Каждый раз, когда вы сервируете стол, вы создаете картину. По сервировке стола всегда видно, сколько мысли и усилий вы в нее вложили.
Я признаю, что думать о сервировке триста шестьдесят дней в году, по три раза в день – довольно скучное занятие. Скучное, если вы используете ножи, вилки и ложки только по их функциональному назначению, и никак больше.
Даже если вам приходится каждый день есть один и тот же набор блюд, это еще не служит оправданием того, что вы не должны думать о сервировке. Сервировка может доставить удовольствие, стать игрой, в которую может играть каждый. При этом я говорю не о рождественском столе, который требуется сервировать раз в год, или о соревновании по сервировке, в котором вы, возможно, выиграете приз. Я уверена, что этот процесс может приносить радость. Привлекательный стол и изящное обслуживание – все это не является чем‑то, что можно оставить для специальных случаев, таких как званый обед. Это вполне может стать частью повседневной жизни. Ваша семья заслуживает привлекательный стол больше, чем кто‑либо еще.
Что касается стола для вечеринки, то его приготовление может не только доставить вам удовольствие, но и дать возможность расслабиться.
Многие хозяйки любят минуты, когда они могут спокойно сидеть и представлять себе цветы, фарфор, скатерть и серебро, которые украсят их стол и останутся надолго в памяти гостей, когда и сама приятная комната, и восхитительные угощения будут давно забыты.
Принимаясь за сервировку стола, найдите время поразмыслить над ней: дать волю своей фантазии, прикинуть, что у вас имеется в наличии. Ниже я даю несколько очень простых советов. Если вы будете следовать им, я уверена, они позволят вам положить хорошее начало и у вас всегда будет интересный стол.
Как сочетать ваши предметы
Прежде чем собрать вместе принадлежности стола, вам следует создать общую идею, тему, мотив. Как я уже говорила в первой главе, то, что находится на вершине вашего стола в столовой, с декоративной точки зрения является столь же важным, как камин в вашей гостиной. Фарфор, стеклянная посуда, серебро, скатерть – это элементы всей схемы столовой комнаты. Руководствуясь этим, и следует начинать создание общего дизайна.
В качестве примера предположим, что мы решили украсить столовую в стиле американских колонистов. Этому стилю соответствуют вязаные половички на полу, шторы из разноцветных ситцевых тканей. Атмосфера комнаты должна быть теплой, дружелюбной, полной жизни. Все предметы на столе должны соответствовать тому же духу. Например, вы можете использовать «подставки места» или вязанные вручную подставки, которые имеют сходство с кустарно изготовленными вещами нужного вам периода. Узор на обеденной посуде должен быть нанесен под глазурь (читайте об этом главу 3), а сами приборы розового, синего, темно‑красного или зеленого цвета иметь старый, «стаффордширский» вид. Если у вас имеется стол из красного дерева, то вы – владелец антикварного предмета, которым можете по праву гордиться. Стол придаст комнате некоторую официальность. Если вы хотите ее подчеркнуть, вы можете выбрать старинный синий ост‑индский фарфор (когда‑то называвшийся «Лоустофт», теперь известный как китайский экспортный), а также стеклянную посуду типа «Уотерфорд» и серебро на манер «Гадруна», которые также соответствуют этому периоду. Может быть, вы сторонница современной мебели, любите светлую окраску и функциональные формы, пластиковые подставки, целлофановые занавески, простые линии посуды и соответствующий ей гладкий фарфор. Вы можете полностью выдержать в современном стиле всю сервировку, вплоть до самой последней вилки и ножа.
Прекрасные произведения искусства, бронзовые предметы, лакированные изделия, разноцветные ткани из Японии, Таиланда и других восточных стран придадут дух современности как столу, так и всей комнате. Восточная атмосфера будет выражена сильнее, если добавить к этому мебель и ткани хорошего современного дизайна.
Хочу предупредить, что, желая придать комнате атмосферу какого‑либо времени, не следует стремиться воспроизвести это время в каждой мелочи. Выбирайте принадлежности для вашего стола в соответствии с общим духом нужного периода, а не посуду строго определенного времени, и вы вполне достигнете эффекта, к которому стремитесь – если, конечно, не желаете достичь полной аутентичности.
