Четверг, 28.11.2024, 10:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Электронная библиотека здоровья

Алкоголь и мозг

Когда Дэвид входит в бар, зал замолкает и группы людей, разговаривавших друг другом, садятся плотнее. Никто не хочет встретиться с Дэвидом взглядом; они надеются затеряться на общем фоне, чтобы не привлечь его внимания. У Дэвида нет дурного запаха изо рта и ему не запрещают находиться в помещении, потому что его ноги пахнут. Просто он слишком много и слишком долго пил и его мозг уже не такой, как раньше, слова он произносит невнятно, память его ужасна и он будет рассказывать одни и те же скучные истории снова и снова. Такова беседа Дэвида, когда он находится в хорошем настроении, но, если у него небольшая головная боль, его решительные высказывания – обычно бездоказательные – заставят замолчать всех вокруг себя и каждого чувствовать себя напряженно, так как любое случайное замечание может вызвать резкую критику.

В основном, знания широкой публики о влиянии алкоголя на мозг основаны на встречах с людьми, подобными Дэвиду и в меньшей степени – на собственном опыте похмелья. Если бы все составляли свое мнение исходя исключительно из поведения Дэвида, было бы трудно убедить их, что алкоголь в небольших количествах приносит интеллекту пользу и что знающий нейрофизиолог пишет горы бумаг о его преимуществах для мышления или интеллектуального совершенствования. Неприятности возникают только тогда, когда алкоголь употребляют в слишком больших количествах и слишком долго, когда человек уходит в запой или если у него уже есть медицинские проблемы.

Провалы памяти, известные за стойкой бара как затемнения, являются исключением из этого правила. Даже люди, которые пьют так, как принято в обществе, могут внезапно испытывать провалы, возможно, после того, как они выпили больше, чем обычно, празднуя какой‑то особый случай. Скорость, с которой поглощаются спиртные напитки, скорость попадания алкоголя в кровоток и общее количество всех выпитых спиртных напитков – все влияет на вероятность провала памяти. Провалы более вероятны, если пьющий не ел во время выпивки.

Один хорошо известный и всеми любимый телевизионный комментатор всегда оставался учтивым и поддерживал компанию в течение всего званого обеда. Его никогда не интересовала еда, но он с удовольствием пил вино и почти неизменно выпивал пару графинов портвейна хозяина. Проблема состояла в том, что, хотя его поведение в течение вечера было безупречным, когда он, в конечном счете, просыпался на следующий день – иногда через тридцать шесть часов – он совершенно не помнил о вечере. Хотя он не напивался регулярно до такой степени, он должен был много выпивать ежедневно, чтобы развить очень высокую степень толерантности. Большинство людей умерло бы от острого алкогольного отравления после пары бутылок порта, даже без учета того количества, которое он выпил в течение обеда. Этот популярный человек теперь уже умер, но он превысил отпущенные ему три года и прожил десять.

Психиатры расценивают повторные провалы памяти как настораживающий симптом у пьющих людей. Это говорит о том, что, хотя они, возможно и не напиваются регулярно, но при случае могут выпить слишком много, что со временем способно вызвать зависимость и отдаленное ухудшение работы мозга.

Были проанализированы преимущества умеренной выпивки для мышления и интеллекта. Согласно исследованию Баум‑Бейкера, проведенному в середине 1980‑х, существуют пять выгод, каждую из которых можно обосновать с научной точки зрения. Умеренно пьющие:

1. Незакомплексованы и относятся к жизни с большим энтузиазмом.

2. Меньше страдают от стрессов и получают большее удовольствие от своей профессиональной, общественной и семейной жизни.

3. Некоторые задачи лучше решают после выпивки. (Много операторов компьютера находят, что после пары спиртных напитков за ланчем они могут пользоваться компьютером с большей виртуозностью. Я засвидетельствовал это сам и подобные эксперименты, проведенные под контролем, подтвердили это.)

4. Имеют более низкий уровень депрессии, даже при том, что похмелье никогда особенно не радует, а злоупотребление может стимулировать длительную депрессию.

