Украшения для стола – важный элемент при работе над его оформлением.
Целью украшений является согласование различных элементов стола; в зависимости от формы и цвета украшения становятся либо центром внимания, либо обрамлением, подчеркивающим и оживляющим другие элементы стола. Украшающие предметы делают картину полной, закрепляют ее единое целое. Этими предметами могут быть цветы, листья, фрукты, овощи, орнамент, поодиночке и вместе, размещенные в соответствии с определенными правилами.
Соответствие случаю
Независимо от того, сервируете ли вы официальный, подчиненный особому ритуалу, обед, готовите стол к простому семейному ужину, организуете праздничную вечеринку или же оформляете стол для воскресной встречи, украшение стола должно отражать дух события, даже если это событие привычное. Разумнее всего не слишком усердствовать в украшениях. Гирлянды прекрасно смотрятся в некоторых случаях, но для семейной трапезы более уместны цветы из сада или блюдо с фруктами. Обратив свое внимание на цветы, вы наверняка найдете, что более художественно выглядят несколько цветов, чем пышный букет.
Даже когда вы оформляете стол изысканными украшениями, следите за тем, чтобы они не притягивали к себе все внимание и не «перегружали» места сидящих за столом. Лучше всего поставить украшения в центр, где их видно лучше, но при этом расположить ниже уровня глаз, чтобы было можно разговаривать через стол. На больших званых ужинах, где обычно разговор ведется с соседями справа и слева, допустимо иметь более высокие и массивные украшения.
Пропорции и масштаб
Если вы расположили украшения в центре стола, то в первую очередь должны соизмерить их пропорции с шириной и длиной поверхности. При этом следует брать в расчет количество и особенности размещения на столе посуды, а также расстояние между блюдами. Необходимо предусмотреть, чтобы листья и лепестки не падали на масло и в стаканы с водой! Когда вы используете «подставки места» и в центре стола остается довольно много пустого пространства, следует тщательнее позаботиться об украшении стола.
Длинный ряд украшений может подчеркнуть вытянутую форму стола. Пропорциям стола должны соответствовать размеры свеч, статуэток, а также второстепенных блюд для фруктов и сладостей, если они используются.
На круглом столе декоративные элементы также могут быть круглой формы, но чтобы избежать однообразия, выберите треугольный узор или что‑нибудь посложнее, например узор в виде звезды (он создаст контраст). Ведь у вас на столе уже имеется много одинаковых форм: круглые тарелки на круглом столе, округлые бокалы. Украшение в центре стола должно иметь другой дизайн, чтобы придать интерес всей схеме.
Необычное размещение украшений
Не стоит думать, что для украшений самое подходящее место – исключительно центр стола. Они могут визуально изменять пропорции этого предмета столовой мебели. Так, узкий длинный стол обретет сбалансированные пропорции благодаря тому, что на одном конце будет размещена посуда с цветами и фруктами, а свечи и статуэтки расположены на другом. Даже если разные концы не полностью согласуются, визуальный баланс все же сохранится.
Стол (но не шведский) может быть поставлен перед окном с живописным видом или напротив стены, так чтобы места располагались только по одной длинной стороне и по двум коротким концам. Свободная сторона может использоваться для украшений. Перед окном они должны быть маленькими, перед стеной – большими. В любом случае стол приобретает индивидуальность, привлекательность и очарование. Памятуя о том, что подача пищи должна быть удобной, у нас есть возможность внести много оригинального, конечно в рамках хорошего вкуса. Украшения могут оживить стол, не обязательно находясь в центре или по краям, а в любых местах, где они уместны. Примеры мы приводим на рисунках ниже.
Когда стол в комнате поставлен нетрадиционно, то и его украшения приходится размещать не как обычно. Сервировка небольшого или квадратного стола на трех человек особенно хороша для экспериментов. В этом случае все украшения лучше всего поместить в одном углу, что сделает его центральной точкой, на которую будут устремлены взгляды сидящих.
Для чайных столиков (столиков в приемной) и для любых столов, за которые гости не будут садиться, могут быть использованы более высокие украшения. Столик, приставленный к стене, оставляет гостям большую свободу движений. Но и в этом случае украшения должны быть сбалансированными с прочими предметами и размерами стола.
