Каждый год в ночь на 1 мая на горе Брокен в Германии нечистая сила устраивает шабаш. В 1929‑м году знаменитая Вальпургиева ночь имела продолжение, ставшее всемирно известным благодаря роману М. А. Булгакова: на другой день после шабаша делегация нечистой силы во главе с князем тьмы прибыла в Москву, в район Патриарших прудов. Еще через трое суток делегация, в несколько измененном составе, отбыла из Москвы, но уже из района Воробьевых гор. Почему нечистая сила выбрала именно эти места, эти названия? Впрочем, с горной Москвой все тоже более или менее ясно; там гора (Брокен) – и тут горы (Воробьевы, единственные в Москве). А вот с дальней Москвой действительно стоит разобраться. Почему же нечистая сила предпочла Патриаршие пруды?
Известные всему миру Патриаршие пруды стали пристанищем дьявольских сил задолго до того, как Булгаков увековечил их в своем романе. В незапамятные времена на месте нынешних Патриарших прудов лежало, дурманя кисло‑горькими испарениями, Поганое козье болото, о котором издревле ходила дурная слава. И поделом. То лихие людишки ограбят и убьют подвыпившего купца, навечно сокрыв следы преступления в трясине. То охотник поскользнется на кочке и окажется там же. А то кто‑нибудь не в меру любознательный вечером пустится в погоню за ласковым светом таинственных болотных огней и не вернется. Иные сами забредали сюда по глупости – и находили смерть.
Перешептывался московский люд: «Не суйтесь в мутные колдовские зеркала, дабы уцелеть». Вокруг гиблого болота был обширный пустырь, на котором пасли коз. В роковом 1666 году появлялся среди домашних животных незнакомый черный козел. Люди подметили неладное. Когда затешется он в стадо, у коз молоко пропадает, а если уж черный козел в ворота зайдет – жди покойника. И решили пастухи, что это дьявол в образе козла являлся: ведь не боялось это животное ни окриков, ни плетки, только крестным знамением удавалось его отогнать. Жители попросили помощи у патриарха: избавь от нечистой силы, а мы будем тебе лучшую козью шерсть поставлять. Болото осушили, пруды освятили, и назвали их Патриаршими. По слухам, во время водосвятного молебна поднялся буйный ветер, пруды всколыхнулись, помутилась вода, и раздался гул из‑под воды.
Но от перемены названия мало что изменилось. Людям здесь становилось не по себе, лошади, проезжая мимо, шарахались в сторону. Извозчики отказывались ехать сюда, огибая это проклятое место за два квартала. Лошади вставали здесь как вкопанные, изо рта шла пена. Да и сегодня, как утверждают гаишники, на Малой Бронной ближе к полночи постоянно глохнут машины. Как только приезжает эвакуатор, машина заводится. Мистика, да и только!
Исследователи аномальных явлений уверяют, что рамки в этом колдовском месте крутятся как одержимые. Приборы зашкаливают. Вероятно, дает о себе знать Козье болото, ставшее могилой для множества людей. Ведь места захоронений, как и болота, обладают особой патогенной энергетикой. Некоторые случаи попахивают чертовщиной. Судите сами.
Коренной москвич (в прошлом химик) Николай Васильевич Листратов рассказывал, как однажды вечером ехал по Малой Бронной мимо Патриарших прудов и вдруг ощутил приступ непонятного ужаса. Старенькая шестерка предательски заглохла, а перед капотом из‑под земли ударила струя прозрачного пара. Этот туманный столб походил в свете фар на призрачную фигуру человека. Привидение несколько раз взмахнуло руками и растаяло. А в небо поплыла цепочка небольших светящихся огненных шариков, похожих на мыльные пузыри. Перед капотом был ровный асфальт без провалов и трещин. Откуда же пар, а тем более, огненные пузыри?
Николай Листратов вспоминает: «Вернувшись домой, долго ломал над всем этим голову. А жена вдруг открыла томик Булгакова и ахнула: “Это Воланд вернулся!”». Вспомните роман «Мастер и Маргарита»: «Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида».
По мнению исследователей, слово «Патриаршие» напоминает еще и о библейских патриархах. В этом слове как бы скрыт вход во временной тоннель, ведущий в эпоху Пилата. Это слово – своеобразная машина времени.
Так что не случайно Булгаков «устроил» здесь встречу советских писателей с Воландом. Мастер описал в романе небывало жаркий вечер первого дня, когда Воланд со свитой прибыли в Москву, так как сатану традиционно связывали с адским пламенем. Это не та жара, которую могли бы предсказать метеосводки, – это жар адского пламени, предшествующий появлению дьявола. Воланд знает об этом своем свойстве. Он знает, что литераторы устремятся к прудам, к воде, как звери на водопой. Вот там‑то, на прудах, он их и изловит. Но по иронии судьбы, жизнь тут же откликнулась на фантазию писателя. 1 мая 1929 года, судя по газетным сообщениям, в Москве наблюдалось резкое аномальное потепление.
