Роковой оказалась не только знаменитая картина «Иван Грозный и сын его Иван», но и многочисленные портреты, написанные Репиным. Впервые о роковых совпадениях заговорил сто лет назад молодой тогда писатель Корней Чуковский. На одном из вечеров он шутливо заметил художнику: «Что за зловещая сила в ваших портретах? Кого ни изобразите, всяк тотчас и помрет!». Все заулыбались острой шутке, однако в глубине души каждый гость тотчас же припомнил, что в словах молодого шутника была большая доля правды: написал, например, Репин портреты Мусоргского, Писемского, Пирогова – их вскоре не стало. Репин горько улыбнулся и сам продолжил список: «…Плеве, Игнатьев, Победоносцев – множество».
Загадка их ухода из жизни после сеанса у Репина поражала. Поползли мистические слухи и догадки: мол, «Репин обладает способностью переплавлять в краски живую плоть и кровь. Уж на что бурлаки – люди здоровые! Да и то – те, кого художник рисовал на этюдах для своей картины “Бурлаки на Волге”, быстро перебрались в мир иной». Поговаривали, что великий Репин с трудом находит себе натурщиков: не живут долго изображенные.
Дошло до того, что создатель Третьяковской галереи Павел Третьяков решил не заказывать Репину портрет престарелого поэта Тютчева. Но все же не сдержался – заказал. Едва художник взялся за кисть, поэт внезапно заболел и вскоре умер.
Как‑то раз, вспомнив о мистических особенностях кисти Репина, один модный писатель обратился к Репину: «Илья Ефимович, сделайте милость, изобразите Столыпина! Уж так он всех достал!». Присутствующие дружно засмеялись. Но вскоре Саратовская дума заказала Репину портрет Столыпина. Едва Илья Ефимович успел закончить работу, Столыпин отправился в Киев, где его и застрелили. Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.
Рассказывают, что однажды на выставке Репин услышал, как один из зрителей, узнав Репина, повернулся к нему и проговорил: «Господин художник, что ж вы гениев нашей культуры рисуете? Написали бы лучше членов Государственного Совета!». Остальные посетители выставки поддержали шутку: «госсоветчиков» все ненавидели. Вскоре Репин получил политический заказ: написать монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета». Работа оказалась выматывающей. Репин тяжело заболел и закончил ее только к концу 1903 года. В 1905 г. начались первая русская революция. Почти все изображенные стали ее жертвами.
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен. Многие религии запрещают рисовать портреты. Люди давно подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал.
Специалисты по танатологии (наука о смерти), считают, что портрет – это биоэнергоинформационный фантом человека. Связь между портретом и оригиналом всегда существует. И не дай бог с картиной что‑то случится: связь каким‑либо образом обязательно проявится! Если портрет удается, как живой, и живописная «копия» ничуть не уступает оригиналу из плоти и крови, портрету и оригиналу становится тесно вдвоем на одном свете. И тогда выживает тот, кто сильнее. Интересно, но с полотнами посредственных художников мистические истории случаются редко.
Старожилы рассказывали, как одному антиквару на Сухаревке подошла дама и долго смотрела картины. Приглянулась ей картина с надписью: «И. Репин»; а на ней ярлык: 10 рублей. «Вот вам 10 рублей. Я беру картину, – сказала она, – Но если она не настоящая, то принесу обратно. Я буду у знакомых, где сегодня Репин обедает, и покажу ему». Приносит дама к знакомым картину и показывает ее И. Е. Репину. Тот хохочет. Просит перо и чернила и подписывает внизу картины «Это не Репин. И. Репин». Картина эта опять попала на Сухаревку и была продана благодаря репинскому автографу за сто рублей.
В конце весны 1856 года московский купец Павел Михайлович Третьяков, трепетно влюбленный в русскую живопись, приобрел первые две картины. Эти два малоизвестных сегодня полотна и положили начало собранию, которое со временем превратилось в великую Третьяковскую галерею. Сегодня она полна шедеврами, и кажется, что мы знаем о них все. Но это иллюзия: даже у самых известных картин есть свои тайны и предания. Ибо не бывает искусства без мистических загадок и легенд.
Поговаривали, что сразу же после того, как Третьяков открыл свою галерею, она стала самым посещаемым местом в Москве. Предприимчивые московские свахи смекнули, что именно там очень хорошо сводить своих «клиентов» и находить новых. В картинной галерее стали устраиваться настоящие смотры: невесты приходили смотреть женихов, а женихи – невест. Когда это стало известно самому Третьякову, он только посмеялся, сказав, что любой способ «приобщиться к русской культуре» хорош, – ведь теперь все эти люди знают, где находится его галерея.
|