Аденоиды первой степени – это вообще‑то норма. С ней к врачам вообще не обращаются. Точнее, пока они не начнут увеличиваться, их вообще никто не замечает. Так почему же они начинают расти?
Мы с вами люди умные, грамотные, поэтому поставим вопрос по‑другому: что нужно делать, чтобы аденоиды не увеличились?
Как известно, дети примерно с 2 до 6 лет часто болеют. Считается, что в этом возрасте 75 % детей чаще 6 раз в год болеют респираторными заболеваниями. При этом 95 % респираторных заболеваний – это вирусные насморки, плавно перерастающие в отиты, гаймориты и бронхиты.
Происходит это потому, что у детей иммунная система – незрелая. А поскольку никакой другой иммунной системы у ребенка все равно нет, приходится отбиваться от многочисленных атак микробов и прочих вирусов тем, что имеется в наличии, а заодно и учиться это делать. Так сказать, на рабочем месте.
Если иммунитет не может сразу нейтрализовать очередное вторжение (незрелость иммунной системы – это прежде всего ее низкая скорость), бороться с инфекцией приходится всем миром. Клетки иммунной системы – лейкоциты – собираются со всего организма и по возможности инфекцию блокируют, чтобы она не пошла бы, не дай бог, дальше – в гортань, легкие, полость черепа.
Внешне это выглядит сначала как отек слизистой оболочки носа, потом как отек и обильные выделения из носа, а затем как отек аденоидов.
Именно в аденоидах собирается основная масса лейкоцитов.
Почему именно в аденоидах? Открою вам страшную тайну – они там учатся. Большая часть лейкоцитов, конечно, во время учебы погибает, но единицы остаются жить (причем очень и очень долго). Выжившие лейкоциты становятся крупными специалистами по данной конкретной инфекции. Теми самыми специалистами, которые как раз и организуют отпор, если та же самая инфекция сунется в организм в следующий раз. «Классом» для обучения аденоиды, собственно, и являются. А поскольку этот «класс» оказывается переполненным, аденоиды и увеличиваются.
Впрочем, деятельности этих немногих выживших лейкоцитов мы с вами не заметим еще долго – по крайней мере, пока ребенок не перестанет часто болеть. Что мы точно заметим, так это судьбы тех лейкоцитов, которые погибли в борьбе с инфекцией.
Дело в том, что погибшие лейкоциты – это гной. Нос анатомически устроен таким образом, что пока гной выделяется в небольшом количестве, он вытекает из носа не вперед, а назад. Если вспомнить анатомическое строение аденоидов (дольки, а посередине небольшая лакуна), то окажется, что аденоиды – это то самое место, где этот гной может скапливаться сколько угодно. Ребенок же какое‑то время вынужден будет через этот самый гной дышать – разумеется, с большим трудом, помогая себе ртом.
Резюме
Увеличение аденоидов чаще всего происходит на фоне воспаления верхних дыхательных путей. Основными механизмами увеличения аденоидов являются, во‑первых, инфильтрация ткани аденоидов лейкоцитами, а во‑вторых, скопление на поверхности аденоидов слизи и гноя.
У детей до 2 лет так называемый врожденный иммунитет представлен антителами, полученными от матери во внутриутробном периоде или с молоком (иммуноглобулин класса IgA), клетками‑пожирателями (макрофагами – нейтрофилами, моноцитами и эозинофилами) и клетками‑киллерами (NK‑клетками), которые осуществляют защиту организма от вирусов. Таких клеток очень мало, поэтому организм ребенка практически беззащитен против вирусных инфекций. Иммунитет ребенка моложе 2 лет не способен создавать клетки памяти.
В возрасте 2–5 лет у иммунитета ребенка появляется способность создавать В‑клетки, которые могут самостоятельно производить антитела и «запоминать» возбудителей инфекции. Противовирусная защита по‑прежнему осуществляется за счет малочисленных NK‑клеток и системы интерферона.
Иммунитет у детей 5 лет и старше напоминает иммунитет взрослого человека. В организме детей этого возраста наконец начинают появляться Т‑клетки, которые фактически дублируют систему врожденного иммунитета, но осуществляют иммунный ответ на порядок быстрее. Именно в этом возрасте дети начинают болеть реже.
|