Как я искала себя в других темах. Вопрос сына, который всё изменил. Чего не ожидают мои клиенты. История с песочными часами, которые изменили мир.
Помните начало нашей истории? Рома стал учиться на шеф‑повара, а я – размышлять, что мне делать дальше. Раз уж я перегорела на предыдущей работе, я была уверена, что моя профессиональная область – таланты и развитие – для меня полностью исчерпана и никакого вдохновения там не осталось. Следуя рекомендациям из книжек, я всё пыталась разгадать «правильный» ответ: мечту на остаток жизни.
Я хотела стать писателем, и светлый образ меня, творящей под огромным платаном в уличном кафе или под пальмами на нежном песке, не на шутку грел своей контрастностью с предыдущей работой. Наконец‑то что‑то интересное, настоящее, красивое и волнующее.
Но чего‑то в этой картинке не хватало – и я это поняла довольно быстро, буквально в первые же недели в Париже. Помните, в главе 12 я предлагала протестировать мечту на прочность? Именно с этого я и начала. Выводы были неожиданными: картинка прекрасная, но содержания никакого. Мне было просто не о чем писать , кроме каких‑то корпоративных историй. У меня не имелось ничего, чем я могла бы поделиться. А высасывать из пальца мне не хотелось. Хотя писателем я таки стала – вы держите в руках мою книгу. Но мечта исполнилась совсем иначе. Так, как я в тот момент даже придумать не могла.
В первые месяцы свободы я протестировала еще несколько старых красивых мечтаний – например, быть трэвел‑фотографом. А в итоге я поняла, что фотограф, путешественник или писатель – это здорово, но на основное дело для меня не тянет.
Одним солнечным утром на острове Маврикий, где мы с детьми проводили первую неофисную зиму, мой 18‑летний сын вдруг задал мне вопрос:
– Как можно пройти отбор в хорошую компанию, если нет опыта?
– Просто. Продавай потенциал, – ответила я, не отрываясь от обработки фотографий.
– Что это значит? Можешь на примерах?
– Хорошо, сейчас закончу и напишу тебе инструкцию.
Я открыла файл и практически не отрываясь настучала почти 20 страниц обо всех аспектах прохождения отбора для тех, у кого это первое в жизни собеседование и кому нечего предложить, кроме своего потенциала.
Сын прочел и спросил:
– Ого, ты можешь вот так просто сесть и написать это? Просто из головы?
– Слушай, я ж 15 лет в теме. И это только малая часть того, что я об этом знаю.
– Но это супер! Это же целый клад полезных «фишек»!
И я задумалась.
Мне действительно было интересно делать тот мануал. Им воспользовались многие друзья Егора и он сам, но дело не в этом. Тогда меня удивило одно: мне не было скучно и не пришлось себя заставлять. Я просто села и сделала, даже с удовольствием.
Может быть, сфера талантов не так уж и перегорела для меня? Может, есть какие‑то аспекты, которые мне хотелось бы применять? Может, мне как раз и не хватало ощущения конкретного результата, хорошо сделанной работы – полезной и применимой?
И таким образом, через полгода после начала размышлений и проб разных других сфер, я снова зашла в область развития талантов. Только через другую дверь – и нашла там свое любимое дело.
Я уже говорила, что очень частый в моей практике синдром – искать подальше от того места, где себя потерял. Причина проста: если нас всё достало, мы не разбираем, что именно достало, а что еще имеет смысл.
Часто письма ко мне начинаются так: «наверняка я чего‑то не вижу, помогите разобраться, посмотрите на мою ситуацию со стороны». И очень часто я нахожу какую‑то область в нынешней теме, в которой еще есть жизнь. Где не всё перегорело.
И тут я встречаю огромное сопротивление! Но так как я его ожидаю, для меня это не сюрприз. «Лена, я хочу чего‑то вообще отличающегося! Другого! Меня же это всё достало!» Даже самые безумные предложения, например стать астронавтом в звездолете у Бренсона, не вызывают такой реакции.
