Одним из постоянных членов клуба был друг А. С. Пушкина, князь и масон П. А. Вяземский. Именно он на похоронах великого поэта положил ему в гроб масонскую белую ритуальную перчатку – в знак прощания «брата» с «братом». В августе 1953 года рабочие реставрационной мастерской сняли наземную часть памятника на могиле А. С. Пушкина и оторопели. Погребение оказалось «двухэтажным», и помимо солнца русской поэзии там находились посторонние черепа.
Так масоны пушкинской поры нашли способ напомнить о себе. Известно, что Александр Сергеевич имел к ордену вольных каменщиков самое прямое отношение. А страшноватый священный атрибут – череп – сопровождает масона всю жизнь. Когда брат‑каменщик уходит в мир иной, «мертвую голову» кладут в могилу.
Вступив в члены литературного общества «Арзамас», Пушкин начал общение с будущими декабристами. Высланный в 1821 году в Бессарабию, Пушкин попадает уже в полностью масонскую среду. Кишиневские масоны усиленно начинают «просвещать» молодого поэта, и вскоре им удается его завербовать. Пушкин встречается со многими масонами‑декабристами: Раевским, Пестелем, С. Волконским и др. Вскоре Пушкин разочаровался в масонстве. Так, встретившись с самым «выдающимся» членом союза Благоденствия иллюминатом Пестелем, о выдающемся уме которого поэту прожужжали уши все декабристы, он увидел в нем лишь только жестокого и слепого фанатика своих сумасбродных идей.
Вступив в масонство, Пушкин вынужден был подписать клятву, содержащую верность данному ордену. В итоге это предопределило дальнейшую трагическую дуэль поэта с Дантесом. «Вокруг дуэли и смерти Пушкина ощущается присутствие членов братства». Достаточно вспомнить масонскую символику на сургучной печати анонимного диплома‑пасквиля, приведшего в конце концов к дуэли. Похоронами заправлял двоюродный дядя вдовы – масон, дипломат, граф Г. А. Строганов, ближайший друг масона Геккерна.
Масоны пушкинской поры любили носить различные знаки в виде булавок и перстней с мертвой головой. Одно время отличительным признаком всякого масонства был длинный ноготь на мизинце. Такой ноготь носил и Пушкин, по этому ногтю узнал, что он масон, художник В. А. Тропинин, придя рисовать его портрет. Позже художник рассказывал князю М. А. Оболенскому, у которого этот портрет хранился, что когда он увидел на руке поэта этот ноготь, то сделал ему тайный приветственный знак, на который Пушкин не ответил, а погрозил ему пальцем. Кстати, Тропинин переписал едва не половину членов Английского клуба первой половины XIX века.
В первой половине прошлого столетия в палатах дворца Разумовского существовала протестующая «говорильня», к которой прислушивался царь. Со смертью Чаадаева в 1856 году «говорильня» стала «кофейной комнатой», где смелые речи сменились пересказом статей из «Московских ведомостей» и возлежанием в креслах пресытившихся гурманов и проигравшихся картежников.
Началом заката клуба стал революционный 1905‑й. В «говорильне» раздался гневный рев «сумасшедшего льва». Так прозвали знаменитого винодела Льва Голицына. Из его уст в элитарном клубе впервые прозвучал лозунг «Долой самодержавие!», впоследствии присвоенный большевиками.
|