Баланс и симметрия
До того как продолжить дальше, я бы хотела объяснить слово «баланс», слово, которое мы часто используем, рассказывая об украшениях стола. Баланс – это расположение исходных материалов таким образом, чтобы они создавали впечатление устойчивости и стабильности, спокойствия и уравновешенности. Этот термин может относиться как к общей картине стола, так и его частям. Относительно украшений, в которых главную роль играет цвет, баланс достигается тем, что легкие, тонкие объекты, например почки и воздушная листва, располагаются выше, а тяжелые и темные цветы находятся ниже, где‑то около центра.
Существует два вида равновесия. Первым является симметрия, которая предусматривает, чтобы обе стороны украшения были похожи друг на друга и находились бы на одинаковом расстоянии от центра, реального или воображаемого. Лучшей иллюстрацией такого баланса могут быть хозяин и хозяйка дома, сидящие по разные стороны длинного стола, когда цветы располагаются в центре, а канделябры – на каждом его конце. Вторым видом баланса является асимметрия, в котором противоположные от центральной точки стороны весьма различаются, однако создается впечатление, будто они имеют один и тот же вес, что оказывает уравновешивающее влияние. Асимметричный баланс более интересен, больше радует глаз. Добиться его труднее, но с опытом глаз становится более наметанным. Простым примером такого баланса может служить длинный узкий столик со стульями по краям, украшенный с одной своей стороны цветами, уравновешивающими поднос с графином и несколькими стаканами или же только графином с красным вином и коробкой сигарет. Цвет, как мы говорили ранее, также должен иметь визуальный баланс. Темные цвета – в нашем случае красное вино – вносят ощущение солидности. В результате более крупный объект светлого тона и более воздушный в восприятии, может быть сбалансирован небольшим предметом более темного цвета.
Что касается цвета…
Доминирующий на столе рисунок фарфора должен дать вам направляющую нить ко всем прочим украшениям. Если рисунок фарфора цветной, как многие традиционные английские узоры, выберите один доминирующий тон и подчеркните его. Можно добавить в небольшом объеме и другие цвета. Если фарфор несет на себе одноцветный узор или вообще его не имеет, как, например, старый синий «Кантон», тон украшений должен подбираться, исходя из контраста. Это же относится и к фарфору, иллюминированному только золотом и серебром.
Если же ваш стол вытянут в длину, «пронесите» свой цвет по всему центру рядом каких‑нибудь украшений. Вы можете использовать для этой цели живые и искусственные цветы или разместить по разным сторонам от центральной точки пару одинаковых украшений или небольшие емкости, как, например, уже упоминавшаяся выше чаша для мытья рук.
Эффектно смотрятся одноцветные столы. Зеленый или белый (молочный) цвет стола придает ощущение прохлады в жаркий день. Синий хорош для дневного света, но плохо смотрится при искусственном освещении. Более теплые и веселые цвета, такие как желтый, розовый или красный, более приятны для приема пищи поздним вечером. Обед в розовых тонах – в винах, пище и декоре – оставляет незабываемое впечатление у всех, кто в нем участвует.
Планируя размещение букетов цветов, стремитесь к тому, чтобы один из цветов был доминирующим. Более густые и темные цвета должны размещаться ниже более легких, а чтобы избежать впечатления пестроты, схожие оттенки следует группировать вместе.
…И дизайн, и структура
Фактура посуды может подсказать не только цвета. Всю схему декоративных элементов следует подбирать в соответствии с материалом фарфора и временем, к которому он относится, если это достаточно ярко выражено. Рисунок старинной английской керамики, изображающий цветы, должен определять цвет украшений.
Китайский, разрисованный синими красками, фарфор определенно лучше всего будет смотреться с восточными украшениями. Для современного фарфора и керамики лучше подойдут декоративные элементы современного стиля.
Если материал посуды груб или используются оловянная, деревянная и керамическая посуда, их следует дополнить украшениями, цветами и фруктами, более массивными по форме и интенсивными по цвету. Прозрачность же изысканного фарфора, тонкая ткань, блеск стекла требуют изящных форм и богатства цвета.