Сатана появляется в Москве с запада, в тот самый момент, когда Берлиоз доказывает Бездомному, что Бог – миф, выдумка. Сатана является на голос богохульства. Он въехал в Москву со стороны расположенной рядом площади Маяковского, которая до 1935 года называлась Триумфальной. Через Триумфальную арку («Царские врата») в Москву въезжали российские императоры. Царь преисподней, по законам булгаковской фантазии, въехал в «пролетарскую столицу» через незримую триумфальную арку и проник на Патриаршие через пустой скверик между Садовым кольцом и Ермолаевским переулком. Незадолго до описываемых событий здесь была снесена Ермолаевская церковь, давшая название бывшему Коровьему переулку.
В месте разрыва охранного магического Садового кольца и явился москвичам Воланд со своей разгульной свитой. Дьявол и его слуги приземлились на месте резиденции церковного владыки. В атеистической Москве конца 1920‑х годов само название Патриаршие звучало горькой насмешкой. Патриаршая козья слобода! Козел издревле был символом и животным дьявола. Получается – богочертовское место. Наконец, Воланд притянут еще и чародейским остатком средневекового Козьего болота, по сути, следом чертова копыта!
Зачем Воланд и его свита явились в Москву? Ответ на этот вопрос дает сам Сатана во время сеанса черной магии в театре «Варьете». Он заявляет, что хотел узнать, насколько жители Москвы изменились внутренне за последнее время. Потусторонние силы обнажают человеческие слабости, разоблачая людские пороки. Как только они обнаруживают в душе человека червоточину, он становится их легкой добычей.
По мнению самого мистического писателя, мир поделен между Богом и Дьяволом. Они заодно правят миром. Нам не жаль ни провокатора барона Майгеля, ни буфетчика с его осетриной второй свежести, ни даже председателя земного ада под именем МАССОЛИТ. Шутовская свита Сатаны непостижимым образом воюет на стороне высшей справедливости против алчности, подлости, низости, трусости и прочих смертных грехов человека.
Сатана явился в Москву для страшного суда. Но суд Сатаны не состоялся. Новые москвичи оказались недостойны даже суда, все обошлось серией хулиганств и пожаров.
Коровьевские штучки
От трех Поганых прудов со временем остался один. По старинной легенде, в злополучном 1666 году в этом самом пруду появился сом‑людоед – нечто, что поедало коз, которые паслись на берегу. Подойдут козы к пруду водицы испить – и одной, а то и двух не хватает. Как сквозь землю провалились. Так родилась версия с сомом, которого в XVII веке окрестили «Бегемотом» – то есть «демоном обжорства», «демоном желаний желудка».
Несколько лет назад здесь произошел необъяснимый случай. Один разбогатевший москвич решил отпраздновать на Патриках свой день рождения. Ресторанами да кабаками‑то уже никого не удивишь, а тут целый пруд в твоем распоряжении. Новый русский – заядлый рыбак – привез накануне праздника три огромные цистерны с рыбой и запустил всю рыбу в пруд. В воскресенье выдал друзьям удочки – ловите, мол. За целый день не поймали ни одной рыбки. Он не поленился, вызвал водолазов, те прочесали все дно и обнаружили, что рыбы в пруду нет. Именинник свалил всю вину на пьяных и голодных бомжей, но эксперимент через недельку повторил. Только на этот раз вокруг пруда охрану поставил. То ли «братки» были голодными, то ли местные жители, непонятно. Но рыба снова исчезла. Опять мистика или проделки вездесущего Бегемота?
Старожилы рассказывают, что вскоре после войны мальчишки решили искупаться в пруду, но один из них на глазах пошел ко дну. Дети, испугавшись, разбежались по домам и сознались только вечером, когда обезумевшие от горя родители бросились искать сына. Вызвали водолазов, прочесали все дно – ребенка так и не нашли. До сих пор в отделении милиции лежит дело о пропаже этого мальчика.
Любопытную историю рассказал известному краеведу Л. Н. Ожерельеву вагоновожатый, а в прошлом фронтовик Василий Стаценко. Однажды ночью в июне 1941 года Василий со своей возлюбленной Марией прогуливались вокруг легендарных прудов. Влюбленные решили устроить ночные купания. Доплыв до середины, юноша потерял сознание и очнулся лишь на берегу. Девушки рядом не было.
Вот как об этом рассказывал сам Василий: «На середке голову мою буйную закружило, ноги заплело. Тону… Смутно помню, как Мария пыталась помочь. И вот лежу на берегу. И ее рядом нет. Звал, метался… Ночь. Что поделаешь? Три дня Марию искали. Неприятности с законом у меня были. Что они в сравнении с моим личным горем? Сгубил драгоценную душу. В ночь на 20 июня на берег пришел. Думаю о ней. И вдруг увидел ее! …Как живая! Темно, но ясно Марию вижу, отчетливо слышу голос ее: “Вернешься с войны – вернешься ко мне”».
