Любимая москвичами местность под именем Девичье поле известна с древности. Легенда гласит, что еще во времена ордынского ига слуги татарского хана сгоняли сюда самых красивых девушек Москвы и выбирали из них в уплату дани наложниц для хана, – отсюда якобы и произошло это название.
Достоверная же история Девичьего поля начинается с тех далеких пор, когда здесь в 1456 году провожали в Смоленск икону Богоматери «Одигитрия», которая в 1398 году была принесена в Благовещенский собор Кремля, а теперь, по просьбе смолян, возвращалась обратно. В честь Смоленской иконы позднее был основан Новодевичий монастырь.
Здесь в XVI веке под спудом Смоленского собора была захоронена первая игуменья обители – Елена Девочкина и ее помощницы – Доминикия и Феофания.
Вот что писал в XIX столетии ученый‑библиотекарь И. Ф. Токмаков: «Схимонахиня Елена и две ее келейницы и сейчас появляются то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Они молятся за любимую обитель и в тяжелые минуты не раз приходили к ней на помощь. А в 1812 году, лишь перешел неприятель за нашу границу, каждый день после солнечного заката стали появляться святые женщины на ограде обители. Их стоны потрясали могильные камни, и такая скорбь выражалась на их плачущих лицах, что сестры обители глядели на них со страхом и, ожидая грядущих бед, стояли на коленях и молились до зари. Видят их иногда и в мирное время, но теперь они покидают могилы лишь для того, чтобы полюбоваться на обитель. Случается, что в светлые ночи, лишь пробьет полночь на стройной колокольне, подымается тихо массивный камень, покрывающий все три могилы. Елена с келейницами покидают свои гробы, отыскивают глазами те места, где стояла их келья и маленькая деревянная церковь, в которой они так усердно молились несколько столетий тому назад. Поклонившись на все четыре стороны, подымаются они на ограду. Схимницу игуменью легко узнать по золотому кресту, блестящему на ее груди, и по длинной мантии. И всю ночь, как неподкупные часовые, ходят они вдоль монастырских стен».
В пасхальную ночь 1927 года Союз воинствующих безбожников устроил вокруг монастыря шутовской крестный ход. Как рассказывали старожилы‑москвичи, когда перед вратами обители запылал костер из древних икон, призраки монахинь растаяли в воздухе. С тех пор их больше никто не видел…
С некрополем в Смоленском соборе связано предание, рассказанное бывшим ризничим монастырского храма сотрудникам МВД. В 1920 г., когда большевики приняли решение о ликвидации Новодевичьего монастыря, игуменья обители Леонида задумала передать в надежные руки монастырские реликвии. Но вынести их из монастыря монахини не смогли: на выходе стоял караул из солдат ВЧК. Не желая, чтобы древние святыни были осквернены безбожниками, игуменья ушла с ними в монастырское подземелье, где замуровала себя, приняв тем самым мученическую смерть. Монахини имитировали захоронение в некрополе и сообщили властям о кончине Леониды. Ризничий утверждал, что он присутствовал при вскрытии захоронения Леониды, когда под плитой в соборе ее останков не оказалось. По преданию, замурованная заживо игуменья время от времени появляется близ Девичьего поля, охраняя монастырские святыни и пугая непрошеных гостей.
В одной из повестей Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» описана мистическая история про стрельцов Хованских, отца и сына, заподозренных в измене. По приказу сестры Петра I Софьи злоумышленникам отрубили головы у села Воздвиженское, не дав сказать ни слова в свое оправдание. Тела их были затоптаны в болоте на береге Вори возле деревни Голыгино, чтобы и памяти от них никакой не осталось.
Вскоре появились легенды о призраках князей Хованских, выходящих на дорогу по осени из болота и умоляющих прохожих похоронить их тела по‑людски. По слухам, их призраки, до сих пор нет‑нет да и появятся у стен Новодевичьего монастыря под окнами царевны Софьи, куда она была насильно заключена Петром I. Ходят князья Хованские вокруг монастыря, умоляя запоздалых прохожих замолвить за них словечко в Кремле, уверяя в своей невиновности. Снимают они свои отрубленные головы, как шапки, кланяются, умоляя похлопотать за них и похоронить по‑христиански. Современные историки пересмотрели дело Хованских и пришли к выводу: «Не виновны!». Впервые в потусторонней истории призраки добились полной реабилитации.
По слухам, под склепами Смоленского собора берет свое начало подземный ход и, разветвляясь, уходит к Москве‑реке и к дому купца Ганешина, что на Девичьем поле. Когда хозяева дома обнаружили у себя в усадьбе подземные галереи, то приспособили их для своих нужд. В 1840 г. полиция узнала, что тайные ходы используются с преступными целями. При обыске в подземельях усадьбы нашли мастерскую фальшивомонетчиков, после чего ходы по приказу полицейских были засыпаны. Обнаруженный вход в тайник располагался на территории фабрики Гюбнера. Входное отверстие нашли между корнями трех вековых дубов, возвышавшихся на берегу высохшего пруда. После революции предприятие Гюбнера превратилось в шелкоткацкую фабрику имени Свердлова. Лет 40 тому назад на фабрике начали пропадать рулоны ткани. Дирекция установила строжайший контроль за вывозом готовой продукции, но все было тщетно. Время от времени рулоны бесследно исчезали. Впоследствии стало известно, что расхитители выносили похищенное по подземному тоннелю, приводившему к Новодевичьему монастырю.
|