Таким же образом взгляд людей пробуждает у нас симпатию, любовь или ненависть.
Разве эти различные чувства не зависят также от излучений, исходящих от этих людей?
Ж. Лаховски[1]
На чем основывается наше впечатление о человеке, с которым мы сталкиваемся? То впечатление, про которое говорят: первое и есть наилучшее, что означает: ощущение, не отфильтрованное умом, и есть самое верное?
Впечатление, основанное на дедукции
Чаще всего «впечатление» – это заключение, сделанное после оценки «форм проявления», поскольку поведение нашего визави складывается из его поступков и манер. Дедукция – это чисто рациональная функция, и как таковая она нами рассматриваться не будет.
Наполовину инстинктивное впечатление
Другой способ возникновения впечатления о незнакомом человеке основывается на его внешности: общем виде (габитусе), языке жестов, мимике, манере говорить, рукопожатии[2], выражении лица, о котором «Херувимский странник» Ангелус Силезиус (Иог. Шефлер, 1624‑1677) слагает стих:
Есть справедливость на земле,
Раз лица становятся такими как люди.
На самом же лице на нас, прежде всего, обращены глаза, которые в Библии зовутся «светильником для тела» (Мф. 6:22), т. е. взгляд.
Это «выраженное изнутри наружу» в своем разнообразии, так сказать, рефлекторно вызывает в нашей душе реляционное суждение (представление об отношении человека к нам), которое нередко переходит в оценочное суждение. Словом «рефлекторно» я уже указал, что речь здесь, скорее, идет о впечатлении, основанном преимущественно на внешней форме, нежели о проходящем через высшее сознание подлинном физиогномическом наблюдении и размышлении. Здесь мы имеем дело с чем‑то средним между инстинктом и интеллектом, при этом несколько перевешивает инстинкт.
К этому (а также к следующему абзацу) относятся слова доктора Герберта Мюллера‑Гуттенбрунна (ум. 1945) – «Лихтенберга XX в.» – в одном старом номере его «Небельгорна» (Вена): «Насколько мало я считаю физиогномику наукой, настолько же много я придерживаюсь интуитивного понимания лица при первом взгляде».
Впечатление, полностью инстинктивное
Тем не менее вышеупомянутые внешние физиогномические характеристики производят на нас впечатление только тогда, когда они настоящие, т. е. составляют реальные проявления сущности человека. Если они – исключительно поза, то в душе оценивающего возникает понимание «нутра» партнера, при этом его внешнее поведение никакого значения не имеет! Переход от наполовину инстинктивного к полному «чутью» происходит автоматически; воздействие осуществляется одним только присутствием.
Впоследствии я нашел следующее подтверждение моим мыслям: доктор медицины Вальтер Крёнер (Берлин, Шарлоттенбург) заявил интервьюеру:
«Каждое непосредственное психическое реагирование на человека и ситуации, симпатия и антипатия, доброжелательность и отвращение, все то, что мы охватываем понятиями предчувствия, интуиции, инстинкта, не только возникает путем переработки сенсорных раздражителей и через ассоциацию, но и, по меньшей мере частично, является результатом непосредственного, т. е. телепатического, реагирования. Эта интуитивная способность особенно ярко проявляется у людей искусства, женщин и детей. Следовательно, “атавистический медиумизм” непрерывно действует и в подсознании обычного человека»[3].
Но, как показывает дальнейший опыт, все первичные ощущения, зарождающиеся у человека, наделенного чутьем от природы, представляют собой кристаллизацию мыслей, слов и поступков, «поперечного разреза» нрава партнера!
Этот инстинкт надо лелеять!
Заботиться об этом инстинкте советует розенкрейцер Трисмегист IV:
«Антипатии составляют также часть так называемой (ошибочно) магии. Человек наделен природой таким же инстинктом, как у животных, который непроизвольно оберегает их от существ, враждебно к ним настроенных или угрожающих их жизни. Но он так часто им пренебрегает, что инстинкт засыпает.
Не таков истинный попечитель большой науки!» [4].
В 1923 г. ему вторит Густав Мейринк (1868‑1932):
«В тех случаях, когда ясного разума уже недостаточно, чтобы правильно выбрать путь, которым надо пойти, нужно обратиться к интуиции и внутреннему чутью и одновременно укреплять инстинкт, словно магнитный стержень, которому придаешь все большее значение»[5].
Разум и инстинкт – антагонисты!