После войны Василий не раз возвращался на Патриаршие. Бывшего фронтовика стало неотступно преследовать видение Марии. «Мария светом мутным и серым обволакивала меня и требовала, чтобы я не забывал по субботам в полночь наведываться на Патрики и там ожидать, когда зазвучат голоса. Однажды я не подчинился и чуть не погиб, едва увернувшись от колес грузовика. После этого перечить я уже не решался. Ночами на берегу я видел иногда одну Марию, чаще – двух. Голосов было множество, и пророчествовали они хором из разных точек пространства. Предсказывали в основном бытовые мелочи. Но случались предсказания и серьезные». Однажды она исчезла навсегда, предупредив, что вскоре здесь он встретит свою судьбу, что жизнь он проживет с ней, и не с призраком, а с молодой, красивой женщиной.
Вскоре вагоновожатый женился. Суженую свою он встретил в полночь у Патриарших прудов. Внешне она совсем не походила на Марию. Но характер, привычки, и главное, ее воспоминания о счастливых минутах, проведенных до войны вместе, не оставляли сомнений – это Мария! И Ольга – так звали «копию» погибшей невесты – тоже не сомневалась в этом. Примечательно, что Мария и Ольга имели одинаковые фамилии – Осташенко, хотя избранница не приходилась родней его бывшей возлюбленной и никогда о ней раньше не слышала. Иногда она, прогуливаясь вокруг легендарных ныне Патриарших прудов, вдруг, словно впадая в транс, вспоминала, как гуляла здесь до войны вместе с Василием, рассказывая о том, чего не могла помнить, так как это происходило не с ней, а с утонувшей Марией. Смущало только одно: воспоминания о прошлом посещали Ольгу исключительно у Патриарших прудов, только по ночам, только в мае.
Мистика на Патриках всюду, даже с обычным советским трамваем. Здесь частенько можно видеть поклонников Воланда, с книжкой в руках пытающихся определить, где именно проходили трамвайные пути, на которых трагически завершил свой жизненный путь Михаил Берлиоз. Место отыскать можно без труда. А вот насчет того, был ли трамвай, существуют серьезные сомнения.
Валентин Катаев вспоминает трамвай, ведомый комсомолкой в красном платочке. Но, судя по архиву транспортных схем 20‑х годов, трамвая не было. Что касается старожилов, здесь мнения самые разные. Категорически отрицают движение трамвая у Патриаршего пруда и Наталья Кончаловская, которая с родителями с 1912 года жила в том самом доме на Садовой, где в начале двадцатых годов жил и Булгаков, и другие старожилы. Но с ними не согласны другие «аборигены». «Трамвай был», – пишут писатели Б. Мягков, А. Шамаро, В. Левшин, Сергей Есин. Бывший главный инженер путевого хозяйства Москвы Анатолий Жуков заявил: «Ходил по Малой Бронной трамвай! Ходил вплоть до конца 20‑ых годов. Хотя и недолго».
И, наконец, последняя «трамвайная схватка». В 1980‑х годах «методом биолокации» удалось установить наличие «рельсовых маршрутов», бывших в районе Патриарших прудов. Однако его оппоненты утверждают, что события на Патриках – виртуальная реальность, как бал Воланда, как полет Маргариты. Так все‑таки, был ли трамвай? Или это всего лишь призрак легендарного трамвая? Или опять коровьевские штучки?
Российский исследователь паранормальных явлений Владимир Богданов утверждает, что призрак длинного автобуса, выкрашенного в черный цвет, с торчащей над крышей трубой, появляется в полночь на Малой Бронной улице, что у тех же Патриарших прудов.
Из призрачного автобуса выходят солдаты в странной форме: на черных погонах изображены красные черепа. Ими командует офицер со звездами на погонах. Они заходят в подъезды близлежащих домов, сверяясь предварительно с какими‑то списками, выводят оттуда людей и сажают в автобус. Как только люди скрываются за задней дверью, водитель нажимает какую‑то кнопку на приборной панели, и над трубой показывается столб дыма.
В. Богданов уверяет, что сам вместе со своим знакомым стал свидетелем этого действа. Солдаты попытались и их затолкать в автобус, но не смогли до них дотронуться – друг для друга они были лишь неощутимыми призраками. А заглянув внутрь автобуса, мужчины увидели только облако розового дыма – и больше ничего…
Говорят, что на Патриаршие недавно вернулось и другое древнее проклятие – стал вновь появляться черный козел. Говорят, что недавно строитель, работавший на осушении пруда, увидел черного козла, подумал, что он сбежал из зоопарка, попытался его поймать, но тот как сквозь землю провалился.
Незабвенный кот Бегемот, увековеченный в булгаковском романе, «аукнулся» москвичам появлением необычного призрака. На сей раз речь идет о кошачьем привидении.
|