5. В пожилом возрасте лучше справляются со многими проблемами возраста и также, похоже имеют лучшее мышление.

Все эти преимущества теряются, если употребляется настолько много алкоголя, что начитает преобладать его токсическое действие.

Плохая сторона в том, что способность осуществлять некоторые действия ухудшается после принятия более двух спиртных напитков. Среди них – вождение автомобиля, особенно, если водитель не пьет регулярно.

«Эй! Неожиданно эта программа стала осмысленной!»

Реакция человека на выпивку частично определяется тем, чего он ждет. Интересно, что, если человеку дают выпить напиток, не содержащий алкоголя, но он предполагает, что алкоголь в нем есть, то его деятельность ухудшается после первоначального улучшения так же, как это было бы при употреблении содержащего алкоголь напитка. То же самое явление наблюдалось среди завсегдатаев вечеринок, которые были способны приобщиться к праздничному настроению, даже если их напиток не содержал алкоголь, на который они рассчитывали.

Хотя злоупотребление алкоголем сопровождается ухудшением интеллектуальной деятельности – даже если это не всегда видно – нет никаких доказательств того, что социально допустимая выпивка оказывает какое‑либо влияние на способность к познанию.

Для того чтобы проверить эту теорию, было проведено обширное наблюдение за близнецами в течение их жизни и оно показало, что умеренное регулярное употребление алкоголя не понижает интеллектуальных способностей, но, напротив, увеличивает их. Но даже лучшей новостью, полученной в результате этого исследования, проводимого группой из Университетской Школы Медицины штата Индиана, является то, что это улучшение интеллектуальной деятельности не зависит от типа спиртного напитка; оно проявлялось в равной степени, пили ли близнецы пиво, вино или крепкие спиртные напитки.

«Я праздную наше восьмидесятиление» (надпись на плакате: с днем рожденья, близнецы, Джордж и Альф)

Ранние признаки ухудшения интеллектуальной деятельности, вызванные постоянным злоупотреблением алкоголем, могут включать такие неясные симптомы, как неправильное суждение, потеря памяти, трудность в подборе правильного слова и увеличение раздражительности, вместе с другими изменениями личности и – наиболее трудное изо всех для определения – ухудшение абстрактного мышления. У людей, постоянно злоупотребляющих алкоголем, может проявиться неспособность или нежелание обдумывать свои проблемы, а скорее принимать готовые решения, что, таким образом, ведет к потере индивидуальности.

Иногда это ясно видно у пожилых политических деятелей, много лет злоупотреблявших алкоголем. Постепенно взгляды, которые они выражают, становятся затасканными, полученными из агитационных листков и представленными с большим апломбом, но это не больше, чем набор звонких фраз. Та же самая проблема может затрагивать профессионалов: пока вопрос, требующий их решения тот, с которым они имеют дело постоянно и они знают это решение наизусть, все хорошо. Однако если перед ними необычная ситуация, ухудшение их интеллектуальной деятельности становится очевидным. Эти изменения в способности мыслить часто сопровождаются общим недостатком гибкости мышления, что может вызвать волнение, если перед ними ставится другая или усложненная задача.

Это первые признаки алкогольной деменции довольно пугающий термин, который описывает ухудшение интеллектуальной деятельности в результате злоупотребления алкоголем – часто хорошо скрыты. Незначительные изменения памяти, суждений и та легкость, с которой человек начинает волноваться, могут развиваться настолько медленно, что для тех, кто живет с ним рядом, они даже не будут очевидны.

Как ни странно, когда выпивка становится чрезмерной, члены семьи могут сплотиться вокруг пьющего и скрывать проблему от внешнего мира, который может просто создать дополнительные трудности для всех заинтересованных лиц. В книге Марии‑Луизы Мейер «Проблемы выпивки = Проблемы семьи», она считает, что родственник, покрывающий алкоголика, мешает ему или ей быть ответственным за свои действия. Социальные и профессиональные проблемы, которые могут возникнуть в результате неизбежной лжи, призванной защитить пьющего, могут уничтожить всю семью.