Об этом нас информирует доктор медицины Франц Гартман (1838‑1912):
«Животные остались естественными, тогда как человек эту естественность потерял. Зоологу не нужно объяснять овце, что та должна обращаться в бегство, когда приближается тигр. Она знает это по своим ощущениям, и ей не надо доказывать, что тот – ее враг. Овце гораздо важнее знать о свирепости тигра, чем то, что он принадлежит к genus Felis[6]. Если бы овца чудом стала разумной, то, наверное, столько узнала бы о внешней форме, анатомии, физиологии и генеалогии тигра, что утратила бы всякое представление о его нраве, и он бы ее сожрал»[7].
Также этот авторитетный ученый находит поддержку у тайного советника, доктора медицины Августа Бира (1861‑1949), который однажды сказал: «Человек стал домашним животным, у него слишком много ума и слишком мало инстинктов».
Что касается приведенного Гартманом примера интеллектуализации овцы, «внутренний взор» которой затуманился бы, то напомним поучительную басню Мейринка. Жаба спрашивает многоножку, как той во время ходьбы удается одновременно ставить пары ног под номером 1 и 2, 144 и 145 и т. д. Членистоногое (которое, впрочем, обладает не более чем сотней пар ног) погружается в раздумье и оказывается неспособным поставить «одну ногу перед другой»![8] Другая притча. Один шутник спрашивает человека с «большой бородой», куда тот кладет свою бороду ночью – под одеяло или на него. Бородач долго думал и, наконец, сказал: «При всем желании я не могу Вам ответить, я и сам не знаю, потому что никогда не обращал на это внимание». Но с этого времени он потерял сон. Он клал бороду на одеяло, но это ему уже казалось неправильным; он засовывал бороду под него и находил это невыносимым. То, что раньше он делал совершенно естественно, вследствие осознания стало проблемой! Подобно тому как ночной тролль, пораженный первым лучом «враждебного» солнца, каменеет, так и жизненный автоматизм, освещенный светом (о)сознания, «цепенеет»!
Впечатление, переданное волновым путем
Если между двумя молчащими людьми нет прямого телесного соприкосновения, то ясное инстинктивное впечатление может возникнуть только волновым путем, т. е. посредством «передачи», словно по радио. На этот счет царит полное единодушие, начиная от «демонического рыцаря» (Арама) из Неттесгейма, близ Трира, и заканчивая сказителем Германом Эрисом Буссе (1891‑1947). Первый в 1510 г. сообщает:
«Чужая душа обладает над телом другого человека не меньшей властью, чем чужое тело.
Следовательно, человек должен воздействовать на другого человека одним только своим душевным состоянием и характером.
Поэтому философы предостерегают от общения с теми, у кого плохое настроение и несчастными людьми, так как их душа полна вредными лучами, пагубно влияет на окружающих и заражает их.
И наоборот, нужно посещать общество добрых и счастливых людей, ибо своим присутствием они могут приносить нам большую пользу».
Герман Буссе в 1939 г. пишет:
«Существуют излучения и контризлучения между людьми, это не подлежит сомнению. Потому‑то возникают необъяснимые антипатии и необъяснимые связи»[9].
Биологические эманации или мыслительные волны? Что такое ОД
Возникает вопрос: «Какого рода могут быть эти излучения? Что это – биологические эманации или мыслительные волны?»
В середине XIX столетия барон Карл фон Райхенбах (1788‑1869) обнаружил у человека «флюид», он назвал его «Од»[10] и посвятил ему девять довольно объемных трудов. «Кто прочтет в его сочинениях, что он провел около 12 тысяч разных опытов примерно со 150 людьми всех сословий, и пропустит через себя мысли, изложенные во всех этих работах, тот признает вполне доказанным существование ода, если вообще можно доказать какую‑либо вещь», – считает один современный медик[11].
Открытие ученым‑промышленником парафина и креозота мир принял, другое открытие – ода – отверг: ода, мол, в природе не существует, а основанный на нем биомагнетизм (месмеризм) есть не что иное, как красиво завуалированный гипнотизм!
Гипноз связан с флюидами?
На этот вопрос можно ответить так:
Во‑первых, целый ряд именитых исследователей еще и сегодня отстаивает мнение, что, наоборот, гипнотизм в той или иной степени основывается на флюидах, флюид – это первичный агент, наряду с фиксацией и вербальным внушением. Назову здесь лишь имена Эмиля Бойрака (1851‑1917)[12], доктора медицины Эриха Киндборга[13], практиковавшего во Вроцлаве, доктора Сидни Альрутца[14], доцента университета г. Упсала. Доктор медицины Вальтер Фёллер (Кассель, Вильгельмсхёэ) полагает, «что в результате многолетних исследовательских работ в области органических электрических процессов в этой энергии установил причину гипноза.
Биомагнетизм не основывается на внушении
Во‑вторых, существует четыре убедительных доказательства того, что биомагнетизм основывается не на внушении, а на трансфере флюида.
