Иллюзия: нужно очистить дом от всякого хлама. Тогда можно будет приступать к выполнению ежедневных задач.
Реальность: если ждать, пока из дома не исчезнет весь хлам, то можно прождать вечно.
Когда повседневная работа по дому становится нормой, происходит нечто странное. Время расширяется. Это поразительно, правда.
Мы установили, что ежедневное мытье посуды занимает значительно меньше времени, чем мытье раз в несколько дней. Хотелось бы иначе, но это так. Такова формула грязных тарелок. До появления этой привычки я редко думала о том, что располагаю свободным временем для борьбы с захламленностью дома, даже в те дни, когда не мыла ни единой тарелки. А теперь бывает так, что вся посуда вымыта за пятнадцать минут, т. е. я уже вижу какой‑то результат, а день только начинается. Одно заметное достижение вдохновляет меня на новые подвиги.
Когда уборка в доме начиналась с кухни, а это отнимало не один час времени, я редко приступала к остальной части дома. Но если на кухне я убирала за значительно более короткий срок, то могла заняться чем‑то еще.
Наш дом отчаянно нуждался в расхламлении. Если раньше на кухне красовались горы грязной посуды, то в остальных помещениях такими же горами собирались самые разнообразные предметы.
Я любила вещи, и у меня их было очень много. Видя что‑то дешевое или бесплатное, красивое или потенциально полезное, я никогда не задавалась вопросом «зачем?». Я спрашивала: «Почему нет?» – и тащила этот предмет домой. Мои приобретения накапливались, перемешивались и заполоняли весь дом.
Маленькие достижения заставляют меня по‑новому взглянуть на мир. Отсутствие грязной посуды на кухонной столешнице открывает мне глаза. Рядом с полной банкой кулинарного спрея я вижу две пустые. На чистой кухне две пустые банки явно лишние, поэтому я их выбрасываю.
Очередное достижение придает мне сил. Я решаю очистить от хлама кухонные шкафы. Поскольку посуда уже вымыта, у меня есть на это немного времени.
Регулярно выполняемые задачи по хозяйству не только освобождают время для разбора завалов из ненужных вещей, но и помогают понять, от чего нужно избавиться, а вместе с этим уходит страх лишиться чего‑то нужного. Я хорошо знакома с таким страхом. Будучи мастером воображения гипотетических ситуаций, я могу придумать массу причин для сохранения практически любой вещи, которую вынимаю из кучи барахла.
Хуже всего то, что я много раз оказывалась права. Мои гипотетические ситуации происходили на самом деле.
Что, если у нас закончатся чистые тарелки или в один прекрасный день не найдется чистых трусов? Что, если кто‑то зайдет в гости, а мы не сможем предложить стакан воды, потому что все стаканы будут грязными? Что, если мне придется писать зашифрованную записку мужу, чтобы дать ему понять, что меня похитили? Тогда я буду рада, что не выбросила этот клочок бумаги.
Мне никогда не приходилось писать записок‑подсказок для поисковой группы, но у нас действительно регулярно заканчивались чистые тарелки. И в любой день черной тучей на горизонте маячил риск выйти из дома без нижнего белья.
Мне нужно было больше тарелок, больше кружек и бумажных салфеток – на всякий случай, даже если бы все эти тарелки не поместились в мои шкафчики.
Но как только у меня появился определенный режим, я осознала реальное положение вещей. Мое буйное воображение перестало подкидывать мне новые гипотетические ситуации. Я начала верить в свою способность регулярно мыть посуду и в то, что нам всегда будет хватать чистых тарелок и чашек.
Я поняла, что нужно избавиться от ненужных вещей, поскольку стала замечать (каждый день, а не раз в полгода), как трудно вместить все тарелки в шкафы, когда вся посуда вымыта. Я знала, что мы сможем обойтись меньшим количеством тарелок, ведь некоторыми мы никогда не пользовались.
После нескольких недель жизни с чистыми тарелками я заметила, что раз за разом выбираю одни и те же.
Раньше я не знала, какие тарелки мои любимые, потому что у меня не было возможности выбирать.
Как только я убедилась в том, что почти каждый вечер у нас достаточно чистых тарелок, избавиться от ненужных стало легко.
Нам нравились те, которые после каждого ужина отправлялись в посудомоечную машину. Я ставила их в машину каждый вечер, потому что мы каждый вечер ими пользовались. Мы пользовались ими каждый вечер, потому что они всегда были чистыми.
Наконец‑то я перестала покупать новые тарелки. Когда чистых тарелок все время не хватало, мне постоянно казалось, что в доме недостаточно посуды. Я продолжала покупать новую и откладывать мытье посуды. А чем дольше я откладывала, тем больше времени занимало мытье и тем меньше мне хотелось это делать. Грязная посуда накапливалась.
Я покупала новые тарелки.
