Пятница, 29.11.2024, 03:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Загадка дешевой еды

Для того чтобы начать доверять продуктам, которые мы покупаем, нам необходимо отдавать себе отчет в том, как обстоят дела. Глобализация системы поставок продовольствия не только подарила нам новые возможности для производства продуктов и их компонентов, но и сформировала потребителя с завышенными ожиданиями. Нам кажется, что супермаркеты должны обладать неограниченным ассортиментом. Мы покупаем свежий листовой салат в декабре так же легко, как если бы на дворе стоял июль. Мы практически перестали есть сезонные продукты, и наши представления о том, сколько должна стоить еда и сколько этапов она проходит от фермера до прилавка, имеют мало общего с реальностью.

В 1900 г. средняя американская семья тратила на еду 43 % своих доходов, к 2013 г. этот показатель снизился до 13 %. Современная пищевая индустрия позволяет производить еду дешево и эффективно, и потребители привыкли к бросовым ценам на продукты. Конкуренция заставляет супермаркеты удерживать низкие цены на определенные базовые товары и продукты с высокой степенью переработки. В 2012 г. жесточайшая засуха в США уничтожила 80 % посевов кукурузы – важного компонента готовых продуктов и одной из основных кормовых культур. По прогнозам американского правительства, неурожай кукурузы должен был привести к росту цен на говядину, свинину, яйца и молочные продукты на 4–5 %, а также к дополнительному росту инфляции на 2–3 %. Однако американским супермаркетам удалось удержать прежние цены на готовые продукты, лежащие на прилавках. Как же это оказалось возможным, ведь стоимость сырья, входящего в эти готовые продукты, возросла?

Система производства готовых продуктов с высокой степенью переработки очень эффективна. Именно поэтому пакет свежих яблок стоит дороже, чем упаковка макарон с сыром. Кроме того, транспортировка свежих овощей и фруктов и сохранение их товарного вида требуют гораздо больше денежных и рабочих ресурсов, чем перевозка фасованных готовых блюд. Комбинация низкой стоимости и удобства потребления делает сегмент готовых блюд самым быстрорастущим сектором в пищевой индустрии. Только в Великобритании в 2013 г. рынок готовых блюд, продаваемых с прилавков супермаркетов, оценивался в $3,6 млрд, что составило на 8 % больше, чем годом ранее. Такая динамика объясняется тем, что потребители стали тратить деньги более осознанно и многие перешли с ужинов в ресторане на готовые блюда, которые можно съесть дома. В 2007 г. импорт готовых блюд, включая продукты с высокой степенью переработки, составил в США $60 млрд – на 100 % больше, чем в 1998 г. Несмотря на заявления многих потребителей о том, что они планируют больше готовить и покупать меньше готовых блюд, их поведение говорит об обратном.

Впрочем, вполне вероятно, что эпоха бросовых цен на продукты подходит к концу. По крайней мере, многие считают именно так. В 2013 г. ООН выступила с прогнозом повсеместного повышения цен на продукты на 40 % в течение последующих десяти лет. Основную причину роста цен организация видит в увеличении прослойки среднего класса в Китае и Индии, что приведет к повышенному спросу на мясо. И если эпоха дешевой еды действительно заканчивается, переходный период может сделать потребителей особенно уязвимыми для разного рода мошеннических схем. Может образоваться значительный зазор между реальной стоимостью продуктов и тем, сколько покупатель готов за них заплатить, – а это идеальная ситуация для фальсификации продуктов при помощи более дешевых компонентов вроде конины.

Власти наконец впряглись в упряжку

Хотя обнаруженная конина и не принесла вреда ничьему здоровью (скорее даже наоборот, поскольку в ней содержится гораздо меньше жира, чем в говядине), скандал заставил людей осознать собственную уязвимость в том, что касается еды. В определенном смысле вся эта ситуация напоминала школьный розыгрыш, как если бы где‑нибудь в сторонке стояла кучка хулиганов, посмеиваясь и тыча в нас пальцами: «Ни за что не догадаетесь, ЧТО мы добавили в бургер малыша Томми!» Как гласит английская пословица, обманешь раз – позор тебе, обманешь дважды – позор мне. «Троянская конина» заставила правительства во всем мире принять меры для того, чтобы второго раза не случилось.