1. Врач‑специалист, доктор медицины Людвиг Лацки (Вена; до 1920 г.) пригласил доктора медицины Морица Бенедикта (ум. 1920) из Венского университета присутствовать при проведении опыта с «прачкой, необразованность которой полностью исключала возможность того, что она имела хоть какую‑то информацию о перекрестке черепно‑мозговых нервов. Даже очень образованные люди ничего об этом не знают. Я встал сзади нее и держал свою ладонь над левой стороной ее темени, не вступая в какой‑либо контакт, после чего она резко выпрямила и подняла правую ногу в горизонтальном положении. Я перевел ладонь вправо, и так же взлетала в воздух левая нога». Так было проделано несколько раз, после чего последовал контрольный эксперимент:
Теперь в присутствии профессора я провел антисуггестивный опыт и, после того как левая нога поднялась, сказал, что это было очень интересно и мы проделаем это еще раз, однако, стоя позади женщины, незаметно поменял руку и сторону темени, на что тут же среагировала другая нога.
Я полагаю, что не существует более убедительного доказательства того факта, что магнетизм не имеет ничего общего с внушением и представляет собой чисто материальное явление» [15].
2. Доктор медицины Йозеф Грацингер (ум. 1924), магнетизер, также из Вены, в 1922 г. пишет:
«Одна из моих пациенток пришла ко мне на прием и привела с собой собаку, которая страдала распространившейся по всему телу кожной сыпью. Пока я занимался его хозяйкой, животное лежало возле ее ног, закрыло глаза и поначалу вело себя очень спокойно. Через какое‑то время другая дама, также находившаяся в кабинете, заметила, что тело собаки подергивалось в точном соответствии с производимыми мною пасами. Однако ее хозяйка сочла, что собака, возможно, дрожит от холода, и поэтому я ее попросил в скором времени привести животное снова, и на следующий день эта просьба была исполнена. Собака опять улеглась, в точности как днем ранее, и я, вместе с несколькими другими присутствовавшими людьми, мог убедиться, что минут пять она вела себя совершенно спокойно и ни разу не вздрогнула. Когда это было установлено, я встал сзади животного так, чтобы оно не могло заметить хоть какие‑то мои действия, и с расстояния примерно одного метра сделал несколько пасов в его направлении. И тут же появились подергивания, то более сильные, то более слабые в зависимости от того, какие я делал движения. Мне также удалось одной только своей волей заставить собаку подергивать головой, хвостом, лапами или всем туловищем.
Через несколько недель мне пришлось навестить одного больного менингитом, и там у меня снова была возможность при помощи производимых на расстоянии пасов вызвать сильнейшие подергивания отдельных частей тела у собаки, которая с закрытыми глазами лежала у кровати пациента. В течение нескольких дней я повторял опыт с этим животным и всегда получал одинаковый результат…
Благодаря экспериментам с собаками я считаю совершенно доказанным, что в процессе лечения мы реально воздействуем на нервную систему больного, при этом львиную долю достигнутых результатов нельзя свести к суггестии» [16].
3. «Летом 1849 г. в Ливорно Лафонтен магнетизировал двух ящериц из шести и оставил всех без еды. Немагнетизированные ящерицы умерли через 9, 11, 13 и 18 дней; магнетизированные прожили от 42 до 75 дней и, ко всему прочему, погибли в результате несчастного случая»[17]. Иными словами, жизнь тех ящериц, на которых воздействовали рукой, оказалась сохранена благодаря незримой материи (флюидам)!
4. Существуют многочисленные примеры роста растений [18], вызванного магнетизацией (прикосновением, облучением, магнетизированной водой), в том числе научно доказанные!
Биомагнетизм – это реальный факт
Кто, стало быть, настроен благожелательно и ищет доказательства существования материального излучения, тот их уже здесь получил, а дальнейшие аргументы «за» он сможет найти в трудах Лацки и Грацингера, равно как и в моих «Опытах на грани науки». Тем, кто ощущает в себе «реки воды живой, текущие из чрева» (Ин.7:38), aqua vitae алхимиков‑физиологов, «нашу небесную воду, которая не увлажняет рук и необычная», подобные доказательства не понадобятся. Но если кто‑то отклоняет их априори, то к нему относится не утратившее своей злободневности изречение Артура Шопенгауэра (1788‑1860): «Тех, кто сегодня подвергает сомнению факты животного магнетизма (и ясновидения), надо называть не недоверчивыми, а невежественными»[19].