И снова тянула с мытьем.
А горы грязной посуды росли.
И мне все меньше хотелось их мыть.
Получался замкнутый круг.
Но цепочка может раскручиваться и в обратную сторону. Как только исчезли лишние тарелки, стало проще убирать на место чистую посуду. Больше не нужно было передвигать стопки в шкафах, раздвигать их по углам и с усилием закрывать дверцы. Я даже перестала покупать одноразовые тарелки: отпала необходимость. То же самое произошло и со многими другими вещами.
Раньше мне даже в голову не приходило, что одежда может быть ненужным хламом. Одежда полезна. Мы ведь не можем ходить голышом!
Как и с тарелками, правда об одежде как о предмете, усугубляющем беспорядок, вскрылась после урегулирования ситуации со стиркой. До введения дня стирки я даже не подозревала, сколько одежды у нас есть и сколько нам нужно. Я только знала, что чистая постоянно заканчивается, поэтому всегда считала, что нам нужно больше, и покупала новую. Чем больше было вещей, тем позже наступал момент, когда мне приходилось стирать, но к тому моменту горы грязной одежды вырастали настолько, что за них было страшно браться.
Если и вам страшно, знайте, что избавиться от ненужной одежды станет проще, когда день стирки войдет в привычку.
В третий день стирки я обратила внимание на то, что стираю те же вещи, которые стирала и в прошлый раз. Мои дети открыли для себя совершенно неизвестное им явление жизни. Сразу вся их одежда была чистой. Они узнали, что такое выбор. У них появилась любимая одежда. После стирки они снова надевали те же вещи, потому что любили их больше других.
Раскладывая высушенные вещи в третий день стирки, я обратила внимание, какую одежду мои дети вообще не носят. Впервые в жизни я могла сказать, какие вещи они любят, а какие надевают только тогда, когда нет другого выбора. И избавиться от ненужного стало проще простого.
Личный опыт научил меня тому, что даже хорошая, практичная, подходящая по размеру одежда может быть ненужной и создавать в доме беспорядок. Все, чего у меня слишком много и что постоянно выходит из‑под контроля из‑за слишком большого количества, – это источник беспорядка.
Я пачками покупала трусы, потому что боялась в один прекрасный день остаться без чистого нижнего белья. Как только у меня появилась возможность каждый день рассчитывать на чистое нижнее белье, я смогла оторвать от сердца нелепые запасы, хранившиеся в шкафу.
Вот почему я умоляю вас начать с ежедневных и еженедельных привычек. Начните свой процесс разнеряшливания с устранения повседневных бытовых трудностей, не дающих вам покоя. Привычки облегчают процедуру избавления от ненужных вещей, а избавление от ненужных вещей облегчает ежедневное выполнение минимальной работы по хозяйству. Это взаимосвязанные вещи.
Трудно (иногда, кажется, невозможно) придерживаться повседневных привычек, когда повсюду разбросаны какие‑то вещи. Но уборка не даст долговременного эффекта без ежедневной привычки. Я это точно знаю. Стоило мне расслабиться после очередного приступа расхламления, как беспорядок возвращался и приобретал масштабы катастрофы.
Я не понимала, что происходит. А теперь знаю, и причина не в том, что происходило, а в том, чего не происходило. Не происходило ежедневной работы по поддержанию чистоты и порядка.
Я такая не одна: доказательства
Поскольку мытье посуды являлось не самым любимым занятием в нашей семье (бывало, что мы с мужем мыли ее один раз в неделю!), очень важно было иметь все во множественном числе. Честно, кому нужны четыре ножа для пиццы? Три ситечка? В третий день, когда наконец все до единой тарелки были вымыты, я отдала нуждающимся два набора кастрюль, сковородок и кучу запасных экземпляров другой кухонной утвари, только занимавших место в шкафах. Так приятно знать, что грязные тарелки больше не оккупируют мою кухню и что ее не захватили стопки ненужной чистой посуды!
Табита Дж.
Я всегда радовалась тому, что у меня богатый и красивый гардероб. Однажды я поняла, что «богатый гардероб» означает огромную кучу грязной одежды в моей спальне. Я избавилась от трех четвертей своей одежды, и сейчас эта куча стала гораздо меньше. Каждую неделю она стирается и раскладывается по местам. Я стала реалисткой. И, честно говоря, скучаю только по одному свитеру…
П. Д.
Мы с мужем обычно дожидались, пока в шкафчиках не останется ни одной чистой тарелки, а потом с ужасом взирали на гигантскую стопку (и ругались из‑за нее), которую невозможно было перемыть в один прием. Я начала избавляться от ненужной посуды… и обнаружила, что, когда посуды стало меньше, я начала чаще ее мыть! И даже если вся посуда в доме была грязной, я уже не застревала возле раковины на целый час.
Сара П.
|