Похоже, эта история вынудила многие государства поднять проблему пищевого мошенничества повыше в списке приоритетов. В Великобритании началась масштабная проверка сети поставок продовольствия (руководил проверкой профессор Университета Квинс в Белфасте Крис Эллиот), а затем был основан Отдел по борьбе с пищевыми преступлениями (Food Crime Unit). В конце 2013 г. американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов выпустило новый регламент по защите продуктов от фальсификации. Правительство ЕС, которое раньше было озабочено в первую очередь проблемой безопасности продуктов, теперь начало изучать инструменты и механизмы борьбы с пищевым мошенничеством, применяемые в европейских странах. Кроме того, Евросоюз сейчас ведет активную разработку нового протокола тестирования продуктов и расширяет список продуктов, которые подлежат обязательной маркировке, сообщающей о месте происхождения. Теперь в этот список включат необработанное мясо, молоко и другие монопродукты. Общая тенденция заключается в том, что государство стремится принять упреждающие меры в отношении мошенников и пытается своими действиями повысить риски и уменьшить количество возможностей для совершения преступных действий.

Кроме того, можно заметить, что правоохранительные органы, по крайней мере в Великобритании, стремятся заменить чисто бюрократический подход более активным контролем и проведением расследований. Профессор Эллиот в своем исследовании столкнулся с производителем, который прошел около 300 проверок за предшествующий календарный год, и самое существенное замечание по их результатам касалось неправильного расположения огнетушителей. Вероятно, инспекторам пора уже начать прислушиваться к своему внутреннему Шерлоку Холмсу и вместо контроля за размещением огнетушителей (безусловно, тоже очень важным) подумать о том, что находится за закрытыми дверьми и в запертых шкафах, как следует вникнуть в отчеты и действительно расследовать те вещи, которые почему‑то настораживают.

Некоторые страны весьма серьезно подошли к внедрению активного подхода в продовольственной инспекции. В 2006 г. Датская продовольственная администрация (Danish Food Administration) учредила специальную Летучую бригаду (Food Flying Squad). Незадолго до этого журналисты раскрыли мошенническую схему, которая позволяла тоннами продавать просроченное мясо в датских магазинах. Изначально бригада состояла из шести человек, затем ее состав был расширен до 18 участников. Как явствует из названия, Летучая бригада прибывает на место на вертолете без предупреждения, и на подготовку к проверке дается всего пять минут. Политика бригады требует полной прозрачности, поэтому, если инспекторы сталкиваются с запертой дверью, ключи от которой случайно «потерялись», на место немедленно вызывают слесаря, чтобы вскрыть замок. Они исходят из презумпции виновности, поскольку уверены: если специально не искать признаки мошенничества, вы их и не найдете. Летучая бригада проводит плановые проверки, но также реагирует на жалобы покупателей и анонимные наводки. В том, что касается доступа к помещениям, Летучая бригада имеет даже больше полномочий, чем полиция, а кроме того, ее сотрудники обладают правом конфисковывать оборудование, собирать и документировать улики, выписывать предупреждения и налагать штрафы. Британский Отдел по борьбе с пищевыми преступлениями уже заявил, что готов брать с датчан пример.

Можно ли винить правительство?

Если бы правительства воздержались от активных действий даже после столь вопиющего гастрономического оскорбления, как конина в бургерах, народ едва ли остался бы безмолвным. Когда разразился этот скандал, потребители винили во всем ретейлеров, ретейлеры – поставщиков, и все хором обвиняли правительство. Случившееся заставляет задуматься над извечным вопросом: а кто же, собственно, виноват? Кому мы можем доверить отделение мух от котлет?

Поскольку все без исключения любят обвинять правительство, давайте с него и начнем. Роль правительства заключается в формировании законодательных рамок, обеспечивающих права и свободы граждан, контроль за тем, как соблюдаются эти права, и – при необходимости – принятие принудительных мер для их соблюдения.