Биомагнетизма больше, чем думают…
Врач‑клиницист и хирург, баварский бригадный генерал медицинской службы, тайный советник, доктор медицины, профессор Иоганн Непомук фон Нуссбаум (1829‑1890) в одном популярном издании рассказывает:
«Уже за несколько минут можно достигнуть совершенно явного, прямо‑таки удивительного результата. Действие большинства мазей – это лишь следствие натирания. Многим нервным людям особенно приятно чувствовать чью‑то руку. Здесь, без сомнения, замешаны магнетические и электрические отношения. Нельзя отрицать, что каждому человеку прикосновение определенных людей приятней, чем прикосновение других, что касание чужой руки вообще вызывает своеобразный эффект. Рука любящей матери, гладящей больного ребенка по головке, часто оказывает на него совершенно отчетливое успокаивающее воздействие. Мы не вправе отрицать что‑либо из‑за того, что сегодня пока еще объяснить не можем» [20].
Сходным образом об успехах психотерапии рассуждает цюрихский врач, доктор медицины Луиза Хёсли:
«Бывают случаи, в которых все врачебные действия оказываются неэффективными и врач вынужден спасовать перед необъяснимым явлением. Речь, прежде всего, идет о непостижимых разумом успехах духовного лечения…»[21]
«Входишь в помещение, там сидит человек в форме, здоровый, как шкаф, и все же – вопреки фигуре и стати, сразу чувствуешь: ничего особенного в нем нет. И наоборот, неприметная во всех отношениях личность может испускать настолько сильные излучения, что, так сказать, на своей коже сразу же ощущаешь отзвук (резонанс) этого его свечения, наполняющего всю комнату»[22].
«Когда входишь в темную комнату, по атмосфере можно узнать, присутствует там другой человек или нет»[23].
Это чутье, дремлющее в каждом человеке, если только он не совсем толстокожий, Карл Хутер (1861‑1912) планомерно у себя развивал и добился того, что мог чувствовать, чем болеет тот или иной человек[24]. Известный в Европе венский магнетизер, инженер Рудольф Теттер (1882‑1957) взял себе в помощники человека по имени Леопольд. Тот «примерно через два месяца признался, что, устраиваясь на работу, считал все это мошенничеством, но теперь он другого мнения. Его головные боли, которые на протяжении двадцати лет ежедневно возникали у него в первой половине дня и сохранялись до двух часов пополудни, пропали сами собой благодаря одному только воздуху в помещении амбулатории. Он полагал, что все это сделал “медицинский” воздух», а Теттер добавляет: «В том‑то и дело, что помещение, в котором магнетизируются больные, содержит магнетическую энергию»[25]. Это уточнение напоминает высказывание Мейринка: «Атмосфера стала настолько магнетически удушливой, что каждый вдох я воспринимал так, словно меня душат невидимыми руками»[26].
Биомагнетический диагноз
«В мае 1926 г. в районном суде Варшавы состоялся сенсационный процесс над одним из самых известных и самых популярных польских ученых, доктором Оскаром Войновским, которого обвинили в том, что он занимался незаконной медицинской практикой. Долгое время Войновский считался своего рода народным целителем и чудотворцем. Он специализировался на лечении травами и провел в Индии соответствующие исследования. Он ставил диагноз, просто приложив руку к телу больного. Доктор Войновский утверждает, что с помощью этого метода может распознать большинство болезней организма. В Гейдельберге он получил ученую степень доктора философии»[27].
Диагностирование с помощью прикладывания руки – вовсе не новшество и отнюдь не является чем‑то совершенно уникальным, как могло бы показаться из вышеупомянутого газетного сообщения. Напротив, при лечебной магнетизации диагностика и терапия составляют единое целое, и это хорошо известно любому опытному профессиональному целителю, пробуждающему жизненные силы больного. При «имманации» описывающая круги и совершающая пассы рука «имманиста» ( если использовать термин Бенедикта), т. е. того, кто распространяет свое излучение на другого человека, ощущает: в этом месте пациенту больно, а здесь у него «сидит» болезнь. Каждый недуг вызывает у «имманиста» определенное, конкретное ощущение[28]. Более того, в этот момент происходит необъяснимое…
В дело вмешивается «бессознательное Божественное»
Если целитель, занимаясь пациентом, заставляет молчать свой разум и волю, то им тогда начинает руководить «Оно», «бессознательное Божественное», как это наглядно показывает Рудольф Теттер. В таком состоянии «высшего бодрствования» – но не притупления сознания (abaissement du niveau mental[29]) – руки и пальцы управляются мощной силой, не допускающей никакого сопротивления. Они совершают «мастерские» магнетические пасы, по сравнению с которыми манипуляции в состоянии бодрствования покажется неумелыми[30].
Рекреационные позы
В этой связи следует вкратце рассмотреть, как были обнаружены упомянутые мною факты. Иногда во время сна человеческое тело принимает энтелехические (внушенные Археусом[31] Парацельса) рекреационные позы (индийские асаны), посредством которых, очевидно, происходит энергетическая компенсация. Одна рука лежит на больном или ослабленном (испытывающем дефицит флюидов) месте, вторая из другого места (с избытком флюидов) приносит энергию[32].