Можно сервировать стол и не руководствуясь общим видом столовой комнаты. За основу можно взять краску изысканных картин или куска ткани, бокалов или узор на серебряной посуде, рисунок старинной, доставшейся по наследству, скатерти. Последнее – особенно хорошая идея для молодой незамужней девушки, которая еще не знает, какой будет ее столовая комната в будущем. Цветовую схему разрабатывают и исходя из расцветки фарфоровых десертных тарелок.
Ключ к удачной сервировке
Каким бы ни был стиль вашей сервировки, помните, красота ваших предметов становится ярче, если эти предметы усиливают впечатление друг от друга. Каждый предмет может хорошо смотреться и сам по себе, но он должен достойно выглядеть и среди других. Прикидывая, как будет смотреться тарелка на вашем столе, вы должны определить впечатление от ее места в окружении предметов стеклянной посуды. Аналогично чайную чашечку следует оценивать вместе с блюдцем и чайной ложкой. Обязательно помните при этом и о материале скатерти.
Все ваши предметы должны иметь приблизительно одинаковое качество. Раскрашенная от руки изысканная фарфоровая тарелка хорошо смотрится как благодаря материалу, так и способу ее обработки. То же самое можно сказать об изысканной оловянной посуде, о выдутых вручную бокалах, красивом тонком полотне или изготовленном вручную кружеве.
Внешняя отделка столовых приборов должна быть одинаковой. Мастерство и материал иногда вы не можете видеть, но внешняя отделка заметна всегда. Точно определить качество удается, только имея специальный опыт, но резкое отличие грубого плетения и тонкого проявится сразу. Отличить прозрачное, тонкое и легкое стекло от тяжелого прессованного также нетрудно. Иначе говоря, посуда различной отделки и качества может придать столу такой же необыкновенный колорит, как и цветовой контраст. Но это требует хорошего художественного вкуса, который приобретается с опытом. Тем же, кто делает лишь первые шаги в сервировке, разумнее поначалу руководствоваться самыми общими принципами: помните, что грубые плетеные ткани, массивная стеклянная посуда, крепкие горшки хорошо дополняют друг друга; грубые вещи несовместимы с изысканными; ручную работу не следует мешать с массовой продукцией.
Как во всех общих теориях, в этих правилах существуют исключения. Если вы стремитесь воссоздать обстановку какого‑либо определенного времени, вам, возможно, потребуется совместить на столе предметы разного качества. Хотя керамика ценится нами ниже фарфора, ее старинные образцы вполне можно сервировать с изысканным антикварным серебром, поскольку в давние времена их использовали вместе. Шеффилдские тарелки из меди, покрытой серебром, ниже качеством, чем предметы, полностью состоящие из серебра, но антикварность этой посуды резко повышает ее цену, особенно если она имеет изысканные линии и дизайн.
Чтобы стол хорошо смотрелся, предметы, поглощающие свет или с бледной поверхностью следует чередовать с яркими и блестящими. Следите за тем, чтобы какой‑либо из предметов стола не доминировал, если только вы специально к этому не стремитесь. К примеру, чересчур много даже очень красивого серебра делает стол монотонным и неинтересным. Конечно, если кто‑то особенно любит серебро, он может себе это позволить: празднование какой‑либо годовщины – вполне уважительная причина для преобладания на столе серебряной посуды.
Контраст одноцветных и узорчатых поверхностей
Размышляя над сервировкой стола, вы должны руководствоваться теми же основными принципами дизайна, что и при украшении комнаты. Общепринятым, например, является правило, что с узорчатыми портьерами и обивкой сочетаются одноцветные покрытия для пола – и наоборот; если вы используете при украшении комнаты два различных метода, один из них должен быть ведущий, а другой – иметь подчиненный характер. Не отказывайтесь от этих правил, иначе ваша комната приобретет пестрый, беспокоящий вид. Это утверждение вполне справедливо и по отношению к сервировке.
Если на столе доминирует обеденная посуда с узором, фон для нее должен быть одноцветным. Добавьте к такой посуде однотонное стекло. Если узор есть и на фарфоре, и на стекле, один из них должен преобладать.
Скатерть с красивым, но необычным узором должна иметь возможность «рассказать свою историю», избегая постороннего вмешательства. Для этого фарфор и стеклянная посуда должны быть очень простыми. Разумнее всего ограничиться посудой с каймой.
