(25 июня 1811 г., фрагменты)
(Манифест явился завершением министерской реформы, начатой введением министерств в 1802 году. «Общее учреждение министерств» было разработано М.М. Сперанским. Является классикой бюрократической литературы. – А. Щ. )
Глава III. Управление и состав министерств
§ 16. Управление каждого министерства вверяется лицу, по непосредственному его императорского величества избранию определяемому со званием министра, главного директора или главноуправляющего.
§ 17. В отсутствие министра, или во время болезни, его управление вверяется товарищу его в тех министерствах, где звания сии ныне состоят или впредь установлены будут.
§ 18. Министерство управляется по точному разуму и силе сего общего и частных учреждений и других существующих и впредь издаваемых узаконений.
§ 19. Главные части, министерство составляющие, суть: 1. Департаменты, 2. Совет министра, 3. Общее присутствие отделений, 4. Канцелярия министра, 5. Особенные установления, при некоторых министерствах состоящие.
Отд. I. Состав департаментов
§ 20. Каждый департамент делится на столько отделений, сколько есть главных частей, и по тому же порядку отделения делятся на столы.
§ 21. Каждый департамент состоит в управлении одного директора, который и ответствует за точное исполнение всего, что постановлено уставом и учреждением той части.
§ 22. При директоре полагается секретарь для исправления разных дел и поручений, общих всем отделениям.
§ 23. Каждое отделение департамента имеет начальника отделения, и каждый стол управляется столоначальником.
§ 24. В числе отделений при каждом департаменте состоит архив.
Отд. II. Состав Совета при министре
§ 25. В министерствах, коих предметы по пространству их разнообразию разделены на многие департаменты, для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения, учреждается Совет министра. Предметы его означены подробно в 5‑й главе сего учреждения.
§ 26. В Министерствах военных, так как и в Министерстве иностранных дел, соединение всех департаментов сохраняет имя коллегий.
§ 27. Совет министра составляется из всех директоров департаментов.
§ 28. Совет составляется под председательством министра, или его товарища, или же одного из директоров, по усмотрению министра.
§ 29. В Министерствах военных могут присутствовать в Совете особые члены, по временам к тому определяемые.
§ 30. Во всех министерствах в Совет могут быть прилагаемы, по усмотрению министра и по свойству дел, члены посторонние, как‑то: владельцы заводов по мануфактурам, знаменитое купечество по делам коммерческим и тому подобные.
Отд. III. Состав общего присутствия
§ 31. В департаментах, коих предметы по пространству их и разнообразию разделены на многие отделения, для рассмотрения дел, требующих общего соображения, составляется Общее присутствие. Предметы его означены подробно в 5‑й главе сего учреждения.
§ 32. Общее присутствие департамента составляется под председательством директора из начальников отделений.
§ 33. В Общее присутствие могут быть приглашаемы члены посторонние, как‑то: фабриканты, заводчики и тому подобные, по усмотрению директора.
§ 34. По части ученой, художественной и искусственной в Общем присутствии могут быть особые члены, определяемые министром по представлению директора.
Отд. IV. Состав Канцелярии министра
§ 35. Для производства общих дел, до всех департаментов относящихся, и для предметов, непосредственно разрешению министра подлежащих, учреждается Канцелярия.
§ 36. Канцелярия министра делится на отделения и столы, соразмерно количеству и роду дел.
§ 37. Канцелярия управляется директором и состоит из начальников отделений, из секретарей и нужного числа писцов.
§ 38. В некоторых министерствах, как‑то: в иностранном, обоих военных и полиции, Канцелярии министров учреждаются на особенном положении, роду дел их свойственном и частными учреждениями определенном.
Отд. V. Состав особенных установлений
§ 39. В тех департаментах, кои по пространству их дел состоят из многих отделений, для общей связи письмоводства учреждается особенная канцелярия при директоре.
§ 40. Для управления сей канцелярии полагается правитель канцелярии; под его ведением состоят журналист, экзекутор, казначей и нужное число их помощников.
§ 41. В тех департаментах, кои имеют в ведомстве и управлении своем знатные суммы, полагаются, под непосредственным ведением директоров, счетные отделения, или счетные столы, смотря по числу и свойству сих дел. Счетные отделения разделяются на столы контрольный и бухгалтерский.
§ 42. Счетные отделения состоят под ведением начальников отделений. Для управления столов по счетной части полагаются контролеры и бухгалтеры, а по прочим столоначальники с нужным числом помощников.