Дальнодействие пассов
Остановимся вкратце на дальности действия «негативных», или «воздушных» пассов (доктор Бёниш). Грацингер «делал пасы в направлении собаки с расстояния примерно 1 метра»; целительница из Копенгагена Доротея Иверсен (род. 1899) ставит лицом к стене пациентку, выбранную наугад из многолюдной приемной, сзади нее двух мужчин, исполняющих роль «парашюта», и из другого конца комнаты протягивает руки. Каждый раз, когда она отводит руки немного назад, испытуемая падает[33]. Этот опыт на подверженность чужому влиянию называют рефлекс Мутина [34] по имени доктора медицины Люсьена Мутина (1856‑1919). Ширина комнаты составляла 6‑8 метров, и Доротея Иверсен была способна вызывать рефлекс с этого расстояния – результат, внушающий уважение! Но он кажется незначительным по сравнению с воздействием на расстоянии некоего Филиппа Вальбурга Крамера (1815‑1899), который показал: «С расстояния 30 шагов в открытом поле я лишь несколькими пассами оказывал подавляющее воздействие на очень сенситивного (чувствительного), но совершенно здорового человека»[35]. Или же сам Райхенбах: «Мне довелось сталкиваться с очень сенситивными людьми, на которых я влиял с помощью пассов с расстояния 40 метров, – это максимальное расстояние, которое я получил, раскрыв двери по всей анфиладе комнат, и сила воздействия не была им исчерпана [36]».
Фон Тухер писал Толуку: «Он (Хаузер) назвал воздействие непроизвольно протянутых в его сторону рук колыханием или дуновением. Не зная о том, что за его спиной, вытянув руку, стоял профессор Даумер (1800‑1875), с которым у него, вследствие постоянного общения, установился сильнейший раппорт (близкие межличностные отношения на основе интеллектуальной и эмоциональной общности), он чувствовал это воздействие на расстоянии 250 шагов» [37].
Краткое воздействие, как у «лучей роста»?
Таким образом, необходимое время воздействия, по‑видимому, довольно коротко, и тем самым подтверждается предположение, что в оптимальном случае, при условии, что испытуемый «психически совершенно пассивен», а экспериментатор обильно источает флюиды, достаточно мгновения ока (дурной глаз!). Напомню здесь для сравнения об открытых в тридцатые годы баварским инженером Фрицем Хильдебрандом (Берлин, Целендорф) «волнах роста» длиной от 10 до 30 см. Семена, подвергавшиеся их воздействию всего 15 секунд, претерпевали такие изменения, что выраставшие из них растения были намного крупнее необлученных, а их урожайность составляла 100 процентов, тогда как у остальных всего 40 процентов[38]. Если Хильдебранду для создания «лучей роста» потребовалась сложная электрическая аппаратура, то генерал в отставке, доктор медицины Александр Хеерманн (1863‑1946) получил их при помощи самых простых средств. И здесь тоже «надо отметить, что время облучения всегда было очень коротким, в том числе и для кормовых культур, оно колебалось от нескольких секунд до одной минуты»[39].
Од – это не биоэлектричество!
Упоминание Хильдебрандом электрического генератора волн заставляет нас заявить: од – это не телесное электричество! Раньше говорилось о витальном электричестве, или животном электричестве, но еще в 1805 г. Жак‑Анри‑Дезир Пететин (1744‑1808) из Лиона отказался объяснять телесное излучение электричеством[40]. Инженер‑электрик Э. К. Мюллер (Кильхберг), директор медицинского центра «Салюс» в Цюрихе, вначале усматривал в «излучении живого человеческого тела», которое он называет антропофлюкс, особое электричество, или «энергию, похожую на электричество». Однако в 1932 г. он обнародовал, что (применив электрические приборы!) ему удалось найти объективное доказательство: «эманация не имеет электрической природы!» [41].
Современная физика может доказать существование телесных лучей
«При эффективном лечении магнетизер ощущает потерю жизненной силы, которая отнюдь не зависит от израсходованной при этом мышечной энергии»[42]. В 1917‑1920 г. Груневальд объективировал этот феномен при помощи своего «баллистического метода измерения», который он применял во время 115 лечебных сеансов Петера Йоханссена. Если он просил его исцелять «вслепую», движениями рук по воздуху, то через четверть часа магнетическая активность у испытуемого «несколько» возрастала! Следовательно, испытуемый «что‑то» поглощал из воздуха. Также было «однозначно» доказано, что речь здесь шла о чисто магнетических, а не об электрических явлениях[43].