В Великобритании задача контроля за безопасностью еды и соблюдением пищевых стандартов возложена на органы местного самоуправления. Исключение составляют лишь некоторые мясоперерабатывающие комплексы, которые относятся к ведомству Агентства по пищевым стандартам. Вопросами гигиены, качества и безопасности продуктов занимается должностное лицо в совете графства, отвечающее за экологию и здравоохранение. Состав и маркировка продуктов питания входят в сферу ответственности чиновника по торговым стандартам. Многие советы графств нанимают подрядчиков для проведения ревизий и аудита, поскольку выполнить их своими силами просто не могут. С 2008 г. количество персонала, отвечающего за контроль над соблюдением пищевого законодательства, сократилось на 63%{5}. Ресурсы органов местного самоуправления ограниченны, им необходимо проявлять осмотрительность при распределении бюджетных средств. В этих условиях контроль за соблюдением пищевого законодательства далеко не всегда оказывается в приоритете.

Органы местного управления сотрудничают с Агентством по пищевым стандартам и подвергаются регулярным проверкам. Основная задача агентства – охранять здоровье населения и блюсти интересы потребителей во всем, что касается продуктов питания и напитков. Помимо сотрудничества с органами местного самоуправления, агентство осуществляет проверки предпринимателей по части безопасности поставляемого ими продовольствия. Эта деятельность включает в себя маркировку продуктов на предмет их безопасности для потребителя, то есть содержания в них потенциальных аллергенов, срока годности и т. п.

Помимо Агентства по пищевым стандартам, в 2010 г. в Великобритании имелось еще два органа, в сферу ответственности которых входила маркировка продуктов питания. За информацию о пищевой ценности отвечало министерство здравоохранения, а за информацию о составе и подлинности продукта – уже знакомое нам министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства. Национальное управление аудита Великобритании (National Audit Office) назвало подобное распределение ответственности между правительственными ведомствами одним из основных факторов, сыгравших на руку мошенникам в истории с «троянской кониной». Заинтересованные лица просто не понимают, к кому следует обращаться за информацией, и это мешает правительству нести свет знаний в массы в желаемом объеме. Именно это распыление ответственности было первым, на что обратил внимание профессор Крис Эллиот в своем отчете о состоянии сети поставок продовольствия в Великобритании. Он заявил, что, несмотря на все усилия, предпринимаемые каждым ведомством в своей сфере ответственности, они не сотрудничают между собой. По результатам отчета британское правительство учредило Комитет по соблюдению пищевого законодательства (Food Integrity Committee), цель которого состоит в том, чтобы собрать воедино фрагменты ответственности, ранее распределенные по различным департаментам и министерствам.

Британское правительство не одиноко в своих трудностях, вызванных распылением ответственности. Основную ответственность за безопасность продовольствия в США делят между собой Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и министерство сельского хозяйства (US Department of Agriculture, USDA). Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов отвечает за безопасность всех местных и импортных продуктов, за исключением мяса и птицы, которые находятся в ведении министерства сельского хозяйства. Яйца в целом виде относятся к сфере Управления, но стоит скорлупе треснуть – и они уже переходят в зону ответственности Службы продовольственной инспекции и безопасности продуктов (Food Safety and Inspection Service, FSIS), входящей в состав министерства. В 2013 г. канадское правительство перевело Канадское агентство по контролю за качеством пищевых продуктов (Canadian Food Inspection Agency, CFIA) под управление министерства здравоохранения (Health Canada) вместо министерства сельского хозяйства (Agriculture Canada). Тем не менее в стране до сих пор действуют три органа, ответственные за соблюдение пищевого законодательства, – Канадское агентство по контролю за качеством пищевых продуктов, Канадское управление по охране общественного здоровья (Public Health Agency of Canada) и министерство здравоохранения. Но они хотя бы подчиняются одному и тому же министру. В Китае за контроль качества пищевых продуктов отвечает не меньше десяти правительственных департаментов.