Если вы желаете выделить свое серебро, используйте с ним однотонную посуду или посуду с каймой и поставьте все столовые принадлежности на ткань без узора. Серебро предстанет во всей своей красе.
Верно и обратное: если вы желаете скрыть какие‑нибудь недостатки, отвлечь от них внимание, организуйте стол так, чтобы детали привлекали к себе все внимание.
Узор ткани, к примеру дамаста, может быть подчеркнут повторением этого узора на столе. Орнамент из роз на дамасте можно подчеркнуть их изображением на тарелке или же использованием этих цветов в общем украшении.
«Два с узором, два одноцветных»
Но не ограничивайтесь одними лишь розами! Слишком большое количество узоров одного и того же вида делает стол скучным, монотонным и неоригинальным. Если у вас есть похожие предметы, избегайте искушения ставить их вместе, потому как гармоничным сочетанием это назвать нельзя. Продается много посуды с розами, довольно красивыми: нанесенными на фарфор, отлитыми в серебре, выгравированными на стеклянной посуде. Также часто встречаются листья, лавровые венки и многие другие многократно повторяющиеся на самых разных предметах узоры. Каждый такой предмет сам по себе красив; кажется вполне естественным желание поставить его рядом с себе подобным предметом, но прошу вас, сдержите это желание. Даже если фарфор с розами кажется вам идеально подходящим к аналогичной серебряной посуде, лучше выберите бокал вообще без рисунка. В крайнем случае постарайтесь, чтобы серебро и фарфор гармонировали и не повторяли узора; расположите все это на скатерти, на которой нет ни единой розы (у вас и так достаточно декоративных украшений).
Помните, что существует формула для сочетания четырех базовых элементов стола: «Выберите два элемента с узорами и два – без».
Цвет
Ни у кого не может быть сомнения в том, что работа по цветовому решению стола для хозяйки – подлинное удовольствие. Это и в самом деле увлекательное занятие. В этом вопросе тоже лучше придерживаться нескольких базовых принципов, таких как применение более легких тонов для больших поверхностей и более насыщенных – для небольших. Выбирая тон, помните, что каждому цвету соответствует определенное ощущение. Красный и розовый привносят праздничное настроение, радость; синий и зеленый создают впечатление холода, желтый – тепла. Научитесь подбирать цветовую гамму так, чтобы один компонент усиливал или уменьшал влияние другого. Цвет остается всего лишь цветом, если мы не знаем, как его использовать. В руках способного к творчеству художника комната может словно озариться разноцветными лучами и искриться жизнью. При умелом подборе тонов вы получите прекрасное сочетание стен, потолка и стола.
Наши матери и бабушки не располагали тем обилием украшений стола, какое имеем в настоящее время мы, поэтому следует использовать это преимущество, чтобы внести красоту и радость, избежать монотонности, сделать жизнь более изящной и приятной. Мастерское использование цвета при сервировке стола оказывает сильный психологический эффект на всех сидящих вокруг него. Унылый, бесцветный стол не располагает к разговору, аппетиту и дружеской обстановке. Цвет нам нужен почти в той же мере, как и хороший вкус пищи. Учитывайте психологию восприятия цвета при сервировке блюд, и вы придадите им немало аппетитности. Например, салат на зеленой тарелке выглядит намного свежее, чем на красной. Вам это может оказаться полезным, если придется угощать кого‑либо со слабым аппетитом.
Используйте цвет скатерти для того, чтобы подчеркнуть красоту вашего фарфора, усилить впечатление от его узора. Благодаря цвету вы можете использовать один и тот же набор посуды три раза в день, вкладывая в сервировку стола новый смысл. Для каждого блюда используйте новую скатерть. Это все равно что смена сценария при одних и тех же актерах. Подчеркните цвет вашего фарфора, используя такой же тон для скатерти. Это помогает проявить себя какому‑либо цвету фарфора и добиться ему доминирования над остальными. Смена цветового решения может создать впечатление, что для каждого блюда вы используете новые тарелки.
Меняя фон, вы изменяете также общее настроение комнаты. Одна и та же тарелка будет смотреться весело и привлекательно на фоне персикового цвета, на зеленом фоне – прохладно и освежающе, на бежевом – богато, особенно если эта тарелка с золотым орнаментом.
