Недавнее открытие в нейрофизиологии «зеркальных нейронов» в головном мозге произвело настоящий фурор в мировом научном сообществе, и это одно из главных событий в нейробиологии за последние десять лет. Благодаря ему мы знаем, что одни и те же нейроны головного мозга возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом! Их называют зеркальными, так как они представляют собой механизм автоматического подражания действиям, за которыми наблюдает объект, без необходимости пропускать их через мыслительный аппарат. По‑видимому, эта система и участвует в процессах обучения через подражание, и включает наблюдение, кодирование жестов системой зеркальных нейронов, а также сложный, не изученный пока что процесс вторичной обработки, в котором участвует лобная кора.
Второй механизм – моделирование тех или иных действий, ощущений и переживаний в отсутствии внешних проявлений . Иначе говоря, мозг способен напрямую связывать жизненный опыт, переживаемый другими, со своим собственным опытом. Этот механизм лежит в основе эмпатии.
Во время исследования этой системы у детишек с аутизмом обнаружили снижение именно функции зеркальных нейронов. Пока неясно, является ли это причиной аутизма или одним из его проявлений. Но, вполне вероятно, объясняет, почему такие люди с особенностями развития не могут участвовать в жизни других людей. Одна из причин их неспособности настроиться на окружающий мир может скрываться именно в недостатке интуитивного понимания открытых знаков окружающих. Они не могут у нас научиться.
Кроме того, механизм зеркальных нейронов, видимо, может объяснить, как наблюдатель воссоздает в себе эмоциональное состояние наблюдаемого субъекта : это происходит посредством прямого отображения сенсорных данных (зрительных, звуковых, кинестетических и др.) на моторные мозговые центры, которые воссоздают те же эмоции в наблюдателе.
И поразительно, что даже люди, от рождения неспособные испытывать боль, способны сопереживать другим людям. То есть отсутствие физиологической основы восприятия болевого ощущения не лишило их возможности проживать чужую боль эмпатически.
Стресс может быть заразным для зрителя, если его переживает телевизионный персонаж
И как это все важно с точки зрения обучения !
Ведь недаром сегодня многие педагоги‑психологи сходятся во мнении, что обучать ребенка нужно на своем примере – тогда он быстро научится всему чему бы вы хотели (и, кстати, чему не хотели бы – тоже).
Некоторые ученые называют открытие зеркальных нейронов самым главным событием нейробиологии за последние десять лет.
И вот тут я снова хочу обратиться к такой теме, как стресс!
Совсем недавно газета Daily Telegraph призналась: «Стресс может быть заразным для зрителя, если его переживает телевизионный персонаж» – и даже опубликовала целую статью о том, как стресс передается с телеэкрана.
Забавно, конечно, когда «пятая власть» делится с нами тайными механизмами управления нами, и тем не менее факт остается фактом. Пишут они следующее:
«Институт человеческой когнитологии и науки о мозге общества Макса Планка провел исследование, которое показало, что стресс передается при общении. Этот эффект, который поддается измерению, наблюдается даже тогда, когда неизвестный персонаж демонстрирует признаки стресса на телеэкране.
«Должен существовать какой‑то неизвестный нам механизм передачи психологического состояния одного человека другому», – утверждает доктор Вероника Энгерт, ведущая многочисленные исследования в области стрессовых состояний.
Так, например, в ходе одного из ее экспериментов выяснилось, что у значительного количества испытуемых, наблюдавших за находящимися в стрессовой ситуации людьми, в организме повышался уровень кортизола – гормона, выделяющегося в ответ на стресс.
«Даже телевизионные программы, рассказывающие о страданиях других людей, могут вызвать у человека стрессовое состояние, – говорит она. – Поразительно то, что мы можем измерить уровень этого стресса из‑за значительного выброса гормонов. Судя по всему, существует какой‑то неизвестный нам механизм передачи психологического состояния одного человека другому…»
Даже те, кто предпочитает относительно расслабленный образ жизни, регулярно видят людей, испытывающих стресс, если не на работе, то по телевидению, и это так или иначе сказывается на здоровье».
Цитата из бессмертного произведения Михаила Афанасьевича Булгакова скажет за меня все остальное:
«Профессор Преображенский : „И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет“.
Борменталь: „Гм… Да ведь других нет“.
Преображенский: „Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел тридцать наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», теряли в весе… Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа“».
Но вернемся к зеркальным чудесам нашего многоуважаемого мозга.
Так как механизм зеркальных нейронов до конца еще не изучен, можно предположить, что именно он и является объяснением повышения уровня кортизола, как следствие того, что мы наблюдаем за страданиями на экране. И получается, что все мы с вами эмпаты (эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания; соответственно, эмпáт – это человек с развитой способностью к эмпатии или к сопереживанию») и отражаем внешний мир и происходящее в нем, просто у одних это свойство сильнее развито, у других послабее, но суть не меняется.
И я вот что думаю: безусловно, этот механизм богаче, чем мы можем предположить, и одним сопереживанием другим людям не ограничивается. Вероятно, истоки нашей способности чувствовать окружающую нас природу, мощь океана, энергии полей, лесов и гор и умения входить в резонанс со стихиями Земли также надо искать в механизме зеркальных нейронов. Представляете, какое чудо, что мы все с вами способны отражать внешний мир, а значит, и Красоту природы или, например, невероятные в своем великолепии творения человеческого гения в живописи, архитектуре и музыке.
И тогда нельзя не предположить, что, созерцая природу, течение реки, первые нежные лучи солнца, безмолвное величие гор, мы не просто отражаем их красоту и их свойства, а вызываем полезные гормональные изменения в нашем организме. И конечно, еще и учимся: у гор – безмолвию и величию, у ветра и воды – движению и течению, у огня – трансформации и страсти, у воздуха – безграничности и полету мысли… Как прекрасный Сиддхартха из великого произведения Германа Гессе, чьим величайшим Учителем и другом стала река, можем погрузиться в созерцание ее волн:
«Ни одна река не нравилась ему так, как эта, никогда еще песнь‑притча движущейся воды не казалась ему столь величественной и прекрасной. Река словно хотела сказать ему что‑то важное, что‑то, чего он еще не знал, но обязательно должен был узнать… Из множества тайн этой реки он видел сегодня лишь одну, которая смутила его душу. Он видел: эта вода все течет и течет, постоянно течет и все же остается на месте, не покидает своего русла, всегда, во все времена одна и та же и каждый миг – другая, новая!»
Сиддхартха, Г. Гессе
|