С наступлением петровских времен мясники были вытеснены с Мясницкой титулованным дворянством, этот район превратился в аналог нынешней Рублевки.
Вся Москва собиралась здесь, чтобы посмотреть на скандальные и знаменитые своими кощунствами шествия шутейного собора. Бывший дядька Петра Зотов в сане «папы всепьянейшего собора» в бумажной короне на голове ехал на свинье впереди разудалой процессии пьяных гуляк в церковных облачениях. Размахивая кадилами и хоругвями, царские ряженые весело распевали скандальные песни в сопровождении дудочников и скоморохов.
Знатные царедворцы наперегонки заселяли улицу. Вскоре здесь поселились ближайшие сподвижники царя – масоны Борис Шереметев, Феофан Прокопович, родственник Петра I В. Лопухин и Яков Брюс. Многие исследователи уверены, что дом чернокнижника в 30‑е годы XVIII века находился на месте современного дома № 13 по Мясницкой улице. Потом владение приобрели братья‑масоны Нилусы, которые здесь открыли «семейный клуб» с карточной игрой. Нилусы оказались шулерами и скоро были разоблачены и высланы.
В 1907 году владение переходит к И. Е. Кузнецову, который в 1910 году строит огромный серый дом со скульптурой льва у входа, символизирующего власть и силу. Над северным фасадом – статуя бога торговли Меркурия с кадуцеем, который также любят использовать масоны. Кадуцей, или жезл Меркурия, – прут, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, как символ морального равновесия и доброго поведения. Кадуцей мог истолковываться и как четыре стихии – прут как земля, крылья как воздух, змеи как огонь и вода.
Соседнее владение (дома 17 и 19) принадлежало в XVIII веке известному масону генерал‑лейтенанту Л. Д. Измайлову. Его потехами были: псовая охота, кулачные бои, попойки и гулянья с песнями, плясками и диким неугомонным разгулом, карточная игра.
И в его доме проводили свои собрания вольные каменщики. Один из самых больших залов был обит черной материей, стены расписаны неизвестными письменами и египетскими иероглифами, а по углам установлены два скелета. Даже сруб старого колодца во дворе особняка был выкрашен в черный цвет, внутри колодца просматривались идущие вниз ступени. Поговаривали, что отсюда вел тайный подземный ход к легендарной Меншиковой башне, где тайно собирались окрестные масоны.
При посвящении в ложу посвященного с завязанными глазами, полураздетого, с оголенным плечом и рукою водили по подземельям, заставляя клясться на Библии и мече, окружали остриями мечей, ставили на кабалистический треугольник или ковер, клали в гроб, заставляли пробегать через огонь и. т. д. Ученику сообщался пароль или тайное слово, по которому он узнавал брата‑масона.
По слухам, в середине XIX века дом Измайловых купили супруги Кусовниковы. Обнаружив в доме комнату с масонской символикой и скелетом, они были так потрясены, что приказали заколотить все комнаты в доме и стали жить в темной дворницкой отшельниками.
По соседству с бывшим домом Измайлова сейчас находится другая знаменитая постройка – дом‑«пагода», с драконами и змеями, стилизованный под китайскую архитектуру, известный как магазин «Чай – кофе». Этот экзотический китайский домик появился здесь благодаря почти анекдотическому случаю. В 1896 году в Москву на коронационные торжества должен был приехать влиятельный китайский сановник Ли Хун Чжану, чрезвычайный посол Китайской империи, с которым все чаеторговцы хотели заключить выгодные контракты о поставке чая в Россию. Хозяева двух конкурирующих чаеторговых фирм, имевших одинаковую фамилию Перловы, одновременно решили предложить ему свое гостеприимство. С. Перлову, пожелавшему во что бы то ни стало опередить соперника, пришла в голову оригинальная идея. Он пригласил модного архитектора К. К. Гиппиуса и придал своему дому вид китайской пагоды. Москвичи были в восторге. Менее всех очаровался Ли Хун Чжан и вместе со всей своей свитой в 40 человек остановился в другом месте у родного племянника.
Как показала жизнь, «неудача» С. Перлова пошла на пользу делу. Он не только возместил все расходы, но и получил хорошую прибыль и великолепную долгоиграющую рекламу своей фирмы. Его дом пережил и конкурентов, и революцию, и стал самым любимым чайным магазином в Москве.
По древней китайской легенде, тысячу лет назад в Китае жил мудрец, который, стремясь к совершенству, умерщвлял свою плоть. Он отрезал от своих глаз веки – они слипались и мешали ему бодрствовать. За такое самоотречение верховное божество наградило его бессмертием, а отрезанные веки превратило в чудодейственную траву, которая могла исцелять телесные и душевные болезни. По‑китайски ее называли ча‑э.
Вместе с завоеваниями Чингисхана чай перешел за пределы Китая в Азию, потом оказался в Европе. Голландцы, например, не зная, что с ним делать, отправили его в музей редкостей. Англичане сварили из него соус. В Россию чай попал в XVII веке и сразу пришелся по душе. Правда поначалу его использовали только при дворе, как «пользительную траву» – то есть как лекарство.