С точки зрения борьбы с пищевым мошенничеством государства обладают значительными возможностями по сбору и сопоставлению информации, а также обмену ей. Нидерланды с их долгой и славной торговой историей имеют, как следствие, и долгий опыт борьбы с мошенниками в пищевой промышленности, а также солидные наработки в том, что касается сбора информации о преступлениях в этой сфере. В 2013 г. Нидерландское ведомство по безопасности пищевых продуктов и защите потребителей (Netherlands Food and Consumer Product Safety Authority, NVWA) собрало около 120 000 фактов, касающихся пищевого мошенничества. Вся эта информация привела к раскрытию лишь 20 преступлений. Фармакопейная конвенция США (US Pharmacopeial Convention, USP) ведет специальную базу данных по пищевому мошенничеству (Food Fraud Database), где описаны все продукты, о фальсификации которых когда‑либо упоминалось в СМИ и рецензируемых изданиях. В ней содержится информация о том, какой именно ингредиент был использован для фальсификации, и о методе, с помощью которого он был обнаружен. Ознакомление с этой базой данных может дать вам фундаментальные представления о том, какие именно продукты относятся к группе риска и каковы основные инструменты мошенников. После скандала с кониной правительство ЕС осознало, что в Европе аналогичная статистика не ведется. Сбор информации – первый и самый необходимый шаг в решении проблемы: он позволит понять, где находятся основные слабые места и как нужно действовать. Кроме того, очень важно распространять эту информацию, поскольку сеть поставок продовольствия глобальна и мошенники в своих действиях не ограничиваются территорией отдельно взятой страны.

Кроме того, правительства обязаны пресекать преступную деятельность, обеспечивая повсеместное исполнение законов. Информации о случаях мошенничества много – гораздо больше, чем о вынесенных мошенникам приговорах. Даже после разоблачения «троянской конины» не последовало громких судебных процессов. Первый приговор по обвинению в мошеннических действиях с кониной (не связанному с первоначальным скандалом) был вынесен лишь в конце 2013 г. Случайно проведенный тест свиных сосисок, купленных в английском Дартфорде, выявил их «лошадиную сущность»: почти половина всего содержавшегося в них мяса оказалась не заявленной на упаковке кониной. Компанию‑импортера Expo Foods Ltd суд обязал уплатить штраф в £5000, а также £2500 на покрытие следственных расходов. Первые обвинения, напрямую связанные с «троянской кониной», были вынесены лишь в мае 2014 г. – через 15 месяцев после обнаружения ДНК лошади в замороженных бургерах.

Несмотря на существование законодательства, регламентирующего юридическое преследование за мошенничество в пищевой промышленности, существует немалая дистанция между предусмотренными мерами пресечения и реально выносимыми приговорами. В 2012 г. двум руководителям компании Hitchin' Post Steak Co., занимающейся убоем и переработкой птицы в США, было предъявлено обвинение в неверной маркировке и фальсификации товара, который они продавали. За приписываемые им преступления закон предусматривал следующие максимальные меры:

• пять лет тюремного заключения и штраф в размере $250 000 за участие в сговоре с целью перевозки и продажи неверно маркированных и фальсифицированных продуктов из мяса птицы;

• один год тюремного заключения и штраф в размере $100 000 за несанкционированное использование официальной отметки о контроле;

• один год тюремного заключения и штраф в размере $100 000 за продажу и обработку продуктов из мяса птицы, которые выдавались за прошедшие контроль;

• три года тюремного заключения и штраф в размере $250 000 за продажу фальсифицированных продуктов из мяса птицы;

• три года тюремного заключения и штраф в размере $250 000 за несанкционированное использование официальной отметки о контроле на фальсифицированных продуктах из мяса птицы;

• три года тюремного заключения и штраф в размере $250 000 за дезинформацию о прохождении контроля.