Емкости
Все, что мы сказали о соответствии принадлежностей стола друг другу, справедливо и по отношению к емкостям для цветов. Они должны соответствовать общей картине своими качеством, цветом и материалом, точно так же, как тарелки и блестящая серебряная посуда. Мне слишком часто приходилось видеть массивные глиняные вазы, обычно белого цвета, на столах, украшенных весьма элегантными приборами.
Думаю, те, кто сервировал эти столы, сочли, что ваза, имеющая белый цвет, может быть любой формы. Если вы используете керамику, она должна иметь тот же вид, что и тарелки. Что касается белого цвета, то следует помнить, что многие образцы фарфора имеют цвет слоновой кости и его оттенки, но не чисто‑белый, и потому вазы для растений следует подбирать, исходя из этого факта. Если вы желаете сделать какую‑либо емкость более незаметной, скройте ее, насколько это возможно, под цветами или листвой, либо подберите ее цвет так, чтобы он не выделялся на фоне вашей скатерти или клеенки. Если вы используете белую скатерть, вам следует выбрать вазу того же цвета.
Красивую вазу следует сделать одним из украшений стола. Если использовать к месту, серебро всегда прекрасно смотрится, особенно с серебряными столовыми приборами. Изысканные антикварные предметы являются украшением сами по себе и требуют всего лишь простейших правил расположения на столе. Чашу от «Поля Ревера» благодаря ее исключительной простоте можно поставить на стол и во время завтрака, наполнив ее фруктами. Если в нее положить много цветов, она прекрасно украсит обеденный стол.
Стеклянные емкости вносят в общий вид свои характерные черты. Летнему столу они придают прохладу. Изысканная старинная ваза является просто незаменимой, поскольку в ней прекрасно смотрятся цветы, но в нее вполне допустимо класть и фрукты. В жаркий день украшение стола в виде разновеликих листьев папоротников в стеклянной чаше, окруженной более низкими бокалами для шампанского с небольшим листочком в каждом, окажет действие, подобное глотку свежего воздуха.
Для неформального, создаваемого по случайному поводу, стола можно смешивать старинные предметы с новыми: керамические изделия, нержавеющую сталь, цветные пластмассовые тарелки, яркие «подставки места» и салфетки, необычные глиняные чаши, плетеные корзины различных форм, медную и причудливую стеклянную посуду.
Те, кто стремится украшать свой стол каждый раз по‑новому и экстравагантно, обычно держат в запасе множество различных по стилю емкостей, с выдумкой используя их на самых разных столах. Порой такая изобретательная хозяйка использует нетрадиционные предметы: корзинку для письменных принадлежностей, кухонную утварь, стеклянное блюдо для мелочей. Если у нее нет изысканного фарфорового блюда, она заменяет его на овальное блюдо для овощей, которое сочетается в цвете с ее обеденными тарелками. Вместо красивого подноса хозяйка может положить на стол старую позолоченную раму от картины, внутри которой она создает привлекательный натюрморт из фруктов, листьев и цветов. Она также может тщательно изучить старый набор серебра и обнаружить, что редко используемый поднос для хлеба может послужить подставкой для какого‑нибудь побега вьющегося растения или для большого цветка. Забытое блюдо для конфет с изогнутой ручкой может идеально подойти для нескольких любимых роз, а тарелочки для орехов выглядят намного лучше, если их наполнить анютиными глазками.
Вы также можете обнаружить, что, если красивое блюдо поместить на подставку из тикового дерева или на небольшой серебряный поднос, оно смотрится гораздо лучше, а поверхность скатерти предохраняется от случайных загрязнений.
Хозяйка может собирать также плоские, либо продолговатые, либо имеющие форму чаши невысокие емкости – хорошо поставить один, два, три цветка, добавив к ним зелени, возможно следуя принципам восточной икебаны. Полная экспериментаторского пыла хозяйка может использовать для сервировки все или почти все.
Аксессуары
Используя для сервировки стола предметы, мало что сами по себе значащие, можно комбинировать их, смешивая эпохи и стили, чтобы они заиграли. Изысканная супница, серебряная или оловянная пивная кружка, несколько глиняных птичек различного размера – все это может придать столу интерес. Предметы восемнадцатого века, серебряные и фарфоровые изделия, оригиналы и копии оказывают столь мощное эмоциональное воздействие и обладают столь большой гибкостью в дизайне, что они могут быть использованы для сервировки как в традиционном стиле, так и в современном.