Повторное открытие ода
Впрочем, од Райхенбаха впоследствии был открыт заново, например, в 1903 г. в N‑лучах, обнаруженных физиком Рене‑Проспером Блондло (1849‑1930), профессором из университета г. Нанси. В организации исследования ему помогал его университетский коллега, медик, физиолог и невролог, доктор медицины, профессор Пьер Мари Августин Шарпентье (1852‑1916)[44].
Лечение
«Время экспозиции» будет, пожалуй, довольно коротким прежде всего тогда, когда дистанция между двумя людьми уменьшается, перципиент, так сказать, «затеняется» (см.: Деян. 5:15) и главную роль начинает играть «влияние тела на тело» (Теттер). При лечении позитивными пассами, т. е. пассами с непосредственным соприкосновением, о дистанции уже говорить не приходится, как и вообще при всех манипуляциях, сопровождающихся тесным контактом или прикосновением к коже, которые один современный автор называет be‑“hand”‑ung [45], подчеркивая этим, что древнейшей формой врачевания было лечение руками. Впрочем, у древних римлян контакт обозначали два слова: contactus – для целебного и contagio – для пагубного соприкосновения. Кроме того, дистанции нет при ранее применявшемся в экстренных случаях вдыхании, или вдувании. Если же расстояние между двумя людьми уменьшается, но в то же время продолжительность воздействия не сокращается (обычное состояние при общении!), то влияние заметно усиливается.
Носители ода и амулеты
К манипуляции или магнетизации с прикосновением следует приравнять прикладывание, надевание, ношение «пропитанных одом» предметов («субститутов»). Помимо всего прочего, флюидами хорошо заряжаются ткани и бумага. Сделанные из них переносчики проливают новый свет на древний амулетизм, поскольку амелы (араб. – брелоки, подвески.) состоят именно из этих материалов.
Если амулет имеет только защитные свойства, то талисман (араб. telsamân – магическая фигура, от греч. Telesma – обычай) обладает притягивающей силой. Таковы, например, существующие с давних времен и повсюду талисманы, которые приносят удачу[46].
Действие металлических материалов, помимо суггестии, которую в реальной жизни никогда нельзя исключать, можно объяснить с точки зрения металлотерапии (и акупунктуры); эффект от растительных материалов – ароматом, радиоактивностью, митогенетическими радиационными излучениями.
Бруно Грёнинг (1906‑1959) вкладывал своим пациентам в руки шарики, которые он скатывал из станиоля или фольги от сигаретных пачек. Прежняя, раскатанная из олова тонкая, как бумага, станиоль сегодня почти полностью заменена более дешевой алюминиевой фольгой. Тем не менее оба материала – олово и алюминий – обладают особыми качествами, и Грёнинг инстинктивно почувствовал, что их можно целесообразно использовать. Станиоль из олова хорошо накапливает и хранит всякое электричество и, наверное, также флюиды. Из олова сделан покрывающий слой лейденских банок, в Китае хранят чай в небольших контейнерах из оловянной фольги[47], а в США гомеопатические препараты – в склянках, выложенных оловянным станиолем![48]
Алюминиевая фольга, которую доктор юриспруденции Курт Трамплер (Грефелинг, возле Мюнхена) рекомендует использовать как приемную антенну[49], активируется земляными лучами, чернит фотографическую пластину и таким образом служит индикатором теллурической эманации[50].
Реликвии
Но вместе с тем проливается также свет на происхождение повсеместной и постоянной веры в реликвии. Она заходит так далеко, что люди, желая хоть как‑то улучшить свою жизнь, стараются прикоснуться даже к их копиям, которые, правда, иной раз выдаются за подлинники!
Хлороз жемчуга
Сюда также относится полученное эмпирическим путем знание, что жемчужины теряют свой блеск, если жизненная сила того, кто их носит, ослабла, и что они снова обретают свою прежнюю красоту, если затем их начинает носить совершенно здоровая женщина. Для устранения хлороза жемчуга восточные вельможи нанимали высокооплачиваемых носителей жемчуга. Недавно в Чикаго открылась самая настоящая «больница для жемчуга»[51].
Больцианизм
Кроме того, вышеназванная категория носителей ода (т. е. изделий из соответствующего материала) проливает свет на возрожденный шведским пастором Фридрихом Августом Больциусом (1836‑1910) и по его имени названный древнехристианский метод лечения – больцианизм. Он заключается в ношении пациентом предметов одежды целителя (см.: Мф. 14:36; Лк. 8:44; Деян. 19:12).
[1] Lakhovsky, Georges. Das Geheimnis des Lebens (Kosm. Wellen und vitale Schwingungen). S. 243. München, 1931.