Если бы при вынесении приговора им была назначена максимальная мера пресечения по каждому пункту обвинения, они получили бы до 16 лет тюрьмы и были бы обязаны уплатить до $1,2 млн штрафа. В действительности все было совсем не так. Оба руководителя Hitchin' Post заключили соглашения о признании вины. Вице‑президент компании получил один год условно и штраф в размере $5000, а генеральный директор был приговорен к одному году условно и должен был уплатить $15 453 в качестве штрафа и возмещения издержек. Подобные меры пресечения едва ли удержат кого‑то от столь прибыльной мошеннической деятельности.

После скандала с меламиновым молоком в Китае под следствием оказался 21 потенциальный участник преступления. Руководитель компании Sanlu был приговорен к пожизненному заключению и штрафу в размере $3,1 млн. Фермер Чжан Юйцзюнь, который изготавливал и продавал белковый порошок с меламином, а также посредник по имени Гэн Цзипин, продавший более 900 т сухой молочной смеси с добавкой этого порошка, были приговорены к высшей мере и казнены в ноябре 2009 г.

Как мы видим, существуют большие расхождения между разными странами в том, что касается мер пресечения пищевого мошенничества. Если мы хотим склонить чашу весов на свою сторону, было бы логично назначить такие меры наказания, которые как минимум уравновешивали бы потенциальную выгоду от мошеннических действий. Повышение штрафов и сроков тюремного заключения за фальсификацию продуктов могли бы стать вполне убедительным аргументом. В ноябре 2014 г. правительство Тайваня в десять раз увеличило штрафы за пищевое мошенничество, чтобы восстановить доверие потребителей после разоблачения компании Wei Chuan Foods Corp, которая добавляла запрещенный краситель в оливковое масло.

Профессор Эллиот называет нулевую терпимость к мошенничеству одним из столпов пищевой безопасности. Излагая эту идею на одной конференции, он сослался на известную в криминалистике «теорию разбитых окон». В двух словах она заключается в следующем: если в здании есть одно выбитое стекло и никто его не заменяет, очень скоро в здании разобьют и остальные окна; но если быстро вставить новое стекло взамен выбитого, вероятность того, что разобьют и другие окна, снижается. Идея проста: нужно решать проблемы, пока они маленькие, и сурово наказывать даже за незначительные проступки. Государство вполне может взять на себя ведущую роль в этом процессе.

Датская Летучая бригада за первый год работы выписала штрафов приблизительно на полмиллиона британских фунтов. Семь лет спустя общая сумма штрафов снизилась примерно вчетверо, главным образом благодаря тому, что теперь законы соблюдаются лучше. Предприниматели не хотят, чтобы их поймали за руку, и строже следят за тем, что происходит на производстве. Летучая бригада не только выписывает штрафы и присылает провинившимся компаниям счета на оплату своего рабочего времени, но и выставляет правонарушителей на всеобщее поругание, публикуя информацию о них в специальных пресс‑релизах. Одно время инспекторы даже возили с собой съемочную бригаду, как в известном британском реалити‑шоу Traffic Cops.

Ответственность производителя

Суровые меры наказания заставят предприятия пищевой промышленности тщательнее проверять своих поставщиков, чтобы не понести ответственность за чужие преступления. Само собой разумеется, что в случае мошенничества ответственность падает на всех – от производителей продуктов и упаковки до дистрибьюторов и ретейлеров. При выявлении фальсифицированных продуктов все участники несут финансовые потери, связанные с отзывом товаров, повальными проверками продуктов, а также падением продаж вследствие утраты доверия покупателей. Поэтому предприятия заинтересованы в прозрачности и надежности поставщиков, а также в информации о слабых местах в сети поставок и о том, как действовать в случае, если один из участков этой сети окажется скомпрометирован.