Горка морских ракушек, кусочки белых кораллов, огромная раковина, имеющие причудливые формы куски старого дерева, найденные во время прогулок по лесу, восточные, резные фигурки… Я просто не в состоянии перечислить всего, чем можно украсить стол. Воображение подскажет вам еще множество предметов, которые обычно остаются незамеченными и неиспользованными.
Статуэтки, поставленные поодиночке или парами, помогут оживить украшенный лишь цветами стол. Китайские фигурки из белого фарфора великолепно смотрятся парами. Высокие статуэтки могут значительно видоизменить обеденный стол, точно так же как свечи вечернему столу придают особенную атмосферу. Это, однако, не означает, что статуэтками нельзя украсить и вечерний прием пищи. Они ставятся даже при сервировке официального обеда. История статуэток на столе довольно любопытна. Три века назад их изготавливали из сахарной пасты, и такие фигурки представляли собой настоящие шедевры кондитерского искусства.
Если у вас есть фарфоровые фигурки, используйте их и собирайте новые по мере возможности.
Однако помните, что статуэтки должны соответствовать общей теме сервировки и их следует соотносить с находящимися на столе цветами и фруктами. Фигурки можно ставить как симметрично по одной на каждом конце стола, так и асимметрично, если общий баланс восстанавливается какой‑либо деталью сервировки. Можно всю сервировку организовать вокруг одной статуэтки, которая будет служить общей центральной точкой.
Выбирайте действительно красивые и подходящие к вашему столу статуэтки, не позволяйте вводить себя в искушение одними лишь яркими красками, внешней привлекательностью.
Красота фруктов
Превратить фрукты в украшение стола очень легко, и потому их часто используют в этой роли. Цвет и форма фруктов уже привлекают к ним интерес. Чтобы убедиться в этом, поместите ананас на подставку из тикового дерева и поставьте эту подставку в то место, где вы обычно хранили доставшуюся вам по наследству посуду. Этот фрукт с его богатым цветом будет смотреться не менее эффектно. А теперь положите вместе небольшой ананас, банан, яблоко и повесьте над ними стеклянный колокольчик в викторианском стиле, и вы получите живописную жанровую картину. Или же в некотором художественном беспорядке поместите фрукты на длинную прямоугольную доску, покрытую воском и имеющую природный волнистый рисунок. Также можно разместить фрукты на куске красного дерева или на подносе из черного листового железа с золотистой узорчатой каймой.
Украшая стол фруктами одного вида, подберите такую емкость, чтобы она подчеркивала их форму и цвет с лучшей стороны. Примером могут послужить лимоны, уложенные на оловянный поднос в определенном порядке или же с нарочитой небрежностью. Наложите вишни в восточное фарфоровое блюдо или насыпьте горкой клубнику в высокий стеклянный кувшин с ножкой.
Сочетайте солидность фруктов с деликатностью цвета как для подчеркивания чего‑либо, так и для придания контраста. Два‑три или больше ярких цветка в узкой стеклянной вазе будут хорошо смотреться среди фруктов. Небольшие распустившиеся чайные розы удивительно привлекательно смотрятся на фоне бледно‑зеленого винограда. Поставьте рядом с белой фарфоровой корзинкой, наполненной черным виноградом, белые чашки для послеобеденного кофе с помещенными в них фиолетовыми анютиными глазками. И так далее, насколько хватит вашего воображения. Мой вам совет: внимательно изучите натюрморты конца восемнадцатого столетия, а также помните, что Ван Гог и особенно Сезанн умели находить красоту в формах фруктов и хорошо знали, как лучше всего их разместить.
Для неожиданных гостей
Помните о возможности неожиданного визита. Для украшения импровизированного стола необходимо держать в запасе предметы, которые можно быстро выставить на стол: фрукты, специальную вазу для двух‑трех крупных цветков, а также листья растений, таких как рододендрон или ива, которые способны составить с фруктами или цветами что‑либо изящное и необычное. Можно поставить на стол и полностью заросший плющом горшок, если листья плюща поддерживаются в чистоте и здоровом состоянии частым поливом. Иногда свечи ставят прямо в цветочный горшок, присыпав землей небольшой подсвечник. На большом столе разместите вокруг горшка фрукты и сделайте так, чтобы листья плюща изящно их обвивали. Всегда хорошо смотрятся африканские фиалки, особенно если у вас есть для них какой‑нибудь красивый сосуд. Если же у вас есть три растения, окраска которых гармонирует, то ничего лучшего нельзя и пожелать.