§ 43. В министерствах, кои по роду вверенных им дел имеют некоторое отношение к судной или тяжебной части, назначаются для сего особенные установления, как, например: в Министерстве военном, в управлении горном и других.
§ 44. Некоторые из департаментов, по свойству вверенных им дел, имеют особенные установления, к наукам и художествам принадлежащие, как‑то: ученые комитеты, чертежные, лаборатории и тому подобные временные или всегдашние заведения.
§ 45. При некоторых департаментах определяются переводчики, и где нужно, их помощники.
§ 46. В некоторых департаментах под ведением министра и директоров полагаются особенные чиновники для исполнения разных поручений, для обозрений и поверки следствий и тому подобных занятий.
§ 47. Министерские канцелярии и департаменты могут иметь некоторое число молодых людей сверх штата для приобучения их к делам по разным частям ведения министерств и департаментов.
Глава IV. Порядок, определения, увольнения, производства в чины и наград
§ 48. Министры и товарищи их определяются и увольняются по непосредственному высочайшему усмотрению.
§ 49. Директоры департаментов и канцелярии министра определяются и увольняются высочайшею властию по представлению министра.
§ 50. Начальники отделений и прочие чины, им равные, определяются и увольняются по представлению директора министру, а министр представляет их на высочайшее утверждение.
§ 57. Определение и увольнение всех прочих чинов, составляющих департаменты и канцелярии министра, производится министром по представлению директора.
§ 52. Определение и увольнение нижних канцелярских чинов, положенных по штату канцелярии и департамента, предоставляется директору.
§ 53. Все чиновники высших и нижних классов, при определении их к должностям, так как и при производстве в чины, обязаны дать законом установленную присягу: директоры и начальники отделений дают оную в Правительствующем сенате, прочие в департаментах.
§ 54. Увольнение в отпуску на один месяц с получением жалованья и более месяца без получения жалованья, производится на том же основании, как и определение к должностям, то есть: от кого зависит представление и определение к местам и утверждение на оных, от той же власти зависит и увольнение в отпуск.
§ 55. Отрешение от должностей и предание суду производится тем же порядком, как и определение к местам и увольнение от оных.
§ 56. В упущениях должностей и отступлениях от закона, открывшихся по делам и следствиям, директор предает суду чинов, им самим определяемых, а о прочих представляет министру.
§ 57. Представление о производстве в классные чины восходит от директора к министру, и от него по рассмотрении препровождаются, куда следует, по установленному порядку.
§ 58. По представлениям подчиненных департаменту начальств, директор, составляя под своим надзором списки, представляет министру удостаиваемых им к награждению чинами.
§ 59. Производство нижних неклассных чинов предоставляется директору.
§ 60. Представление к разным наградам по службе производится по директорах министром, а о прочих по предварительным представлениям директоров министру.
Глава V. Порядок производства дел
Положения общие
§ 62. Первоначальная обязанность каждого министерства есть собрать и составить самые верные сведения о настоящем положении его части о законах, уставах и учреждениях, к ней относящихся, так, чтоб все предметы, в состав ее входящие, содержимы были в точной известности.
§ 63. Собрав сии сведения и тем самым основав статистику каждой части, должно постепенно усовершать ее посредством срочных ведомостей, табелей и верных описаний. Сюда принадлежит собрание планов и карт в тех департаментах, в коих по свойству их дел сведения сии необходимы.
§ 66. Уставы и учреждения по временам должны быть дополняемы разными постановлениями, кои по течению дел представятся необходимыми.
§ 67. Чем точнее и полнее в каждом департаменте собраны будут сведения о положении его части, чем яснее и совершеннее будут его уставы и учреждения, тем производство дел будет правильнее, и число их менее.
Отд. I. Вступление дел
§ 81. Бумаги, по внесении их в журнал, распределяются по департаментам и отделениям канцелярии, по их принадлежности.
§ 82. Для связи дел вообще наблюдается, чтоб бумаги сколь можно менее уклонялись от установленного им пути в департаментах. Канцелярия министра должна более заниматься правильным размещением дел и исполнением особенных приказаний министра, нежели производством дел обыкновенных, кои, без нужных в своем месте справок, редко без запутанности могут быть окончены.
