Существует множество примеров, когда люди вследствие недопонимания элементарных принципов правильного питания настолько фанатично увлекаются идеей сыроедения, что вообще перестают адекватно воспринимать сам смысл употребления пищи человеком.
Вместо трезвого отношения к питанию как одному из многих процессов нормальной жизнедеятельности человека, который должен обеспечивать здоровое и гармоничное развитие личности, эта публика делает из сыроедения какой‑то псевдорелигиозный культ, на благодатной почве которого в информационной среде сыроедов бесконтрольно плодятся различные источники, изобилующие всякими фантастическими теориями и бредовыми правилами питания. Одним из них, кстати, является полный отказ от использования технических средств, применяемых для обработки пищи (блендеры, соковыжималки, салаторезки и даже ножи с вилками и ложками) под тем же девизом «Назад к природе». Якобы сыроед должен брать пищу у природы и употреблять её только в естественном виде; при этом примером для подражания объявляется… поведение диких приматов в джунглях!
Для того чтобы продемонстрировать всю абсурдность подобных представлений, ещё раз повторим, что главная цель сыроедения заключается в обеспечении выживания человека посредством приёма пищи. При этом для выращивания всех видов сельскохозяйственных растений, а также на всех последующих этапах – хранения, транспортировки, реализации в торговых точках и в конечном итоге доставки на наш стол сырой растительной пищи, – используются всевозможные технические средства. Как же возможна такая однобокая категоричность в отношении техники? Если уж быть верным до конца своим идеалам «диких приматов», то искать себе пропитание таким сыроедам нужно не по магазинам и рынкам, а в ближайших лесах, причём идти туда нужно пешком и обязательно голыми;‑)
Смешна также попытка аргументировать запрет на использование технических средств для обработки пищи сыроеда с позиции биохимии. Якобы при нарушении целостности овощей и фруктов в соковыжималке или блендере их клеточное содержимое быстро окисляется и поэтому только пережёвывание пищи во рту может спасти сыроеда от этой страшной напасти. Так и хочется задать авторам подобных рассуждений всего несколько простых вопросов:
– уважаемые писатели‑фантасты, вы вообще знакомы с таким понятием в химии, как скорость реакции?
– сколько нужно человеку времени, чтобы сделать свежевыжатый сок и затем его выпить?
Чтобы не загружать эту главу информацией о показателях степени окисленности пищевых продуктов, таких как перекисное и кислотное числа, читателю предлагается самостоятельно провести простейший эксперимент. Разрежьте несколько фруктов и овощей и определите, за сколько времени происходит потемнение поверхностей среза. Это даст вам крайне приблизительную оценку, с какими скоростями происходит окисление молекул на повреждённой поверхности плода. Обычно это происходит в течение 10–15 минут. А затем измерьте, сколько минут необходимо вам для приготовления и употребления стакана свежевыжатого сока. В зависимости от продуктов и типа соковыжималки на это уходит максимум от 3 до 5 минут. Хотя постановка подобных сравнительных опытов не совсем правомочна, так как потемнение поверхности среза на фруктах вызывает не столько кислород воздуха, сколько инициируемые им специальные окислительные ферменты. Ферментативное окисление и потемнение поверхности среза, к которому оно приводит, более активны, чем медленное окисление питательных веществ атмосферным воздухом. Но даже в этом весьма условном сравнении победу уверенно одерживает приготовление свежих соков.
Уверен, после этого вы сможете по достоинству оценить степень компетентности авторов всевозможных статей и заметок, предостерегающих сыроедов от употребления свежеприготовленных соков, зелёных коктейлей и фруктово‑овощных пюре.
Я предлагаю читателю без фанатизма, ложных правил и нелепых запретов относиться к простому и естественному процессу принятия пищи. Ведь только так мы сможем по максимуму использовать весь полезный опыт и знания, накопленные нашей цивилизацией. И только так каждый из нас найдёт свою оптимальную систему питания!
Тут же хочется добавить, что даже наши ближайшие родственники приматы используют в своём быту примитивные орудия труда, проявляя при этом свои интеллектуальные способности и доказывая этим существование эволюции разума у высших животных.
Категорическое отрицание возможности использования подручных и технических средств означает отрицание эволюции разума, что, по сути, опускает человека ниже приматов (которые, например, колют камнями орехи и выковыривают палочками термитов, чтобы съесть их).
Итак, подытожим наши рассуждения:
1. Наиболее правильный подход, который необходим в поиске оптимальной системы питания, должен быть основан на морально‑этических принципах, рационализме и научных знаниях.
2. Для нашей цивилизации самым эволюционно значимым достижением в сфере питания является проявление человеком гуманности по отношению к природе и животным. Именно отказ от животной пищи, а не какие‑то принципиальные отличия в рационе из растительных продуктов могут помочь нам как виду подняться на новую ступень эволюционного и нравственного развития. И сейчас с развитием науки, технологий и индустриализации сельского хозяйства эта возможность предоставляется человечеству как никогда раньше.
3. Главным критерием реализации оптимальной системы питания должно быть здоровье тела, души и разума тех людей, которые её практикуют. Вместо неуместной критики окружающих и подчёркивания необычности своей диеты нам всем необходимо стремиться к здоровому образу жизни, внутреннему самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с социумом.
Отказ от животной пищи и проявление гуманности к природе – это путь эволюции тела, души и разума не только одного человека, но и всего человечества в целом. Так пусть же он будет чист и свободен от всяких предрассудков, фанатизма и невежества!
|