[2] Zeiss, Max. Der Händedruck (Zbl. Okk. 1926, 12 [Juni], 552f). Leipzig.
[3] Zeiz, A. H. Die Okkultisten (Propheten in deutscher Krise. Das Wunderbare od. die Verzauberten [Сборник под ред. Рудольфа Ольдена]). S. 244. Berlin, 1932. [Курсив В. Шр.].
[4] Bulwer, Edward. Zanoni; эпиграф к гл. 8 первой книги.
[5] Meyrink, Gustav. An der Grenze des Jenseits. S. 64. Leipzig, 1923.
[6] Семейство кошачьих (лат.).
[7] Hartmann, Dr. med. Franz. Ein Abenteuer unter Rosenkreuzern. Leipzig o. J., 1912.
[8] Meyrink, Gustav. Der Fluch der Kröte (Des deutschen Spießers Wunderhorn). S. 332. München, 1948. – Seidel: 88.
[9] Busse, Hermann Eris. Erdgeist. S. 322. Leipzig, 1939.
[10] Reichenbach, Dr. Karl Frhr. von. Odisch‑magnetisdie Briefe [Сборник «Panopticum medicum». Ulm/Donau. Karl F. Haug Verlag].
[11] Riedlin, Dr. med. Gustav. Grundursachen der Krankheiten und wahre Heilmittel. S. 176. Lorch i. W. 1922.
[12] Boirag, Emile. La Psichologie inconnue. Paris, 1908.
[13] Kindborg, Erich. Das Problem des Hypnotismus (Okkulte Welt, Nr. 101–102). Pfullingen i. W. u, 1922.
[14] Alrutz, Sidney. Neue Strahlen des menschlichen Organismus (Ein Beitrag zum Problem der Hypnose). Stuttgart, 1924.
[15] Laszky, Dr. med. L. Die magnetischen Kräfte des Menschen und die Praxis des Heilmagnetismus // Okkulte Welt, Nr. 131. S. 15–16). Pfullingen i. W. um 1922.
[16] Gratzinger, Dr. med. Jos. Das magnetische Heilverfahren (Handbuch für Ärzte und Laien). S. 47–48. Wien 1922. Selbstverlag.
[17] Lafontaine. S. 328–329; Schrödter: Grenzwissenschaftliche Versuche für jedermann (1959 bei Herrn. Bauer, Freiburg i. В.).
[18] Bertram, Dr. phil. Carl. Der Mensch als Sender (Prana‑Bücher, Nr. 1). S. 51 f. Pfullingen o. J.; Gogol, Gustav. Die wohltätigen Einwirkungen des Magnetismus auf Pfanzen // Z. Heilmagnetismus, 1928, 12 [März]: 96). Halle a. d. S.; Grobe‑Wutischky, Arthur. Fakirwunder und moderne Wissenschaft. S. 69. Berlin‑Pankow, 1923; Lafontaine. S. 340 f; Ohlhaver, Heinrich. Die Toten leben. S. 77. Hamburg, 1916; Du Prel, Dr. Carl Frhr. Die Pfanzen und der Magnetismus // Über Land und Meer, Nr. 46. 1885–1886; Du Prel, Dr. Carl Frhr. Pfanzenmystik, Teil 1 , Das Magnetisieren von Pfanzen (Sphinx, 1889, Januarheft. S. 17 f.) Gera; Du Prel, Dr. Carl Frhr. Forciertes Pfanzenwachstum (Sphinx 1889, Märzheft. S. 145 f.). Gera; Weder, Wilhelm. Magnetotherapie. Der Lebensmagnetismus als Heilmittel. S. 53 f. Nürnberg, 1892.
[19] Schopenhauer, Arthur. Parerga und Paralipomena, I; p . 261.
[20] Von Nussbaum, J. N. Die Hausapotheke. S. 97. München o. J.
[21] Hösli, Dr. med. Luisa. Irrationales aus der Welt des Arztes // Neue Wiss. 1955, 2. Aug./Sept./Okt. S. 55. Oberengstringen bei Zürich.
[22] Schrödter, Willy. Alchemie // Der Blick, 1957, 5/6: 191 [прим.]. Lorch i. W.
[23] Dresser, Horatio W. Methoden und Probleme der geistigen Heilbehandlung. S. 40. Leipzig, 1902.
[24] Huter, Carl. Sämtliche Schriften. Althofhaß bei Breslau.
[25] Thetter. S. 208.
[26] Meyrink, Gustav. Der weiße Dominikaner. S. 259. Leipzig‑München, Berlin‑Wien, 1921.
[27] Diagnose durch die Hand // Frankf. Ztg, 1926, 13. Mai, Erstes Morgenblatt. Frankfurt/Main.
