Занятия гимнастикой весьма полезны для позвоночника. Но понятия, вынесенные нами в заголовок, не имеют с известными гимнастическими снарядами ничего общего – кроме названий. В данном случае это понятия анатомические. Тот, кто несерьезно относится к собственной анатомии, несерьезно относится и к собственному здоровью.
Если столбы деревянный или бетонный состоят каждый из однородного материала, то позвоночный столб – неоднороден. Основные его составляющие – это позвонки. Их бывает 32 или 34: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и от 3 до 5 копчиковых. Величина и форма позвонков различны. Но все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы – более крупные, а чем выше – тем они меньше. Немного похоже на детскую пирамидку, только кольца, нанизываемые на детскую игрушку, имеют абсолютно правильную округлую форму, а позвонки имеют выступы – отростки: суставные, поперечные и остистые.
Кольца детской пирамидки, ложась одно на другое, образуют сквозное отверстие, позвонки нашей пирамиды – тоже. Но это не простое отверстие – это спинномозговой канал! Через него проходит вещь куда более важная, чем отшлифованная палочка игрушечной пирамидки, – через спинномозговой канал проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды.
Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия.
Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами. Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Кроме того, суставные отростки принимают участие в формировании межпозвонковых отверстий, через которые проходит нервно‑сосудистая система позвоночника. Но и всего этого оказывается мало для того, чтобы наш чудесный позвоночный столб функционировал нормально и бесперебойно. Его работу обеспечивают еще и расположенные между позвонками межпозвонковые хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, то есть волокнистого, кольца, окружающего ядро (рис. 2).
Рис. 2
Особенно важна для жизни позвоночника и, следовательно, жизнедеятельности всего организма срединная часть диска – пульпозное ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества (отсюда его второе название – студенистое ядро). Межпозвонковые диски взрослых людей не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, то есть проникновения частиц одного вещества в другое при их соприкосновении.
Благодаря своей эластичности ядро – замечательный амортизатор. Вот вы поднимаете что‑то тяжелое. Агрессивная сила начинает сдавливать позвонки. Студенистое ядро уплощается, насколько позволяет ему упругость фиброзного кольца, теряя некоторое количество жидкости. Но вот вы опускаете груз. Давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду. Через некоторое время силы всасывания уменьшаются, и снова восстанавливается равновесие.
Студенистое ядро диска обладает еще одной чудесной особенностью: оно способно всасывать воду даже при значительных силах сжатия, работать наперекор им. Но прочность и выносливость ядра не бесконечны. Межпозвонковые диски, эти замечательные амортизаторы, как и любой другой механизм, имеют свой срок эксплуатации. Исследованиями установлено, что у ребенка студенистое ядро межпозвонкового диска содержит 88 % воды, в 14 лет – 80 %, а в 77 лет – 69 %. Это наглядно подтверждает известный всем из собственного опыта факт: с годами позвоночник становится менее вынослив. На языке науки общеизвестная истина выглядит так: с возрастом амортизационные способности ядра при воздействии сил растяжения и сжатия уменьшаются. Студенистое вещество уже не способно удерживать и всасывать воду при больших нагрузках. Старость не радость. Однако она естественна, никуда от нее не денешься. Стареют ядра, затрудняется обмен жидкостью между позвонками и фиброзными кольцами…
Вот мы и добрались до фиброзных колец. Каждое из них, окружающих ядро межпозвонкового диска, состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки.
И помощь эта отнюдь не излишняя – ведь нагрузка ох как велика! Не будем говорить об атлетах и акселератах, представим человека ростом 165 см и весом 60 кг. Казалось бы – что такое 165 см на 60 кг! Но когда этот человек просто стоит прямо, опустив руки вдоль туловища, его нижний поясничный диск испытывает нагрузку в 30 кг.
Но вот он вытянул руки вперед. Держит их горизонтально. Диск несколько напрягся: нагрузка возросла до 66 кг. Дадим ему что‑нибудь в руки. Неважно, что именно. Предположим, нечто, весящее 10 кг. Диск охнул – на него давят теперь 206 кг!
А человек откладывает груз в сторону и слегка наклоняется. При этом нагрузка на диск достигает 60 кг.
Человек наклоняется еще ниже, угол между туловищем и ногами достигает 90° – и теперь на диск давят уже 210 кг, то есть по сравнению с простым стоянием нагрузка возросла в семь раз! А если бы при этом человек держал в руках, скажем, тридцатикилограммовый груз, то сила сжатия диска выросла бы до 480 кг! А если бы он не просто держал груз, а поднимал его, то давление возросло бы еще многократно. Но наш позвоночник может осилить и это. Осилить благодаря позвонкам, ядрам межпозвонковых дисков, фиброзным кольцам, на которые перераспределяется часть нагрузки, суставам и, разумеется, благодаря связкам и мышцам.
Но вот что интересно. Если человек наклонится вперед так, чтобы кончиками пальцев рук суметь достать до пола, сила, сдавливающая поясничные диски, становится гораздо меньше, чем если бы он стоял в положении, соответствующем правильной осанке. Это удивительное обстоятельство объясняется тем, что в положении глубокого наклона мышцы, удерживающие корпус в вертикальном положении или близком к тому, выключаются из работы. Туловище как бы зависает на растянутых мышцах и связках, что не ведет к какому‑либо существенному приросту внутридискового давления: коль мышцы не сокращены, а растянуты, они не стягивают между собой смежные позвонки. Из сказанного следует, что глубокие наклоны полезны, а полунаклоны вредны. Это касается как шейного отдела, так и поясничного. Иначе: глубокие наклоны лечат, а полунаклоны калечат!
О том, какое колоссальное положительное значение имеет для мышц их растяжение, мы поговорим позже. А сейчас побеседуем о значении мышц и связок для благополучия позвоночного столба.
|