Алкогольная деменция связана с атрофией или усыханием мозговой ткани, что может всегда продемонстрировать МРТ‑сканирование (магнитно‑резонансная томография). Исследование, проведенное в Сан‑Франциско, показало, что эта атрофия не всегда постоянна и что, как только человек бросает пить, снимки могут возвратиться к норме. Изучение доказывало, что, хотя некоторое снижение интеллектуальной деятельности могло все же определяться, строение мозга в большинстве случаев никак не отличалось от такового в контрольной группе. Это особенно ободряющее известие для пьющих людей более молодого возраста, способных оставить свои привычки, поскольку в этой возрастной группе интеллектуальный дефицит (так же как анатомические изменения), кажется, обратим.

Два заболевания классически связаны с деменцией, вызванной алкоголизмом – синдром Корсакова и энцефалопатия Вернике.

Синдром Корсакова – хроническое заболевание, вызванное длительным злоупотреблением алкоголем. Ему традиционно свойственны три аспекта: потеря памяти, конфабуляция (придумывание историй в качестве компенсации отсутствия воспоминаний о реальных событиях) и периферическая невропатия (потеря чувствительности в конечностях). К этой троице могут добавиться и другие психиатрические проблемы. Во многих случаях расстройствам предшествовали эпизоды алкогольного делирия, который время от времени случается у людей, много пьющих в течение нескольких лет и потом внезапно прекративших на какой‑то период.

Этот синдром – результат дефицита тиамина и, возможно, других витаминов группы В. Печально то, что, хотя лечение витамином В может остановить ухудшение, некоторые симптомы необратимы; полное выздоровление для таких пациентов – явление необычное.

Энцефалопатия Вернике – в целом, более зловещее заболевание. Оно также – результат дефицита витаминов группы В, но в этом случае дефицит вызывает острые симптомы, связанные с кровоизлияниями в головном мозге, подобно большому количеству микроинсультов. Пациент имеет неустойчивую походку, медленную речь, частые движения глаз и косоглазие. Немедленное лечение даже более важно, чем при синдроме Корсакова, поскольку энцефалопатия Вернике может оказаться фатальной. За лечением следует улучшение, но могут остаться последствия, как после любого нарушения мозгового кровообращения.

Одно очень редкое заболевание, болезнь Маркиафавы‑Биньями вызывает повреждение мозговой ткани, которое приводит к внезапной потере равновесия, неустойчивой походке, безответственному и иррациональному поведению и часто, возможно, к коме. Считалось, что эта необычная болезнь была ограничена группой людей среднего возраста, употреблявших слишком много терпкого, красного итальянского вина. В настоящее время, болезнь Маркиафавы‑Биньями выявляется с помощью сканирования и теперь известно, что старые представления относительно этой болезни были необоснованным пятном на итальянских винах.

Люди любого пола и любой национальности могут иногда страдать от болезни Маркиафавы‑Биньями, если они пьют слишком много. Она никогда не бывает у людей, пьющих умеренно и полагают, что недоедание может играть какую‑то роль в ее этиологии.

Если синдром Корсакова и энцефалопатия Вернике известны лишь студентам‑медикам, то алкогольный делирий – высшее проявление алкоголизма – изображается на сцене и высмеивается в шутках комиков. Вопреки популярным представлениям, алкогольный делирий – это не тот термин, который обозначает мелкий тремор, появляющийся у пьющего после тяжелой запойной ночи; это состояние спутанного сознания, во время которого пьющий возбужден и бредит. По сравнению с психическими изменениями, само сильное дрожание (тремор) значения не имеет. Алкогольный делирий – обычно результат периода воздержания или ограничения выпивки у того, кто до этого много и долго выпивал. Запойное пьянство может вызвать приступ; этого нельзя избежать, даже если человек после запоя выпивает умеренно.

Несколько лет назад моя коллега, посланная в Америку, чтобы освещать выборы, решила, что на расстоянии в несколько недель от общественной жизни Лондона у нее будет замечательная возможность бросить пить. На вторую ночь в Штатах у нее развился классический алкогольный делирий: сильный тремор конечностей и (гораздо больше волновавший ее) тремор век вместе с сердцебиением, потливостью, кошмарами и галлюцинациями.

