А теперь проведем маленький эксперимент. Если вы правша, начните с левой, не «главной» руки.
Аккуратно надавите на те косточки в локте, к которым крепятся мышцы, обеспечивающие работу вашей левой кисти… Не больно? Слегка. А затем надавите на локоть с противоположной стороны. Тоже не больно. Хорошо. А сейчас проделайте то же самое с вашей рабочей рукой.
Вы поражены неожиданной болезненностью исследуемых мест? Это эпикондилоз, или болезнь мышечного сухожилия и участка кости, к которому оно крепится, вызванная нарушением их питания.
Вы надавили как раз на те участки мышечных сухожилий, в которых уже отложились соли или вскоре отложатся. Возможно, по причине вашей высокой садоводческой активности, когда кисть вынуждена долго удерживать в себе какой‑нибудь «земляной» инструмент для прополки или еще для чего…
Наверное, вы замечали, как во время работы в локте больной руки неожиданно появляется боль, ползут «мурашки» по пальцам, предплечью или она вдруг на несколько минут слабеет, не желая больше держать сумку.
Все названные симптомы говорят о том, что вы на протяжении длительного времени не уделяли внимания такому тонкому, я бы даже сказал, изящному инструменту, как руки.
Нельзя к этому биологическому шедевру относиться так безжалостно! Надо почаще устраивать перерывы для рук, встряхивать их, растирать, коль вынуждены долго работать.
В противном случае получается то, что получилось: в пограничной с костью части мышечного сухожилия появляются зоны повреждения. А они затрудняют работу всей мышцы. Это может произойти с любыми мышцами, сухожилиями и связками, где бы они ни находились: в позвоночнике, в руке или ноге. Вот что мне хотелось сказать этим примером! Причина же тому – нерегулируемые физические нагрузки.
– А почему в мышцах изменяются только места их прикрепления к кости? – поинтересуется читатель.
Дело в том, что переходная область испытывает большую нагрузку, чем середина мышечной или сухожильной ткани. К тому же она хуже кровоснабжается. От кровоснабжения же зависит способность к восстановлению, то есть обращению начавшихся патологических реакций вспять. Справедливости ради следует отметить, что в ряде случаев процесс не ограничивается только переходной областью, а распространяется дальше. Но такие широкие поражения случаются в основном в связках и, вероятнее всего, опять же по причине худшего, сравнительно с мышцами, кровоснабжения. Мне не раз случалось видеть на рентгеновских снимках позвоночного столба полное обызвествление сразу нескольких надостистых связок. А надостистые связки расположены между остистыми отростками – теми косточками, которые прощупываются вдоль линии позвоночника. (Выше мы уже останавливались на строении позвоночника.)
Благодаря межпозвонковым дискам и мышцам позвоночник представляет собой единый подвижный механизм. Но было бы несправедливо не сказать о суставах позвоночника и его связках. Между прочим, в какой части тела человека находится больше всего суставов? Если скажете, что в конечностях, то окажетесь неправы. Больше всего их в позвоночнике. В нем их около ста. Причем одни из них представляют очень подвижные соединения, другие, наоборот, малоподвижные. И «скрипеть», и «хрустеть» они могут так же, как коленные суставы или суставы пальцев рук. Могут и болеть, как их собратья в руках и ногах. А что вообще может болеть в позвоночнике? Или грыжа, думают многие, или вообще непонятно что. А хрустеть – только «песок». На самом же деле, учитывая лишь одни суставы, можно содрогнуться от такого количества возможных источников боли в позвоночнике. Причем хорошо иннервируемых, в отличие от позвоночной грыжи, не имеющей в себе ни одного нервного волокна, а значит, не воспринимаемой нашим мозгом как источник боли.
Поэтому далее мы поговорим об опоронесущих структурах позвоночника – его креплениях. И не случайно, потому как именно они испытывают самые высокие нагрузки.
Именно у них высок риск повреждения. А потому участки в мышцах и связках, подвергающиеся высоким нагрузкам, замещаются солями. А из перегруженных суставов произрастает дополнительная кость. Поэтому сейчас речь пойдет о них.
|