KPMG – одна из крупнейших в мире аудиторских и консалтинговых компаний – оказывает предприятиям пищевой промышленности услуги по проверке их поставщиков и оценке сопутствующих рисков. В рамках этого анализа клиенты должны обрисовать схему своих поставок на всех уровнях, то есть указать, кто поставляет товары их поставщикам. Это позволяет понять, какие риски сопровождают их деятельность в каждом сегменте сети поставок и каким образом на это могут повлиять события в мире. Подробно изучаются процессы аудита – как у самих клиентов, так и у их поставщиков. А это большая работа. Пройдитесь по рядам современного супермаркета. Прикиньте, сколько продуктов лежит на полках, сколько ингредиентов в каждом из них. Понять, откуда происходят все эти ингредиенты, и убедиться в их подлинности кажется непосильной задачей. Количество продуктов в ассортименте среднего американского супермаркета выросло с 9000 в 1975 г. до 47 000 в 2008‑м. Средний британский супермаркет продает всего‑навсего около 30 000 наименований товара. По большей части это различные вариации одних и тех же продуктов: теперь на полках лежит не один вид сухого завтрака Cheerios, а целых 11 – с разными вкусами. Разнообразие – это хорошо, но представьте себе, насколько усложняется сеть поставок! В состав исходных Cheerios входит семь ингредиентов, а во всей линейке продуктов ингредиентов в три раза больше. Сеть поставок пережила лавинообразный рост, и прежняя система управления поставками уже не справляется.

Отчет Эллиота подтверждает, что один из важнейших шагов к снижению риска пищевого мошенничества – укорочение цепи поставок. В числе компаний, которые предприняли этот шаг, оказался английский McDonald's. Не ожидали? В Великобритании гамбургер проходит всего три ступеньки на пути к точке питания: ферма – бойня – мясоперерабатывающий комбинат. С 1978 г. компания закупает котлеты для гамбургеров только у одного поставщика – OSI Food Solutions. Мясоперерабатывающий и обвалочный завод Linden Foods является бессменным партнером компании OSI Food Solutions уже 15 лет. Путь каждого куска мяса, производимого этим заводом, можно проследить до фермы‑поставщика. Все партии товара, перемещающиеся между различными локациями, маркируются и запечатываются, чтобы избежать постороннего вмешательства. Электронная система отслеживания поставок гарантирует, что количество котлет, привезенных в каждый конкретный ресторан, совпадает с количеством проданных котлет. Короткая цепь поставок и долгие отношения с поставщиком сводят риски к нулю.

Британское правительство заявило, что готово оказать индустрии поддержку в налаживании простой и эффективной системы аудита пищевых поставок. Компания NSF International – независимый эксперт по качеству и безопасности еды – совместно с Агентством по пищевым стандартам занимается разработкой методов, которые помогут предприятиям выявлять продукты, входящие в группу риска.

Помимо поддержки «сверху», от правительства, предприятиям пищевой промышленности, без сомнения, не помешала бы поддержка «снизу», то есть от потребителей. Но похоже, в данный момент потребителям совсем не интересно участвовать в формировании прозрачной системы поставок и пресечении мошенничества. Мы, потребители, создания сложные. Настоящий кошмар бихевиориста. Наши покупки зависят от того, с кем мы пришли в магазин, от нашего настроения, от того, для кого мы покупаем продукты, от модных веяний и новостных заголовков, от количества денег на нашем счету и даже от погоды. Впрочем, есть и постоянные факторы, влияющие на наши покупки: удобство, здоровье, удовольствие и цена. На данный момент похоже, что ретейлеры ничего не выиграют от создания прозрачной и надежной системы поставок. Впрочем, сеть магазинов Waitrose, известная сотрудничеством исключительно с местными производителями, жесткими критериями выбора поставщиков и экологической ответственностью, совсем не пострадала в результате скандала с кониной и даже заявила о росте продаж на 11 %. Вероятно, это объясняется тем, что покупатели, потерявшие доверие к Tesco, перешли к Waitrose. В 2014 г. сеть Waitrose переживала самый бурный рост за всю историю существования компании, а прибыли Tesco упали на 6 %, причем позднее компания заявила, что даже эта оценка была слишком оптимистичной. По мере развития технологий, которые позволяют потребителям моментально получить доступ к информации о цепи поставок, ретейлерам приходится все больше думать о том, чтобы эта информация давала им конкурентное преимущество.