Изображенные на сцене галлюцинации всегда преимущественно визуальные и осязательные; для жертвы характерно видеть и чувствовать змей. На самом деле, преобладают слуховые галлюцинации. В случае моей подруги ужасом ее галлюцинаций были крысы: она чувствовала и видела крыс, но, прежде всего и более всего ее пугало то, что она слышала их. К счастью, у нее с собой было подходящее лекарство и после хорошего сна она оказалась в состоянии вернуться в Лондон – с незаконченной миссией, но с твердым намерением изменить свои алкогольные привычки. Ее намерение не осуществилось и, как мне рассказывают, она все еще пьет водку с апельсиновым соком во время завтрака.

Время от времени галлюцинации в период алкогольного делирия приводят алкоголика к насилию. В одном случае, местный герой, победитель в окопах Вьетконга, был вызван для того, чтобы обуздать местную же знаменитость, чей приступ алкогольного делирия увенчался всплеском производимых на местной улице разрушений. Бывалый воин, храбро встречавший пули идя в атаку, решил, что в этом случае осторожность – лучшая доблесть и укрылся в собственной прихожей.

Лечение алкогольного делирия состоит в прописывании препаратов бензодиазепина, типа валиума (которые предотвращают у пациента припадок) в совокупности с отдыхом в спокойной, но не пугающе изолированной обстановке. Антипсихотические препараты, способные управлять галлюцинациями у некоторых пациентов, не рекомендуются, поскольку галлюцинации, вызванные алкогольным делирием, временные, а подобные средства могут в таких случаях оказывать плохое влияние на давление крови.

Воздержание от алкоголя, даже без галлюцинаций или временных припадков, может быть пугающим как для жертвы, так и для окружающих. Внезапное воздержание может вызвать все медицинские симптомы, присущие алкогольному делирию, но припадки возникают гораздо чаще, чем алкогольный делирий, у людей, злоупотребляющих алкоголем и встречаются намного чаще, чем предполагается, когда алкоголик прекращает пить после длительного запоя.

«Не могу понять, что у вас не в порядке»

Ущерб от чрезмерного потребление алкоголя не ограничивается воздействием на центральную нервную систему – головной и спинной мозг – но также может затрагивать и периферические нервы (вроде тех, которые иннервируют конечности и кожу) и являться одной из причин периферической невропатии, которая, как считают, возникает в результате, скорее дефицита витаминов, чем токсического действия алкоголя. Эта невропатия характеризуется потерей мышечной силы, но также определяет и потерю чувствительности. Пациенты с периферической невропатией ног чувствуют себя так, будто они идут по вате; они не получают нормальных ощущений, когда их ноги ступают на тротуар. Потеря чувствительности кожного нерва также, полагают имеет значение в развитии импотенции у людей, постоянно злоупотребляющих алкоголем.

Периферическая невропатия может быть вызвана чувствительностью ко многим токсическим веществам, но может также быть результатом дефицита витаминов группы В. Именно этот пищевой дефицит, вызывающий полиневропатию, обнаружен у алкоголиков. Интересно наблюдать человека, много лет злоупотребляющего алкоголем идущего по дороге: недостаток ощущений делает его походку неустойчивой и он при каждом шаге высоко поднимает ногу в надежде, что, топнув ею с силой, он сможет получить какой‑нибудь сенсорный ответ. Это так называемая «походка скаковой лошади» – человек поднимает ноги, как будто он лошадь на скачках.

Теперь, когда анатомия мозга легко исследуется с помощью МРТ, мы можем видеть, что его функция, чувствительная к малейшим изменениям, кажется, незначительно изменяется при умеренном употреблении алкоголя, улучшается при небольшом употреблении и повреждается только при злоупотреблении. Некоторые из этих изменений, возможно, больше связанны с косвенными эффектами злоупотребления алкоголем, типа дефицита витаминов, но отмечено также снижение интеллекта и ухудшение мышления даже у тех, кто хорошо питаются, но слишком много пьют.

Категория: Электронная библиотека здоровья | Добавил: medline-rus (13.04.2018)
Просмотров: 324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%