[28] Thetter. S. 109–110, 118; Nielsen: sub. 93. S. 151 f.
[29] Снижение сознательного уровня (фр.).
[30] Thetter. S. 107–108.
[31] Средневековый врач Парацельс полагался на первичную силу Земли, которую именовал «Археус». Энтелехия – древнегреческое понятие, также обозначающее первичную и предвечную сущность.
[32] Schrödter, Willy. Rekelposen. Der Schlaf als Lehrmeister // Natur und Kultur, 1956, 3 [Juli]. München‑Solln. «Nochmals: Rekelposen»; ebendort 1959, 3 (Juli).
[33] Meyer, Hans. Sie pustet dich telefonisch gesund! (Constanze, 1949, eine Nummer vom Sept.: 4–5). Hamburg; P. H. M. «Wunderfrau» heilt Krankheiten durch das Telephon // Wochenend, 1949, 11 [18. März]: 4‑5. Nürnberg.
[34] Moutin, Dr. med. Lucien. Le diagnostic de la suggestibilite. Paris, 1896.
[35] Kramer, Phil. W. Der Heilmagnetismus. S. 44. Leipzig, 1907. – S. 55. Lorch i. W. 1931.
[36] V. Reichenbach, Dr. Karl Frhr. Odisch‑magnetische Briefe. S. 165. Stuttgart u. Tübingen 1852. Ulm/Donau, 1955. Karl F. Haug Verlag..
[37] M. W. Sphinx, 346 (годы жизни Даумера указаны мной. – В. Шр.).
[38] Stölting, Walter. Sie können wachsen – wie Sie wollen! // Scherls Magazin, 1930, 10 [Okt.]. S. 1025–1028. Berlin.
[39] Heermann, Dr. med. Alexander. Neues von Strahlen, Strömen und Wellen. S. 9. Bad Aussee, 1935.
[40] Schroeder, H. E. Paul. Geschichte des Lebensmagnetismus und des Hypnotismus. S. 582. Leipzig, 1889; Petetin, J. H. D. Electricité animale. Lyon, 1805.
[41] Müller, E. K. Objektiver, elektrischer Nachweis der Existenz einer «Emanation» des lebenden menschlichen Körpers. S. 32. Basel, 1932.
[42] Buttenstedt, Carl. Die Übertragung der Nervenkraft. S. 121. Rü‑dersdorf bei Berlin, o. J.; ca. 1895.
[43] Gratzinger, S. 53 f; t. Dr. Alfr. Gradenwitz. Magnetische Menschen // Neues Wiener Journal. V.11. August l921;Grunewald, Fritz. Ferromagnetische Erscheinungen am Menschen. Leipzig, 1922.
[44] Schneider, Emil. Der animale Magnetismus. S. 443–444. Zürich, 1950; Feerhow, Friedrich (Dr. med. et phil. Wehofer; 1888‑1921). N‑Strahlen und Od. Ein Beitrag zum Problem der Radioaktivität des Menschen. Leipzig, 1912. – dgl.: Eine neue Naturkraft oder eine Kette von Täuschungen? (Reichenbachs Od und seine Nachentdeckungen). Leipzig, 1914; Geffken, Dr. Heinrich. Neues über N‑Strahlen. Diessen.
[45] Игра слов: Hand – рука, Behandlung – лечение (нем.).
[46] Laarss, R. H. (Dr. Rieh. Hummel; 1870‑1948). Das Buch der Amulette und Talismane. Leipzig, 1919, 1932; Winckelmann, Joachim. Das Geheimnis der Talismane und Amulette. Freiburg i. Br. 1955; Villiers, Elizabeth, u. Pachinger, A. M. Amulette und Talismane und andere geheime Dinge. München, 1927.
[47] Yutang, Lin. Weisheit des lächelnden Lebens. S. 254. Stuttgart‑Berlin, 1938.
[48] Surya, G. W. Homöopathie, Isopathie, Biochemie, latrochemie und Elektrohomöopathie // Bd. VIII der Sammlung «Okk. Med.». S. 37 f. Berlin‑Pankow, 1923.
[49] Trampler, Kurt. Gesundung durch den Geist. München‑Planegg, 1953.
[50] Dobler, Dr. Paul. Physikalischer und photographischer Nachweis der Erdstrahlen. 1934; Winckelmann, Joach. Ein Beitrag für Strahlenforscher // Neue Wiss. 1956, 4. S. 122 f. Oberengstringen bei Zürich.
[51] Schrödter, Willy. Lithotherapie // Erfahr. hk. 1957, 5 [Mai] S. 221 f. Ulm / Donau; Fühner, H. Lithotherapie. Ulm / Donau, 1955. Karl F. Haug Verlag.
|