Чтобы пресечь мошенническую деятельность, предприятия и правительство должны делиться друг с другом информацией. Если мы возлагаем на правительство задачу по сбору и сопоставлению сведений, которые позволят ловить и наказывать преступников в сфере пищевой индустрии, мы должны эти сведения предоставлять. Эндрю Опай, директор отдела продовольствия и устойчивого развития (Food and Sustainability) Британского консорциума ретейлеров (British Retailer Consortium, BRC), утверждает, что предприятия розничной торговли уже включились в этот процесс. Они не только пересмотрели способы обмена информацией между собой, но и начали работу над сокращением цепи поставок, а консорциум разработал новые методы аудита системы поставок с целью выявления мошенничества. Судя по всему, индустрия делает шаги в правильном направлении.

Контролирующие организации и бдительные потребители

Независимые организации наподобие Oceana и Which? действующие за пределами промышленной и государственной сферы, также играют важную роль в пресечении пищевого мошенничества. Некоторые из них проводят собственное целевое тестирование продуктов. Многие из громких разоблачений, имевших место в Великобритании, произошли при непосредственном участии организации Which? которая занимается независимыми расследованиями и тестированием, привлекая к своим действиям внимание СМИ, а те в свою очередь привлекают к проблеме внимание публики и сообщают всему процессу еще бóльшую значимость.

В борьбе с пищевым мошенничеством существенна и роль СМИ. Они должны поддерживать необходимый баланс, так, чтобы, с одной стороны, проблема находилась в фокусе внимания, а с другой – народ не был бы запуган ужасными историями до полной апатии. СМИ не только раздувают скандалы – они нередко принимают активное участие в разоблачении мошенников. Фелисити Лоуренс и ее коллеги из газеты Guardian провели не одно расследование в сфере пищевой промышленности и самостоятельно добыли множество информации – от сделанных под прикрытием видеосъемок антисанитарных условий в цехах по переработке курицы до фактов эксплуатации нелегальных иммигрантов. Упомянутая выше Летучая бригада была основана после того, как датские журналисты самостоятельно раскрыли сговор с целью сбыта просроченного мяса. Еще в XIX в. весьма респектабельное издание Lancet еженедельно публиковало статьи о фальсифицированных продуктах, продаваемых в Лондоне, указывая названия и адреса магазинов и вынося их таким образом на суд общественности. Истории в СМИ – особенно правильно поданные истории – играют решающую роль в деле образования потребителей. Хотя такие публикации не дают конкретных советов, как не стать жертвой мошенников, тем не менее они вносят существенный вклад, поскольку оказывают давление, с одной стороны, на предприятия пищевой промышленности, а с другой – на правительство. При помощи СМИ можно было бы даже создать ситуацию, в которой прозрачность и безопасность системы поставок обеспечивали бы предприятиям преимущество перед конкурентами.

Мы, рядовые потребители, несем свою долю ответственности за пищевое мошенничество. Как уже говорилось выше, наши ожидания относительно того, сколько должна стоить еда, совершенно оторваны от реальности, равно как и наши представления о том, как нормальный продукт должен выглядеть, пахнуть, какие вкусовые и потребительские качества он должен иметь. Мы понятия не имеем, как должны выглядеть и пахнуть нити шафрана, как отличить свежее оливковое масло от старого, и свято верим, что свежевыжатый апельсиновый сок действительно может неделю храниться в холодильнике.

В современных продуктах содержится столько искусственных ароматизаторов, что это не может не оказывать влияния на наши пищевые предпочтения. Ребенок, который привык к клубничному ароматизатору в мороженом, конфетах, жевательной резинке, молоке, сухих завтраках и бог знает каких еще продуктах, имеет пока возможность попробовать настоящую клубнику. Но вполне вероятно, он предпочтет фальшивый клубничный вкус, на котором вырос. Ведь он гораздо ярче, чем вкус настоящей клубники, намного полнее и оставляет более долгое послевкусие. А теперь представьте, как подобные вещи влияют на наши представления о натуральной еде и ее вкусе.