Напротив бывшей усадьбы Меншикова генерал‑поручик И. И. Юшков построил на Мясницкой, 21 дом‑дворец с изящной угловой полуротондой, заказав его проект у знаменитого архитектора Василия Баженова. Есть предположение, что генерал заказал проект именно Баженову оттого, что оба они являлись членами одной масонской ложи, и Юшков хотел помочь брату по ложе после неудачи с Царицыном. Баженов впал в немилость у Екатерины II, прознавшей, что архитектор‑масон имел тайную встречу с цесаревичем Павлом. Предполагая политические интриги, царица отстранила Баженова от государственной службы.
Современники подтверждают, что Баженов был частым гостем Юшкова, чей дом славился великосветским салоном. Немногие посвященные знали, что наряду с блестящими приемами в доме Юшкова проводились тайные собрания масонской ложи, которые посещали известные масоны: Дмитриев‑Мамонов, книгоиздатель Н. И. Новиков, поэт М. М. Херасков, писатель Н. М. Карамзин. Юшков дом был построен по особому проекту согласно масонской символике – в виде рога изобилия. В нем много света, комнат, лестниц, колоннад. Большой круглый зал, расположенный внутри ротонды, покрыт куполом и за счет особой конструкции световых окон весь пропитан светом. Исследователи склонны считать, что это специально отведенное место для масонских собраний и ритуалов. Масонский храм в плане всегда круглый, близок к любимому масонскому символу – улью с пчелами, часто встречающемуся на замшевых фартуках – «запонах», грамотах и печатях.
И. И. Юшков был главным судьей судного приказа, председателем Верховного суда по‑нашему. Он жил на широкую ногу, принимал у себя пол‑Москвы, что, собственно и положило начало огромным долгам, преследовавших позднее его наследников. Сын генерала Юшкова был известен в Москве необычайным хлебосольством. Однажды он устроил у себя на даче, около Новодевичьего монастыря, трехнедельный бал, вследствие которого остановилась работа на ближайших фабриках, так как рабочие все ночи толпились у юшковской дачи, а монахини вместо заутрени взбирались на монастырские стены – смотреть фейерверки, слушать музыку и цыганское пение.
Вскоре он разорился. Чтобы не закладывать дом, с 1838 года он сдает помещение внаем Московскому художественному обществу на обустройство здесь бесплатных рисовальных классов для талантливых людей из народа, которых отбирали по всей России. Директорами и учителями этого нового заведения были известные в Москве масоны: А. Чертков, М. Орлов (бывший декабрист).
Здесь была воспитана целая плеяда художников, полотна которых и поныне украшают залы Третьяковской галереи: К. Коровин, И. Левитан, А. Рябушкин, А. Архипов, Н. Касаткин, М. Нестеров и другие. После революции училище было преобразовано во ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские).
На противоположной стороне улицы «вольных каменщиков» (дом 24) – располагался бывший особняк родственника Петра I, масона В. Лопухина. После его смерти владельцем дома стал барон С. Строганов, а с 1760 года – граф И. Шувалов, также масоны. В 40‑е годы XVIII века в этом здании была размещена основанная Строгановым рисовальная школа. После сноса здания, в июне 1905 года, на этом месте было решено построить нарядный доходный дом по проекту архитектора Ф. Шехтеля.
В Москве в начале XIX века главой масонов иллюминатов был француз Перрен, развративший не одно доброе семейство и погубивший многих молодых людей из самых лучших фамилий. Иллюминаты‑алхимики умели привлекать к себе людей обольщением разврата и возбуждением страстей. Он жил на Мясницкой. Что происходило за Москвою‑рекою, в Кожевниках, в доме Мартынова, куда собирались к нему адепты обоего пола, покрыто тайной. Обличил его один богатый муж‑ревнивец, следивший за своей женой. Перрен был обвинен в покровительстве разврата и шулерстве и был с позором выслан со своей разгульной свитой за границу.
Еще один вольный каменщик, майор Барышников, жил по адресу Мясницкая, 42. Дом его был построен архитектором‑масоном М. Ф. Казаковым в конце XVIII столетия. Здесь у своего друга Бегичева останавливался А. С. Грибоедов, писал «Горе от ума». К нему в этот дом он заезжал попрощаться по пути, как оказалось, последнему, в Персию, куда направлялся с дипломатической миссией, так трагически для него закончившейся.
В память о выдающемся поэте и дипломате была названа близлежащая улица и установлен памятник у Чистых прудов. Любопытно, что на месте, где сейчас красуется памятник А. С. Грибоедову, в июне 1919 года был установлен памятник анархисту и масону Бакунину. Скульптура Бакунину была исполнена в абстрактно‑футуристической манере – так художник пытался выразить мятежный дух «неистового» революционера‑анархиста. Когда с памятника сняли только часть лесов, то от кубического «взбесившегося» Бакунина, по свидетельству Луначарского, стали шарахаться лошади московских извозчиков. Очень скоро рабочие написали гневную статью в «Правду» под заголовком «Уберите чучело», а анархисты устроили акцию протеста против «скульптурного издевательства», требуя не оскорблять память их учителя. Моссовет поспешил убрать памятник.
Но больше всех потрясла москвичей «голова Дантона», установленная в феврале 1919 года на площади Революции. Колоссальных размеров, квадратная голова Дантона, сложенная из плоскостей, скорее напоминала монстра и распугивала прохожих, пока Моссовет не снял и это чудовище.
|