120, 535–559; Weiskrantz, L., «Blindsight: A case study implications», 1986 (прим. авт.).
[11] Weiskrantz, L., «Blindsight: A case study and implications», 1986; Cowey, A. et Stoerig, P., «Тhe neurobiology of blindsight», Trends in Neurosciences (1991), 13, 140–145 (прим. авт.).
[12] Sampaio, E., Maris, S. et Bach‑y‑Rita, P., «Brain plasticity: „visual“ acuity of blind persons via the tongue», Brain Research (2001), 908, 204–207; см. также: Bach‑y‑Pita, P., Kaczmarek, K.A., Tyler, M.E. et Garcia‑Lara, J., «From perception with a 49‑point electrotactile stimulus array on the tongue: A technical note», Journal of Rehabilitation Research and Development (1998), 35, 427; Bach‑y‑Rita, P., Tyler, M.E. et Kaczmarek, K.A., «Seeing with the brain», International Journal of Human‑Computer Interaction (2003), 15, 285–295 (прим. авт.).
[13] El Kaliouby, R., Teeters, A. et Picard, R.W., «An exploratory social‑emotional prosthetic for autism spectrum disorders», in Wearable and Implantable Body Sensor Networks, 2006, BSN 2006, International Workshop on (IEEE), p. 2 et 4; El‑Kaliouby, R., Picard R. et Baron‑Cohen, S., «Affective computing and autism», Annals of the New York Academy of Sciences (2006), 1093, 228–248 (прим. авт.).
|