Отд. II. Движение дел
§ 90. Дела, вступившие в министерство, получают дальнейшее свое движение или производство по свойству их и принадлежности:
1) в канцелярии министра,
2) в департаменте,
3) в Совете министра,
4) в общем присутствии отделений,
5) в особенных установлениях.
II. Движение дел в департаментах
§ 98. Предписания министра и бумаги с надписью «нужное» и «в собственные руки» представляются немедленно директору и в то же время получают свое исполнение. Прочие бумаги, по получении их, пополняются всеми нужными сведениями и в назначенный час докладываются директору начальниками отделений.
§ 99. В прекращении излишней переписки бумаги докладываются в подлиннике без особенных выписей.
§ 100. Если дело по существу его требует пояснения или соображения с прежним производством, то в отделении, к коему оно принадлежит, составляется по оному записка за подписанием начальника отделения и скрепою столоначальника и представляется директору.
§ 101. Вообще все справки, сведения, записки, переводы и тому подобное, не иначе могут быть представляемы, как за подписанием тех, коими они были составляемы.
§ 102. Дела в отношении к их приготовлению и исполнению разделяются на текущие, чрезвычайные и не терпящие времени.
§ 103. Под именем дел текущих разумеются:
1. Все дела, входящие в департамент по срокам и правилам единообразным, как‑то: срочные ведомости, донесения о получении предписаний и тому подобные.
2. Представления об определениях, увольнениях, паспортах, наградах и поощрениях, на кои существуют единообразные правила.
3. Дела обыкновенные, коих разрешение требует единого соображения с уставом, учреждениями или предшествовавшими предписаниями.
4. Все сведения, служащие к объяснению дела и к приуготовлению его нужными справками.
5. Дела, следующие к обнародованию для повсеместного сведения и извещения.
§ 104. Все дела текущие разрешаются в департаменте.
Исполнение по оным изготовляется в своем отделении: они подписываются директором, скрепляются начальником отделения, и отправляются немедленно. Бумаги, в коих сообщаются только нужные сведения, подписываются одним начальником отделения.
§ 105. Из дел текущих, по изготовлении их, представляются министру следующие:
1. Дела, предполагающие переписку с местами и лицами, министру равными.
2. Те дела, кои особенно предназначит он к своему усмотрению или разрешению, как‑то: определение, увольнение, награды, назначение сумм, сведения о их движении и тому подобное.
§ 106. Под именем дел чрезвычайных разумеются:
1. Все те дела, кои не могут быть разрешены существующими положениями, и требуют новых правил и дополнений.
2. Дела и происшествия, требующие, по важности их, принятия особенных мер, взыскания ответов, подтверждений, или преданий суду за упущения или злоупотребления.
Отд. III. Исполнение и отправление дел
§ 148. Все бумаги, исходящие из министерства, делятся на два главные рода: одни из них содержат переписку министра, другие переписку департамента.
§ 149. Переписки сии различаются не по роду дел, но по различной степени власти, присвоенной министру и департаменту и подробно означенной во второй части сего учреждения.
§ 151. Все прочие бумаги, переписку министерства составляющие, принадлежат к его департаментам, исключая те случаи, где министр признает нужным сделать от своего имени подтверждение или понуждение.
§ 152. Все исходящие бумаги, переписку министра составляющие, изготовляются в департаментах по их принадлежности, скрепляются предварительно директором департамента и представляются министру к подписанию.
§ 153. Если министр признает изготовленное исполнение недостаточным, он поручает исправить и дополнить его под непосредственным своим руководством. В сем случае директор департамента не обязан уже скреплять исполнения, но для связи и порядка дел бумаги сии, по подписании их, вместе с прочими отсылаются в департамент, записываются в журнал исходящих и отправляются по их принадлежности.
§ 154. Бумаги секретные и по особенным поручениям министра, к предметам департамента не принадлежащие, изготовляются в канцелярии министра, представляются директором оной или начальником отделения и отправляются по принадлежности.
§ 155. Бумаги, составляющие переписку департамента, исходят из оного по определенной форме, за подписанием директора и за скрепою начальника отделения. Они изготовляются в своих отделениях и представляются директору на том же основании, как бумаги, изготовленные в департаменте, представляются министру.
§ 156. Бумаги, коих предмет есть требование или сообщение каких‑либо сведений, запросы, справки и тому подобные, подписываются начальником отделения и отправляются за скрепою столоначальника.