Свечи и свет свечей
Свечи в двадцатом веке не освещают стол; при сервировке они служат исключительно в качестве украшения. Свечи не ставят на дневной стол, но иногда ими можно украсить столик для полуденного чая. С наступлением же сумерек свечи становятся важной частью семейного стола, их неровный свет придает ему изящество.
Для того чтобы достичь впечатляющего эффекта, требуется большое количество свечей. На стол длиной 2 м используйте по крайней мере шесть свечей. Довольно часто приходится видеть, как на разные концы стола ставится по одной свече, но эти свечи не вносят никакого вклада в украшение стола. Они кажутся заброшенными и совершенно лишними, внушая мысль, что сервирующий стол не имеет достаточно средств, чтобы приобрести хотя бы четыре подсвечника. Чем ставить две свечи, лучше вообще обойтись без них. Только на маленький квадратный столик можно поставить две свечи, но и в этом случае желательны три. Достаточное освещение делает стекло и посуду сверкающими, женщин прелестными, а все предметы сервировки приобретают мягкий блеск.
Ансамбль из предметов различной высоты вызывает больше интереса. Существует общее правило – свечи должны возвышаться над цветами, но это не означает, что все свечи должны быть одинаковой высоты. Огонь свечей, установленных в подсвечники и канделябры, должен располагаться выше уровня глаз. Большинство хозяек, однако, грешат тем, что используют чересчур короткие свечи. Наилучший их размер для стола – 35–40 см, в зависимости от высоты подсвечника. Тонкая свечка 60 см длиной в умелых руках может волшебно преобразить стол.
Если ваши свечи не устойчивы в подсвечниках, смочите их конец в горячей воде и затем быстро поставьте на место или же запаситесь резиновыми чашечками, которые плотно охватывают основание свечи и удерживают ее прямо. Запаситесь подсвечниками разных типов. Собирайте их, как вы собираете прочие украшения стола. Подобно емкостям под фрукты и цветы, они тоже могут быть частью общей схемы и подходить к какому‑то определенному стилю вашего дизайна. Придайте столу возвышенные формы, используя низкие подстаканники и высокие серебряные канделябры. Однако имейте в виду, что подобное серебро, красивое и внушительное, требует удлиненного элегантного стола. Промежуток между подстаканниками и канделябрами можно заполнить подсвечниками из стекла, керамики и фарфора. На летнем столе практичны и вполне уместны оловянные, серебряные и медные подсвечники. Разные стили сервировки востребуют каждый предмет.
Свечи могут улучшить или ухудшить вид вашего стола, поэтому особенно тщательно выбирайте их цвет. Если у вас есть сомнения, поэкспериментируйте с несколькими оттенками. Обычно используются свечи цвета слоновой кости, поскольку они лучше всего соответствуют цвету фарфора и керамики, а также хорошо гармонируют с приглушенными тонами посуды и с фоном непокрытого стола. Белые свечи ставят на стол только с белым фарфором (английский «костяной» или же европейский фарфор) и на белую скатерть. Когда в сервировке стола преобладают цвета золота и слоновой кости, свечи насыщенного цвета могут вносить резкий контраст. Эффектно смотрятся черные свечи на фоне традиционной сервировки. Подобно темной рамке картины, они заключают в себе прочие декоративные элементы и усиливают их эффект. Тон свечей, конечно, может повторить доминирующую ноту украшений из цветов, которая, в свою очередь, может быть навеяна фарфором.
В двух последних главах мы не коснулись функциональной стороны сервировки стола. Вы, конечно, можете повернуть лезвие ножа в другую сторону, неправильно разместить вилки, и все равно общая картина с точки зрения цветового дизайна останется привлекательной. Но чтобы картина была совершенной, стол должен быть не только приятным для глаз, но и удобным для пользования.
|