Если вы когда‑нибудь покупали или пекли сами настоящий хлеб, то знаете, что хлеб не может храниться целую неделю, не черствея и не покрываясь плесенью. Продающийся в магазине хлеб промышленного изготовления содержит консерванты, а кроме того, он обработан противогрибковым средством, чтобы дольше оставаться свежим. Едва ли можно считать это мошенничеством. Скорее это мера по спасению еды от мусорного ведра. Но тут важно понять одну вещь: мы настолько привыкли к различным манипуляциям с нашей едой, что уже даже не осознаем этого.

Каждый из нас обладает очень сложной врожденной системой распознания мошенничества. Широко распространено заблуждение, что люди имеют слабое чувство обоняния. По сравнению с другими животными наши носы относительно невелики и в них меньше рецепторов. И тем не менее поведенческие тесты доказывают, что мы способны распознавать запахи не хуже, а может, даже и лучше многих других млекопитающих. В том, что качается различных отдушек, мы даже можем дать фору собакам. Трихлоранизол (лат. TCA, см. Приложение) – натуральное соединение, которое может придавать вину привкус пробки или плесени, – распознается некоторыми людьми при содержании несколько частиц на триллион. Так что с нашим носом все в порядке, просто нужно научиться им пользоваться – провести тонкую настройку, если угодно.

Все мы, от членов правительства до рядовых потребителей, должны взять на себя ответственность по пресечению пищевого мошенничества. Но винить в преступных действиях можно только самих преступников. Лучшее, что мы можем сделать, – вооружиться знаниями и, по возможности, инструментами, которые позволят нам стать менее уязвимыми для мошенничества. Профессор Лиза Джек, руководитель Группы по борьбе с пищевым мошенничеством (Food Fraud Group) при Портсмутском университете, провела аналогию с деятельностью полиции. Даже если у нас в районе имеется полицейский участок, мы все равно закрываем дверь, уходя из дома, и принимаем меры предосторожности против воров. С пищевым мошенничеством все должно обстоять точно так же.

И наконец, наука

Во всей этой истории наука играет едва ли не самую главную роль. Существует множество методик на грани фантастики, позволяющих выявить пищевое мошенничество: от анализа ДНК с целью распознания, какой вид рыбы использовался при производстве купленного вами филе, до исследования устойчивых изотопов, благодаря которому можно узнать, в какой именно солнечной итальянской долине произрастал данный помидор. Однако способы совершения мошенничества развиваются так же быстро, как и методы его пресечения. Если преступники узнают, что разбавленное водой молоко не пройдет тестирование из‑за низкого содержания белка, они найдут способ фальсифицировать его таким образом, чтобы обмануть тест (мы поговорим об этом подробнее в главе 6).

Преступники проявляют очень творческий подход к манипуляциям с базовыми продуктами. Кто бы мог подумать, что зернышко риса может оказаться не просто семенем растения? Еще можно понять, когда более дешевый рис выдают за басмати, но едва ли мы ожидаем, что кто‑то попытается изготовить фальшивый рис, смешивая картофельный крахмал с синтетической смолой. А как насчет создания искусственных яиц в скорлупе? Все это очень раздражает, хотя некоторыми находками мошенников нельзя не восхититься.

Мы решили написать эту книгу, потому что хотели поделиться самыми передовыми достижениями науки пищевого мошенничества, а также науки его выявления. Нам показалось, что СМИ недооценивают научную составляющую скандалов, связанных с продуктами питания, и, будучи учеными, мы решили исправить эту несправедливость. Но, кроме того, мы считаем, что знание – сила, и информация о том, какими возможностями располагают мошенники, заставит нас более осознанно подходить к тому, что мы потребляем. Наука может обеспечить потребителей необходимыми инструментами, которые снизят их уязвимость для пищевого мошенничества; если вернуться к использованному выше сравнению, она позволяет потребителям запереть свою дверь на замок. От кулинарной химии до новых технологий в системе снабжения – существует множество способов отделить мух от котлет.

 

5

National Audit Office (10 Oct 2013). Food safety and authenticity in the processed meat supply chain . The Food Standards Agency, Department for Environment, Food & Rural Affairs, Department of Health, HC 685, Session 2013–2014: 10.

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (05.02.2018)
Просмотров: 284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%