Но тем не менее наработанные 10 000 часов я предлагаю не выбрасывать, а как следует изучить.
Для начала посмотрите на вашу сферу незашоренным взглядом. Скорее всего, у вас за время большой занятости руки не доходили сделать это, и я вас понимаю. Посмотрите на новые тренды, яркие имена, публикации и события. Составьте новое представление, постарайтесь, чтобы оно было непредвзятым. Если бы в эту тему вы пришли сейчас, что вам было бы интересно?
Второй шаг – попробуйте сделать то, что вы умеете, только вне своего нынешнего формата, вне официального рабочего контекста . Например, помочь кому‑то, кому хочется помочь. Что‑то разъяснить, проконсультировать, провести семинар или написать статью как ответ на интересный вопрос.
Однажды я выступала перед ребятами, которые собирались продолжить карьеру в области социального предпринимательства. Им важно было помогать людям и делать мир лучше.
Я спросила, кто они по специальности и какие у них проекты. Почти все назвали две разные сферы: ту, в которой они уже были профессионалами, и другую, новую, в которой они собирались состояться, чтобы делать что‑то полезное.
– Вы думаете, обязательно менять область деятельности, чтобы обрести свой смысл? – спросила я.
– Ну конечно! – ответил народ. – В предыдущей работе смысла не было.
– Какой смысл в том, чтобы порошки продавать? – сказал мне бывший маркетолог.
И я привела пример одной рекламной кампании, которая была сделана профессиональными маркетологами для поискового отряда «Лиза Алерт». Она называлась «Медлить – значит хоронить», и целью ее было объяснить людям, что о пропавших нужно сообщать как можно раньше, потому что каждый час снижает вероятность найти человека живым. Ребята из маркетингового агентства «Твига» делали этот проект pro bono – то есть не за деньги. Они придумали огромную инсталляцию в виде песочных часов. Идея была шокирующей: в нижней части песочных находилась фигурка сидящей девочки в натуральную величину, а из верхней части на нее каждую минуту понемногу сыпалась земля. И было страшно видеть, как с каждым часом земли становится всё больше. Каждый час промедления может стоить жизни – вот таким был посыл.
Эти песочные часы провезли по нескольким городам России. Кампания была успешной, и, согласно статистике, люди стали звонить раньше. Это спасло жизни – и этого бы не произошло, если бы кампанию не сделали крутые профи.
Помните Машу из главы 9? Ту, что сначала работала в одной из компаний «большой четверки», а потом перешла в небольшую компанию и быстро там заскучала – держалась только потому, что там щедро платили? А в итоге как у нас обеих вышло: я работаю в той же теме, только в другом формате, и Маша тоже – теперь она счастливо трудится в банке. У многих моих клиентов та же история – потому что я им рассказала об этой ошибке восприятия и некоторых буквально заставила посмотреть на нынешнюю область как на тему, отдельно от формата.
ПРАКТИКА
1.‑Посмотрите на свою сферу новым, незашоренным взглядом. Посмотрите на новые тренды, яркие имена, публикации и события. Составьте новое представление, постарайтесь, чтобы оно было непредвзятым. Если бы в эту тему вы пришли сейчас, что вам было бы интересно?
2.‑Найдите другой формат в своей теме и используйте свои навыки в непривычных областях (тренинги, консультации, статьи и т. п.). Вполне может оказаться, что опостылела вам не сама ваша сфера, а именно рутинный формат.
Помните, о чем мы уже говорили в главе 9: такой вариант мало кто рассматривает. Но именно он может оказаться лучшим, поскольку основан на уже имеющемся у вас опыте, который вы можете применить с пользой для себя и других.
ГЛАВНОЕ
Не спешите отказываться от нынешней сферы. Не исключено, что найдете себя вы почти там же, где потеряли. Попробуйте взглянуть на нее свежим взглядом и изучить так, как будто она вам совсем не знакома.
|