Вряд ли можно сказать о белом грузде, что он «удивительный». Ну что такого удивительного в обычной белой шляпке с молочным соком? Вряд ли форма… Существуют грибы, от которых приходишь в совершенный восторг, поражаясь, какую красоту может создать Природа – например, диктиофора с кружевным белоснежным покрывалом, или всевозможные лопастники, похожие на старые коряги. А белый груздь и на глаза‑то редко попадается, как и его собратья черные грузди – он житель хвойной подстилки, из которой носа высунуть не хочет. Редко когда он выставит на обозрение мясистый белый бочок, в основном приходится его «вылавливать» по неровностям «хвойного одеяла». Как только опытный глаз грибника увидит чуть заметную горочку, значит, поиски увенчались успехом – там прячется целая семья груздей. А рядом (дело опыта) всегда еще штук 15–20 белых мясистых грибов – главное, чтобы корзинки хватило.
Искать белые грузди – занятие трудоемкое, под силу только профессионалу‑грибнику. Да и попадаться этот груздь стал крайне редко, иногда за все лето удается найти два‑три экземпляра, да и то источенных червями. Но дилетанты‑грибники не знают, что такое белый груздь. Они его постоянно путают. Кто‑то утверждает, будто «белых груздей было столько, что их никто и не собирает – деревенские жители их якобы не жалуют», кто‑то пишет, что «белый груздь в засолке очень невкусен – горек и жесток»!
Так вот, белый груздь – это грибная классика. Есть три «венценосных гриба» в Грибном царстве – это боровик, рыжик и белый груздь.
Мякоть белого груздя, как написал кто‑то из русских гурманов XIX века, напоминает драгоценную осетрину с ее фарфоровыми прожилками нежнейшего прозрачного рыбьего жира. У осетрины – рыбий жир, а у белого груздя – грибной жир. А как иначе назвать прозрачную, истекающую тягучими каплями каемку шляпки груздя? Слизью, как у веселки, или липкой кожицей, как у масленка? Нет и нет – только благородным грибным жиром… В засолке эта каемка становится еще более прозрачной и одним своим видом вызывает аппетит. Чистить белый груздь – тоже наслаждение: его грибная плоть как будто тает под руками, и жаль лишний раз пройтись ножом по благородной шляпке.
Кстати, обращаться с этими царскими грибами надо с большим уважением. Нельзя замачивать рыжики и белые грузди на трое суток! Это непоправимая ошибка! Деликатесные грибы от такого замачивания теряют аромат и вкус. Замочить их можно часа на три, и то только для того, чтобы отмыть въевшийся песок и частички земли. А потом – в холодную засолку!
Часто путают белые грузди со скрипицами – сухими твердыми белыми грибами, как две капли воды похожими на белые грузди. Но стоит взять такой в руки, как тут же понимаешь – обознался. Это самозванец!
Микологи тоже не могут прийти к согласию – в семействе груздей кто‑то еще выделяет осиновый белый груздь (хотя это та же скрипица, которая растет в симбиозе с осинами, как и подосиновик), кто‑то выделяет еще белый подгруздок. В общем, путаница. Со съедобностью – тоже. Уважаемые авторы совсем запутались: скрипице они определили условную съедобность, а вот осиновый груздь, по их мнению, несъедобен.
Но зато с целебностью груздей споров между фунготерапевтами нет – они целебны без сомнения!
В млечном соке нашлись и противоопухолевые вещества (самое лучшее профилактическое средство – белые грузди холодной засолки), и антибиотики (любую ранку, полученную в лесу, можно помазать млечным соком, и никакие инфекции не страшны – сок подавляет даже возбудителей столбняка и ботулизма!). У груздя великолепное фунгицидное действие , то есть он подавляет низшие грибки, те самые, которые вызывают ногтевой грибок и кожный грибок.
А еще к целебным свойствам можно отнести и удивительную способность груздя полностью усваиваться организмом. В XIX веке врачи‑диетологи специально назначали анемичным дамам как можно больше откушивать груздей соленых в блюдах постных… И существовала специальная диета из груздей для чахоточных больных. Как сейчас ясно – грузди подавляют палочку Коха и поднимают иммунитет. В Пскове в начале XIX века занимался лечением туберкулеза «дохтур Филимоновъ», и лечил он именно белыми груздями, боровиками и другими млечниками. Его услугами пользовалось в основном купеческое сословие, так как аристократы доверяли только заграничным докторам и целебным минеральным «водам». И зря. По свидетельствам многих лечившихся, Филимонов спасал самых тяжелых больных. Жаль, что рецептов своих так и не оставил.
В косметологии белые грузди использовались при лечении кожных заболеваний – грибковых поражений, сыпи, угревой сыпи, мелких гнойничков.
|