В 60–80 лет происходит заметное старение костей и суставов. Процесс старения затрагивает, в числе прочего, головной мозг и органы эндокринной системы. Для развития остеопороза ключевое значение имеет нарушение функции гипоталамуса и гипофиза.
Вегетативная, гормональная и моторно‑висцеральная системы хуже взаимодействуют между собой, и это неизбежно ведет к старению костно‑суставного аппарата. Этот процесс зачастую становится фактически необратимым на фоне изменений гормонального фона.
Бывает, что инволютивный остеопороз начинается в середине жизни и усиливается с возрастом.
Постменопаузальный остеопороз
I тип этого заболевания – постменопаузальный . Он развивается у женщин в течение 15–20 лет после наступления менопаузы. Заболевание может сопровождаться тяжелыми компрессионными переломами в местах с повышенным содержанием губчатой кости. В области позвоночника это поясничные и грудные позвонки. В зоне риска также лучевые кости и лодыжки. У женщин, страдающих постменопаузальным остеопорозом, нередко отсутствуют зубы.
Из‑за снижения количества эстрогенов ухудшается обмен костных клеток. Постепенно снижается концентрация кальцитонина – гормона щитовидной железы, способного затормозить резорбцию костной массы.
Естественная выработка кальцитонина зависит от уровня эстрогенов. Если возникает их дефицит, остеопороз стремительно прогрессирует.
Проявления остеопороза во многом зависят от здоровья яичников и их способности нормально вырабатывать гормоны. У женщин, которым удалили яичники и менопауза у них вынужденно наступила рано, плотность костной массы снижается на 0,5–2 % в год.
Мужская «менопауза» – что это такое?
Не все знают, что существует понятие «мужская менопауза». Это состояние, характеризующееся снижением половой функции после 40–50 лет, тоже является мощным фактором развития остеопороза.
В этом возрасте из‑за гормональной перестройки у мужчин тоже происходит ухудшение состояния костей. Это приводит к уменьшению выработки кальцитонина, без которого сильно затруднена костная резорбция. Старение неизбежно ведет к снижению мышечной силы и ухудшению скелетной мускулатуры.
Гормональную недостаточность у мужчин усиливают стрессы, дефицит андрогенов, анорексия, хронические болезни печени, злоупотребление алкоголем и курение. Свою роль в процессе развития остеопороза могут сыграть и злокачественные новообразования. На гормональный фон влияет также прием определенных лекарств.
Процесс старения кости активизируется в результате травм суставов, нарушения обменных процессов, термических и лучевых повреждений.
Сенильный остеопороз
II тип инволютивного остеопороза – сенильный . Его чаще диагностируют у женщин в возрасте от 70 лет. Впрочем, регистрируется это заболевание и у мужчин.
Переломы на фоне остеопороза чаще всего возникают в костях бедра, а также в позвоночнике, большеберцовой кости, костях плеча и таза. Позвонки обычно деформируются клиновидно, что ведет к образованию так называемого «вдовьего горба». У женщин потеря костной массы происходит быстрее, поскольку вызвана дефицитом эстрогенов в период менопаузы.
К развитию остеопороза II типа часто приводит такое заболевание, как вторичный гиперпаратиреоидизм. По данным исследований, он, возможно, зависит от ухудшения всасывания кальция в тонком кишечнике. Для нормального усвоения кальция нужен витамин D, который способствует минерализации кости. С возрастом концентрация этого элемента снижается примерно на 50 %.
Запасы витамина D значительно выше летом. Потому что в это время организм получает ультрафиолет в достаточном количестве. Однако в пожилом возрасте сезонные колебания не так выражены, поскольку летнее облучение не такое интенсивное, а воздействию солнечного света человек подвергается в меньшей степени. Всасывание витамина D у пожилых людей тоже хуже, чем у молодых.
От чего зависит всасывание кальция? В частности, от потребления кальция с продуктами питания. На эффективность усвоения этого элемента влияет активность витамина D. К сожалению, за счет снижения способности кишечника реагировать на этот элемент также ухудшается абсорбция кальция.
Как уже говорилось, сказывается и уменьшение количества эстрогенов у женщин. По данным исследований, заместительная терапия эстрогенами (ЗГТ) способствует повышению всасывания кальция в кишечнике.
Повышение активности некоторых гормонов щитовидной железы приводит к гипокальциемии, потере костной ткани и повышенной костной резорбции. Избыточная терапия гормонами щитовидной железы или скрытый гипертиреоидизм приводят к потере костной ткани.
Гормон роста и инсулиноподобный фактор роста‑1 стимулируют синтез витамина D и нормализуют функцию костной ткани. Уменьшение концентрации этих веществ со временем приводит к нарушению этих процессов.
Кроме того, потере костной массы способствует дефицит микроэлементов (например, бора, меди, цинка, магния). Если человек в силу каких‑то причин вынужден долго лежать, костная резорбция увеличивается, и возникает отрицательный баланс кальция и снижение уровня витамина D. Вкупе все это ведет к потере костной массы и переломам.
Ювенильный остеопороз
Остеопороз – заболевание, встречающееся не только у пожилых людей. Существует понятие «ювенильный остеопороз», к которому относят самопрекращающиеся формы остеопороза у детей в препубертатном возрасте (8–14 лет).
Болезнь может развиваться на протяжении 2–4 лет. Она сопровождается задержкой роста и множественными переломами. Впоследствии состояние ребенка улучшается.
Ювенильный остеопороз в легкой форме дает о себе знать небольшим искривлением позвоночника. Туловище несколько укорачивается. Кости деформируются из‑за переломов. К сожалению, болезнь может вызвать тяжелые осложения (кифосколиоз, сильные деформации конечностей вплоть до инвалидизации, коллапс грудной клетки, дыхательную недостаточность – иногда даже с летальным исходом).
Ремиссия наступает спонтанно. У подростка при этом постепенно восстанавливается нормальный рост костей. Для лечения ювенильного остеопороза используются бисфосфонаты.
|