К фарфору с одной‑двумя цветовыми нотами хорошо подобрать скатерть по контрасту. Например, если узор тарелок коричневого цвета, их лучше поставить на цветную скатерть; фарфор с розовой каймой можно разместить на серой скатерти.
Всегда помните, что белый тоже цвет. Используйте его, создавая контраст, как, например, вы создаете контраст в своем наряде, надевая светлые бусы к темному платью. Большинство хозяек, сервируя стол, считают белый цвет нейтральным. Если вы не используете его для создания контраста, на вашем столе он будет мало что значить. В этом случае его действительно можно считать нейтральным.
Салфетки можно подбирать под цвет скатерти, сочетать их фон с оттенками другого цвета или того же цвета, но другого тона (желтовато‑коричневый ансамбль), комбинировать с близкими цветами (синие салфетки на зеленой скатерти) или же столкнуть в ярком контрасте (синяя салфетка на красной скатерти). Каким бы ни был контрастный цвет, он должен быть частью полной схемы – необходимо избегать пестроты.
Цветовое решение стола для официальных приемов
На хорошо сервированном столе для официальных приемов салфетки, если они используются, обычно выбираются в цвет скатерти. Красивый, гостеприимный и вполне официальный вид имеет стол светлых тонов, например с салфетками очень бледного розового дамаста, кружевными подставками цвета слоновой кости и скатертью «Аленкон». Не верьте тому, что официальный стол не должен иметь цвета. Стол для официальных приемов в этом плане похож на свадебный наряд невесты, он должен быть богатым, сверкающим и роскошным; краски должны быть самыми бледными, дополняя традиционные белый цвет и цвет слоновой кости.
Следите за тем, чтобы в общую цветовую гамму вписывались свечи. Какими бы ни были цвета вашего фарфора, для свечей лучшими являются те же традиционные. Иногда можно попытаться согласовать цвет свечи и цвет скатерти, если у вас бледная скатерть. Для контраста можно использовать живые цветы. Больше информации о свечах вы найдете в главе 8.
Цвет в обеденной посуде
Конечно, вы захотите использовать цвет в ваших столовых блюдах. Керамика столь разнообразна, что вы сможете сервировать стол буквально на любой вкус. Используйте керамику несмешанных насыщенных тонов, подчеркивающих веселую расцветку скатерти. Если керамика не имеет рисунка, она позволяет выделиться узорам на скатерти. Но не особенно усердствуйте в смешении цветов. Это может нарушить сбалансированность дизайна стола (если только вы не достаточно хорошо овладели теорией цвета или же имеете на него природное чутье).
Если вы решили использовать третий цвет, следите за тем, чтобы количество этого цвета было умеренным. Обязательно берите в расчет цвет вашей скатерти. Создайте контраст, сочетая один темный и два светлых тона. Например, светло‑желтая чаша для супа на коричневой тарелке может стоять на светло‑розовой скатерти. Эффектно выглядят однотонные столы – сине‑зеленая скатерть и керамика, окрашенная в два оттенка синего. Но если вам нужно что‑то подчеркнуть – используйте контрасты. Изучите некоторые из простых правил обращения с тонами и поэкспериментируйте с ними в сервировке. Поверьте, это занятие доставит вам удовольствие.
Избегайте банальных и простых решений. Я слышу вопрос: а что является банальным и простым? Красный и синий являются наиболее часто употребляемыми для национальных праздников, красный и зеленый – для Рождества. Эти цветовые комбинации приходят в голову первыми. Но подумайте еще и еще раз; найдите какой‑нибудь неожиданный вариант. Прекрасно сохраняет традиционный рождественский дух, хотя и используется реже, зеленый цвет, оттенки бежевого и желтого, подчеркнутые золотым, красным, белым или серебристым цветом. Все приведенные выше тона придутся к месту для любого события, как связанного с конкретным праздником, так и любого случайного.
Напоследок замечу, что, используя цвет, следует учитывать особенности дневного и искусственного освещения. Искусственный свет часто меняет весь эффект.
Вопрос о том, как придать столу красоту и гармонию, очень важен, он является столь же тщательно изучаемой частью этикета, как и вопрос о размещении на столе ножей и вилок. Оформляя стол, каждая хозяйка должна помнить, что сервировка говорит о ее вкусе и личности.
|