§ 157. Никакая бумага не исходит ни из департамента ни из канцелярии прежде, нежели она будет внесена в журнал исходящих.
§ 158. Два журнала исходящих полагается как в департаментах, так и в канцелярии, – общий и частный.
§ 159. В общий журнал вносятся все бумаги, исходящие по департаменту и канцелярии, самым кратким означением их содержания. В частный вносятся все бумаги, исходящие по каждому отделению департамента и канцелярии, во всем пространстве (от слова до слова).
§ 160. В общий журнал вносятся все бумаги без различия, по мере их отправления. Бумаги, тайне подлежащие, не вносятся в общий журнал, но отправляются прямо по внесении их в журнал частный, особенно для сего назначенный.
§ 161. Частный журнал разделяется на три части: в одну вносятся высочайшие указы, по министерству исходящие, в другую переписка министра или департамента, в третью бумаги, тайне подлежащие, где они находятся.
§ 162. Отпуски всех бумаг прилагаются к делам и отдаются в свое время при надлежащих описях в архив.
§ 163. Архив имеет два рода описей: одну общую по алфавиту, другую частную, разделенную на столько частей, сколько есть отделений.
§ 164. Никакое дело и никакая выписка не исходят из архива вне департамента без точного приказания директора; в департаменте же дела и выписки обращаются по запросам начальников отделений.
§ 165. Для успешнейшего хода дел все бумаги отправляются прямо из каждого отделения, по записке содержания их в общий журнал. В частный журнал они вносятся с отпусков, при делах оставляемых. Отпуска сии должны быть сверены и скреплены подписью столоначальника.
§ 166. Исходящие бумаги отправляются за печатью того места, от коего они исходят. Посему каждый департамент и каждая канцелярия имеют свою печать с надписью. Хранение сей печати особенно вверяется директорам, а от них поручается начальникам отделений. Все бумаги должностные не иначе печатаются, как сими печатями. В частной и личной переписке разных чиновников строго запрещается употребление казенной печати, под опасением взыскания по законам.
§ 167. В делах, требующих публичного извещения просителей, вызова подрядчиков и тому подобных, положения и решения министров и департаментов доставляются для напечатания в Ведомостях, за подписанием министра, если объявление исходит от его имени, или директора, когда оно принадлежит к делам департамента.
Глава IX. Порядок подчиненности
§ 369. Строгое сохранение подчиненности во всех отношениях есть первый признак благоустройства в министерстве.
§ 370. Директоры департаментов и канцелярии непосредственно подчиняются министрам; начальники отделений директорам, столоначальники начальникам отделений, прочие чины столоначальникам.
§ 371. Экзекуторы, казначеи, контролеры, бухгалтеры, начальники архива и чертежной подчиняются непосредственно директору, а им подчиняются их помощники и чины, к званиям их принадлежащие.
§ 372. Чиновники, определяемые для исправления особенных поручений по департаментам, состоят в непосредственном подчинении директорам.
§ 373. Каждое лицо, состоящее в службе, обязано оказывать уважение к предпоставленному над ним высшему лицу, принимать от него приказания и исполнять их с точностию.
§ 374. Никто не может вменять себе в предосуждение, когда быв старший чином, в порядке службы и по распределению должностей министерстве, подчинен будет младшему. В сем положении он должен исполнять приказания лица, над ним предпоставленного, без всякого пререкания.
§ 375. Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно или словесно, взыщется строго по законам.
Формы письмоводства
Форма I. Сношения министров между собою и с лицами, им равными, и предписания лицам подчиненным
Заглавие.
Министерство или Главное управление NN.
Департамент или канцелярия NN.
Отделение NN.
Стол N.
Месяц, число, год
О том‑то (здесь означается кратко содержание дела, № (вторая колонка). Если же отношение есть ответ, то вместо содержания означается только № (первая колонка) ответ на № такой‑то.
Господину NN. (Здесь должно означить только Министерство или звание, не выставляя ни чина, ни имени).
Содержание.
Подпись министра.
Скрепа: директор NN.
Примечание.
1). Из бумаг секретных, вместо означения департамента подписывается: по секретной части, и сверх того означается вверху бумаги: секретно.
2). Бумаги секретные директором не скрепляются.
3). В учреждении указаны случаи, когда бумаги, за подписанием министра идущие, директором не скрепляются.
4). Сношения министров военных с чиновниками воинскими вместо содержания оставляются в той форме, какая особенно означается только для них.
|